ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ
09.11.2010 / Газета: Южная правда / № 123(22713) / Тираж: 24600

Фестивальная декада IV театрального фестиваля Международного Черноморского клуба «Homo ludens» («Человек играющий») завершилась. Начался фестиваль веселым и остроумным театральным капустником.

Что ни говорите, умеют в Русском театре устроить шоу! Судите сами: первые лиц а города и области председатель облсовета Татьяна Демченко, городской голова Владимир Чайка и начальник управления культуры Светлана Гладун расхаживали по сцене в расшитых золотом мантиях, из их уст сыпались шутки и каламбуры, а статисты-актеры величали влиятельных особ «герцогами» и «герцогинями» герцогства Николаевского.

Во второй день фестивальной декады зрители увидели спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба», представленный давним знакомцем николаевской публики — Таганрогским академическим театром имени Чехова. Пьеса Гоголя имеет подзаголовок «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Собственно, «невероятным» оказалось то, ради чего и была затеяна вся веселая и комичная возня на сцене: вожделенная свадьба не состоялась. И это несмотря на трепетную готовность невесты Агафьи Тихоновны (эту роль блестяще сыграла Татьяна Шабалдас, получив приз за лучшую женскую роль) влюбиться в любого из четырех, предложенных свахой женихов.

Исполнитель роли Кочкарева заслуженный артист России, он же директор Таганрогского театра Сергей Герт получил специальный приз «За высокое театральное искусство».

Гран-при получил спектакль «Ревизор» театра кукол «Огниво» из подмосковного города Мытищи. Режиссер-постановщик спектакля Петру Вуткэрэу (Молдова) усложнил сценическое действие, развернув его сразу в нескольких планах: куклы и люди находятся на сцене одновременно. В веселой и жутковатой суматохе фантасмагорического действа стая чиновников превращалась то в стаю ворон, то в стаю крыс с длинными толстыми хвостами, то в летучих мышей-химер. Леденящий ужас гротеска.

Оказалось, что возможности актера, у которого в руках кукла, намного большие, чем у актера драматического. Милые создания человеческих рук вытворяют на сцене такое, на что живые актеры и не отважились бы, но «кукольная» эротика выглядит весьма забавно и совсем не грубо. По воле авторов спектакля Марья Антоновна даже выходит замуж за Хлестакова. А может, вовсе и не выходит, а все это только мечты героев...

Приз жюри за лучший спектакль присужден Ростовскому Академическому театру драмы имени М. Горького за «Вишневый сад» по А. Чехову. Все, что есть лучшего в театре, было предъявлено зрителям: талантливая режиссура, замечательная сценография, блестящая актерская игра в традициях реалистической психологической школы Станиславского. Роман Гайдамак за роль Яши получил приз как лучший молодой актер. Специальным призом жюри за роль Фирса награжден народный артист СССР Михаил Бушнов, которому недавно исполнилось 87 лет.

Драматический театр Черноморского флота РФ имени Б. А. Лавринева привез из Севастополя спектакль «Стоянка в Нагасаки» по роману «Три возраста Окини-сан» Валентина Пикуля. Надо признать, сегодня, на фоне расцветающего секс-бизнеса, романтизация покупной любви выглядит, по меньшей мере, странно. К тому же инсценировка сделана слабо, в первом акте актерам, кроме объятий, играть нечего, а во втором — главный герой, женившийся на женщине из хорошего дома, которая родила ему троих сыновей, но любящий другую, тоже из хорошего дома, но публичного, выглядит как-то малодостойно.

Впрочем, порадовала антивоенная тема, которая прозвучала в конце спектакля. Несмотря на все перечисленное, талантливой актрисе Диане Кугаевской, сыгравшей Окини, удалось создать образ нежной японки-гейши, за что жюри отметило ее в номинации «Лучшая молодая артистка».

О «Маленьких супружеских преступлениях» поведал спектакль Харьковского государственного Академического театра имени Т. Г. Шевченко. Пьеса современного французского писателя Э. Шмитта рассказывает о перипетиях супружеской жизни. Пресыщенная Европа, в которой нет особых социальных катаклизмов, углубляется в себя, в психологические проблемы межличностных отношений, но это интересно и нам. Возможно, кто-то из зрителей увидел на сцене и свои проблемы. Исполнитель роли Жиля Сергей Бережко получил Гран-при за лучшую мужскую роль.

Еще один старожил фестиваля — Приднестровский государственный театр драмы и комедии (г. Тирасполь) привез спектакль «Журден, Журден!». В основе творения Булгакова лежит переосмысленная, расцвеченная новыми эпизодами и героями пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве». Талант и изобретательность влюбленных героев преодолевают косность и сословные предрассудки. Музыка и танцы делают представление похожим на оперетку: весь смысл мольеровско-булгаковского представления в веселой, искрящейся, как шампанское, игре актеров.

Исполнитель роли Журдена народный артист ПМР Игорь Таран получил приз за лучшую мужскую роль. Его сдержанная, полная достоинства игра производит впечатление, артист умеет быть смешным, не смеша и не комикуя. Народная артистка ПМР Алла Равло получила приз за лучшее исполнение роли второго плана. Специальным призом жюри за высокое театральное искусство награждена директор театра заслуженный работник культуры ПМР Мария Кырмыз.

Прекрасную «Чайку» по Чехову представил Донецкий областной театр юного зрителя (г. Макеевка). Вечная история о мятущихся душах, о талантливых молодых людях, которым не так-то легко найти свое место в мире, особенно, когда не помогают близкие. Гран-при фестиваля за лучшую женскую роль жюри присудило Гелене Сергутиной, исполнительнице роли Нины Заречной. Призом за высокое театральное искусство награжден директор донецкого театра Вячеслав Слухаенко. А режиссер этого спектакля и автор музыкального оформления Олег Александров получил приз за лучшую режиссуру и стал настоящим открытием фестиваля.

В предпоследний день фестивального показа зрители могли увидеть еще один спектакль, поставленный Олегом Александровым в Луганском Академическом областном русском драматическом театре.

Эжен Ионеско — лидер театрального направления, которое получило название «театр абсурда», против этого термина возражал. Это движение возникло во второй половине XX века во Франции как протест против «театра бульваров» с его модными сентиментальными драмами. Драматурги-абсурдисты доводят осмеяние обыденного бытия до гротеска, до абсурда, до какофонии.

У персонажей абсурдистского театра характеров нет духовного мира. Они существуют только в обстоятельствах, только диалогах. Учитель, Ученица, Служанка в пьесе «Урок» предельно деиндивидуализированы. К скромному Учителю приходит учтивая, оптимистически настроенная Ученица, которая желает за три недели стать доктором философии. За один час урока жизнерадостная девушка превращается в злобную тупицу, неспособную что-либо понимать; она уныло повторяет фразы за своим «наставником». Учитель никого не собирается учить, он то говорит банальности, то обрушивает на Ученицу поток лингвистической информации, которую неподготовленный человек сразу усвоить не может. Учитель самоутверждается, убивая дух ученицы. Дидактика переходит в диктатуру.

Из галантного вежливого джентльмена «Учитель» превращается в раздражительного, агрессивного тирана, властного садиста, терзающего свою жертву. Урок заканчивается убийством ученицы. Все это предвидит Служанка, но ее предупреждениям маньяк не внемлет, оказывается, что убитая ученица уже сорок первая по счету. Учитель убил столько детей, что из них может получиться целый класс. И это в городке «никого не удивляет». Разумеется, убийство носит символический характер — это убийство духа, это превращение живого в косное.

Впечатление потрясающее, от оваций и криков «Браво!» сотрясаются стены театра. Какая в Николаеве замечательная интеллектуальная публика!

Драматургия абсурдистов, значительно расширившая рамки представлений о театре и признанная во всем мире, — это классика XX века, все остальные спектакли фестиваля тоже поставлены по пьесам классического репертуара, зарубежная пьеса не в счет. О чем это свидетельствует, как не о кризисе современной драматургии? Кажется, «наше время трудновато для пера» и хороших пьес о современности нет.

Эту лакуну мужественно старается восполнить драматург из Одессы Александр Мардань. Александра Евгеньевича можно было видеть на всех спектаклях фестиваля, он оказался добросовестнейшим членом жюри, которое к концу турнира утратило половину своих членов.

Пьесу А. Марданя «Ночь святого Валентина» поставил Криворожский областной театр драмы и музыкальной комедии имени Т. Г. Шевченко. Это очень современная история с традиционным любовным треугольником. (Говорят, в мировой литературе есть всего тридцать два сюжета, которые бесконечно варьируются).

И сюрприз под занавес. На протяжении всей фестивальной декады две группы актеров НХАРДТ готовили вместе с молодыми режиссерами отрывки из трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Режиссура Владимира Снегурченко, мизансцены и игровое начало, подкрепленные интересной сценографией Алены Самойленко, на мой взгляд, были более убедительны. Запомнился Шут, сыгранный молодым талантливым актером Игорем Ворогушиным.

Все хорошее и даже прекрасное имеет свой конец. Театральный праздник завершился. Будем ждать следующего «Homo ludens»!

Автор: Людмила ЩЕТИНИНА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту