ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Бессмертие органа: музыка на все времена
06.11.2010 / Газета: Южная правда / № 122(22712) / Тираж: 24600

На днях в помещении Римско-католической церкви Св.Иосифа (больше известной у нас как костел) прошел органный концерт. Несмотря на то что «король инструментов», как часто называют орган, установлен тут уже несколько лет назад, подобными концертами николаевцев радуют не столь часто, как хотелось бы. Н о все же эти праздники жизни время от времени происходят, доставляя истинное наслаждение местным меломанам, которых, кстати, у нас, несмотря на все усилия по их искоренению (филармонии-то с достойным концертным залом как не было, так и нет по сию пору!), остается еще весьма и весьма немало. Что и показал, притом очень наглядно, настоящий концерт, привлекший впечатляющую аудиторию.

Перед собравшимися выступила с интересной, отменного вкуса и разнообразной сольной программой известная исполнительница, лауреат Всеукраинского конкурса, профессор Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева Наталья Чеснокова. Опытный музыкант, с хорошей школой (окончила Киевскую консерваторию — сначала по классу фортепиано, а затем и органа, совершенствовала свое мастерство в России, в частности, в Москве у Д. Башкирова, а также в Новосибирске, принимала участие в музыкальных фестивалях в Германии, Польше, Сирии) и профессиональной репутацией, активно концертирующая не только как солистка, но и как участник ансамбля.

Вот и на этот раз она порадовала собравшихся ценителей тщательно выстроенной серьезной программой, включавшей органные произведения самых разных авторов и эпох. Сердцевиной концерта стала высокая (высочайшая!) классика — великий Иоганн Себастьян Бах. Им начинался, им и заканчивался концерт. Исполнялись баховские произведения, хорошо известные и популярные, но из тех, что можно слушать по многу раз и всегда обнаруживать в них что-то новое, живое, трепетное. Это — Фантазия cоль мажор, 4 Хоральные обработки, Прелюдия, Токката и Фуга ре минор. Гениальный автор, гениальная музыка! Вот ведь удивительная высота и глубина одновременно — сочинено более трех столетий назад, а продолжает волновать наши сердца и поныне... Органично вписывается в исполняемую программу и более старший современник Баха, но гораздо менее известный, Иоганн Пахельбель, творивший, если можно так выразиться, в его русле. И его Токката, Прелюдия, Фуга и Фантазия in I стали для слушателей интереснейшими открытиями и заметно обогатили их музыкальный кругозор. Столь же приятным знакомством стала для николаевской публики встреча с творчеством композитора несколько более позднего времени (рубежа XVIII — XIX вв.), Иоганна Христиана Генриха Ринка, с сочинением, которое и посвящено, и выдержано в «духе» исполинского Баха — Прелюдия и Фуга «на имя BACH». Вот такой существует своеобразный музыкальный жанр, к которому приобщила благодарную публику талантливая исполнительница.

Конечно, баховское «направление» было и остается магистральным для органной музыки, его неоспоримой вершиной. Но, разумеется, им не исчерпывается. И Наталья Чеснокова показала нам, как плодотворно и гармонично развивается сегодня органное сочинительство и исполнительство, как широк существующий репертуар для великолепного инструмента. И программа нынешнего концерта включала в себя произведения композиторов-современников. Валерий Кикта, хотя давно уже живет в Москве, по духу своему является, несомненно, автором, прежде всего, украинским, и вдохновение свое зачастую черпает из бездонных чистых криниц украинского народного творчества, богатого и мелодичного. В программу концерта столь же органично вошли две части из большой органной сюиты автора — «Две карпатские медитации», привлекшие оригинальным и своеобразным звучанием. Мощно и вдохновенно также прозвучал величественный инструмент при исполнении Мессы «Via dolorosa», пролога к крупному органному сочинению «Реквием», пронизанного искренними, почти чувственными библейскими мотивами, интересного, ищущего, сочетающего традиции и новаторство современного композитора из Харькова Михаила Шуха.

Могучий и возвышенный голос органа звучал в тот вечер под руками Натальи Чесноковой, как показалось собравшимся в храме, особенно проникновенно, обогащая душу, очищая ее от скверны, от всего суетного, сиюминутного и случайного, что окружает нас в этом несовершенном мире. Слушатели расходились взволнованными, унося в сердце нетленную, неугасимую искорку великой музыки и благодарность даровитой исполнительнице, подарившей нам такую желанную радость прикосновения к прекрасному.

Автор: М. Васильев


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту