ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
...И параллели магистрали стали синонимом судьбы
04.11.2010 / Газета: Южная правда / № 121(22711) / Тираж: 24600

Помню, с каким замиранием сердца в пятилетнем возрасте впервые ехала с мамой на поезде к бабушке в гости в станицу Горячий Ключ Краснодарского края. Объявили наш поезд, и мама, крепко держа меня за руку, побежала туда, откуда, сердито пыхтя, издавая немыслимый металлический скрежет, приближалось чер ное, с толстыми боками и огромными красными колесами чудовище. Был конец пятидесятых — время трудяг-паровозов, тянувших на себе весь отечественный пассажирский и грузовой железнодорожный транспорт. И страх совсем прошел, когда из черной кабины выглянул молодой улыбчивый парень, а вагон оказался домиком на колесах и через окошко можно было видеть столько интересного!

Прежде чем подняться в кабинет начальника пассажирского вокзала, вошла в зал ожидания. Только ушел дизельный поезд на станцию Долинская, и зал торжественно спокоен в ожидании новой партии прибывших или отъезжающих пассажиров, встречающих и провожающих. Вокзал — живой организм: дышащий, живущий в унисон с распорядком движения поездов, в жестком режиме встретить — проводить — разместить — накормить — обслужить, да еще много чего.

У него доброе лицо, чаще всего — женское. Трепетно касаюсь рукой стены — сколько человеческих историй слышали эти стены, сколько судеб прошло через вокзальные двери. Курс философии человеческого счастья и боли может преподать немой свидетель.

Изначальную дату рождения Николаевского пассажирского вокзала, увы, не удалось узнать. Известно лишь, что 20 августа 1873 г. открыто движение по Знаменско-Николаевской железной дороге, связавшее город со всей Россией и миром. Следующая вешка — в 1907 году открыта линия железной дороги Николаев — Херсон. 26 августа 1924 года — начало движения поездов по направлению Николаев — Апостолово.

9 октября 1954 года на месте разрушенного немцами вокзала построили новый, более просторный. Наконец март 1987 года. Открытие нового железнодорожного вокзала на бывшей сортировочной станции Водопой.

Помнится, многие ругали проектантов за неудобный переход, другие погрешности. Но не любить ворота города, его вокзальное лицо невозможно. Вокзалы, как и люди, увы, имеют неприятное свойство стареть. С целью улучшить внешний вид и повысить комфортность и технологичность вокзального комплекса разработан рабочий проект его реконструкции сметной стоимостью 65 млн. грн. Правда, деньги пока не выделены, но обещают начать финансирование в будущем году.

Начальник Николаевского пассажирского вокзала «Николаев» Одесской железной дороги Л. П. Пляченко — железнодорожник по призванию, руководит хлопотным хозяйством с 1979 года. Вокзальное хозяйство немалое: более 7 тысяч квадратных метров общей площади вокзала, плюс гараж, да пригородный павильон и бомбоубежище, три посадочные платформы. Штатным расписанием предусмотрено 102 человека, имеются вакансии, представление на их заполнение направлено в службу.

Структурой вокзала предусмотрены билетные кассы, численность билетных кассиров — 23 человека, багажное отделение, сервисный центр, справочное бюро, комнаты отдыха (11 комнат на 33 койко-места), платный туалет и автоматические камеры хранения. В среднем в сутки работает 7 касс, в том числе на вокзале Николаев-грузовой и в филиале сервисного центра по ул. Шевченко — по одной кассе, на вокзале Николаев-пассажирский 4 кассы, из них одна при сервисном центре и одна пригородная. В среднем за сутки на вокзале обслуживается 1585 пассажиров.

Заведующая билетными кассами Ольга Васильевна Баланюк — более 25 лет в сфере железной дороги. Основная деятельность вокзала — продажа билетов, а работа с людьми по-прежнему самый трудный аспект работы билетных кассиров, убеждена Ольга Васильевна. Малообеспеченность на фоне постоянных стрессов — причина повышенной конфликтности пассажиров у билетных касс. Невысокая зарплата, посменный режим работы — не причина для поиска другой работы. Текучести здесь практически нет. Коллектив кассиров обновился по совсем другой причине — ухода на пенсию. Новый состав — девочки со средним специальным и высшим образованием. Непременное условие работы — приветливость, доброжелательность и, безусловно, выдержанность и тактичность по отношению к покупателям билетов.

В служебных помещениях и кабинетах следы свежего ремонта. «Своими силами проводим текущий ремонт. Осталось доделать технический отдел и свой кабинет», — поясняет Ольга Васильевна. Едва не самый важный компонент вокзального сервиса — комната отдыха. Нас встречает и любезно «оглашает» весь список дополнительных услуг дежурная Галина Петровна Груценко. Комфортная уютная одноместная комната с телевизором и телефоном обойдется пассажиру 160 грн. в сутки; двухместная с холодильником или телевизором — 80 грн.; трехместная с телевизором — 70 грн.; трехместная — 60 грн.; четырехместная — 55; пятиместная — 50 гривень.

К услугам отдыхающих — душ, туалет, совершенно необходимые бытовые мелочи, даже учтены подзарядка ноутбука и мобильного телефона. Те же продублированные услуги можно получить в вокзальном сервисном центре: оформление заказа билета в кассе сервисного центра с выкупом проездного документа при личной явке; пользование телефонной связью в границе города; заказ такси или вызов носильщика по просьбе пассажира; ксерокопирование; прием и передача сообщения по факсу; пользование актовым залом; доставка билетов по адресу в границах города; пользование автоматической камерой хранения; выдача письменной справки или справки по городу; прием заказа, оформление и доставка проездных документов в курортные зоны и т. д. Целый комплекс удобных и недорогих услуг оказывают в багажном отделении вокзального комплекса — я насчитала аж 20!

Проблема безопасности движения на железнодорожных переездах показала, что мелочей здесь не бывает. В течение 9 месяцев на Одесской железной дороге произошло 8 дорожно-транспортных происшествий по причине грубых нарушений водителями автотранспорта правил дорожного движения. Пострадал один человек. Все ДТП — это ситуации, когда водители пренебрегают запретительными сигналами переездных светофоров, пытаясь сэкономить время, объезжают шлагбаумы, подвергая риску свою собственную жизнь и жизни пассажиров. Авария на переезде — это ремонт локомотива, обновление переезда и пути, задержка грузовых и пассажирских поездов.

Не стоит забывать и о психологическом состоянии машиниста, который после ДТП должен пройти курс психологической реабилитации в специальном центре. Статистика неумолима: за 9 месяцев текущего года 232 работника локомотивных бригад железных дорог Украины прошли реабилитацию.

Подготовка Одесской железной дороги к осенне-зимнему периоду находится в завершающей стадии. Во всех структурных подразделениях создается зимний запас топливных ресурсов, угля, смазочных материалов, запчастей и оборудования. По дирекциям и узловым станциям разработаны и утверждены оперативные планы по борьбе со снежными заносами. Служба путей подготовила 27 из 29 единиц имеющейся снегоуборочной техники.

В пассажирском хозяйстве проверяются системы вентиляции, отопления и водоснабжения, утепление вагонов. К зимним пассажирским перевозкам уже подготовлено 427 вагонов из 625 запланированных. Все поездные бригады проходят аттестацию по правилам эксплуатации систем отопления пассажирских вагонов в зимний период.

Уже отремонтировано 570 км железнодорожных путей. Полностью подготовлены стрелочные переводы, оборудованные пневмообдувом и электрообогревом. Не забыт и человеческий фактор — началась вакцинация от гриппа работников железнодорожной сферы.

Вокзальная дежурная по выдаче справок — едва ли не самый востребованный человек. Татьяна Ивановна Годовикова «сидит» на справке с 2002 года. Она и радистка, и телефонистка, успевает дать справку по телефону, объявить поезд, посадку, ответить подошедшему к окошку. Работа — сутки через двое, тяжело бывает под утро, но уже привыкла, как и шестилетняя дочь Ксюша к режиму маминой работы.

А вокзал живет своей привычной и размеренной жизнью: прибывают и мчатся дальше поезда, увозя транзитных пассажиров. И за парадным фасадом железнодорожной службы стоит целая армия тружеников, обеспечивающих этот четкий бесперебойный ритм. В канун профессионального праздника хочется пожелать замечательному коллективу, всем коллегам-железнодорожникам крепкого здоровья, мира и согласия в семьях, исполнения заветных желаний. А они у нас одни, общие для всех — чтобы жизнь стала лучше и радостней, а поезда звали нас в даль светлую. И если ветки деревьев подчиняются ветру, то корни стоят на своем...

Автор: В. ПРУТКЕВИЧ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту