ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Русская фишка или Как обманули акционеров Николаевского глиноземного завода
10.11.2010 / Газета: Николаевский бизнес / № 45(349) / Тираж: 5100

Шесть лет владельцы миноритарных акций НГЗ, входящего в российский концерн РУСАЛ, отстаивают свои права в судах различных инстанций. Вплоть до Европейского. И только летом прошлого года после вмешательства Генеральной прокуратуры Украины дело обманутых николаевских акционеров-глиноземщиков сдвинулось с мертвой точки. Сегодня у 26 тысяч владельцев мелких акций, наконец-то, появилась надежда восстановить свои права на владение акциями мощного металлургического гиганта.

Ловкость рук и никакого мошенничества?

Как; свидетельствуют документы, в 2000 году, когда россияне пришли на Николаевский глиноземный завод, за 30-процентный пакет акций они заплатили 100 миллионов долларов США. На скупку акций на вторичном рынке и докупку пакетов у государства они потратили еще 50 миллионов. В этом же году завод перевели на давальческое сырье (толлинг), с чем в начале приватизации так пламенно обещал бороться владелец РУСАЛа Олег Дерипаска. По итогам года доля такого сырья в общем объеме переработки НГЗ составила 72 процента.

Это были еще цветочки. В следующем году доля давальческого сырья увеличилась до 97 процентов. В результате завод, производя 1,12 млн. тонн глинозема, получил всего 87 млн. долл. выручки (т.е. менее 90 долларов' за тонну). До начала приватизации, когда структуры бывшего директора НГЗ Виталия Мешина и TWG братьев Черных платили по 100-110 долл. за тонну, казалось, что ниже цены быть не может. Но жизнь оказалась оптимистичней — нашлись еще резервы для снижения цены.

После того, как выручка от реализации упала в полтора раза (64% от уровня 2000 года), успехи завода по оптимизации платежей привлекли внимание даже Президента Украины. Тот дал специальное поручение разобраться в происходящем. Занимавшийся этим Николай Азаров отметил, что менеджмент НГЗ «ссылается на объективные обстоятельства — упала цена глинозема, а нас заинтересовала ситуация потому, что резко снизились платежи в бюджет. Этого следовало ожидать. У нас есть серьезные опасения по поводу крупнейших инвестиционных проектов последних лет с точки зрения перспектив их деятельности».

Кстати, о владельцах. Их не очень много: в 2003 году наряду с Олегом Дерипаской компанией владели Борис Абрамович Березовский и губернатор Чукотки, а также заслуженный футболист Великобритании Роман Аркадьевич Абрамович. Собственно, именно в их пользу перераспределялись доходы группы вообще и доходы Николаевского глиноземного заводам частности. В 2003 году свою 25-процентную долю Абрамович продал. По словам Дерипаски, сделка обошлась примерно в 2 млрд. долл. и была справедливой. Правда, это не мешает ему говорить о том, что сам алюминиевый, бизнес малорентабелен. Кто хочет, тот и верит. Но не все. Есть один любопытный документ. Это справка, датированная 15 июля 2003 года о консолидированном аудиторском отчете Rusal Group за 2001 и 2002 год по стандарту US GAAP. Аудитором выступила компания Pricewaterhouse Coopers. Согласно этому документу, только за два года (2001 -2002) при объеме продаж около 8 млрд. долл. чистая прибыль «Русского алюминия» составила 1,7 млрд. долл. Причем практически вся она ушла на дивиденды своим владельцам (не путать с акционерами). Учитывая, что фактически все эти деньги получили всего четыре человека, — неплохой заработок.

В 2002 году владельцы НГЗ отказались от толлинга. Это привело к увеличению объемов производства и очень умеренному росту налогов. Впрочем, одновременно завод переложил на город заботы о своем жилом фонде, сдал в аренду объекты заводского соцкульт-быта (знаменитым олимпийский бассейн «Водолей» сдали на 37 лет), так что реально расходы не возросли. На заводе была начата программа по увеличению мощности НГЗ до 1,3 млн. тонн в год. Был подписан контракт с немецкой фирмой о строительстве на предприятии пятой печи кальцинации глиноземного производства.

Завод построишь? Нет, куплю...

Если 30-процентный пакет акций НГЗ продали на аукционе за 500 млн. грн. (100 тыс. долл.), то второй, почти такой же, спустя некоторое время ... отдали россиянам практически бесплатно — за сомнительные инвестиционные обязательства (о .чем никто нигде не заикнулся). Те пообещали осуществить модернизацию, а также в течение пяти лет построить новый алюминиевый завод в Украине (в Харькове — ред.). Этот ход, по всей видимости, придумали коррумпированные чиновники вкупе с северными соседями, и дальнейшее развитие событий это предположение полностью подтверждает.

Три года новые владельцы, искусно показывая нулевую прибыль, молча вывозили сырье, ограничиваясь копеечными текущими ремонтами оборудования. И вдруг обратились с письмом в Кабмин: мол, так, дорогие, мы считаем, что строить в Украине обещанный завод ...нецелесообразно.

И что же? Правительство принимает соломоново решение: дать «инвесторам» два года на раздумья — может, они за это время...передумают? Ну разве это не чистейшей водьц протекционизм, откровенная коррупция?!

То, что «инвестор» ничего строить не будет, четко следовало и из перспективных планов «РУСАЛа», согласно которым речь шла о строительстве заводов в Африке, на Кольском полуострове, в Ленинградской области, о покупке предприятия в Индии, на Ямайке. Об Украине, кроме НГЗ, не говорилось ровным счетом ничего. В Москве обоснованно считали, что и так договорятся...

Вообще, условие по НГЗ изначально было таким, что отталкивало от его покупки конкурентов. Более того, в Киеве надеялись, что вместо строительства нового завода хозяева НГЗ теперь предложат что-то реальное на эквивалентную сумму. Да и в самом Харькове были надежды на завод, с ним они связывали хотя бы частичный подъем соцкультбыта. Россияне же избрали свой вариант отфутболивания: «дескать, да, построим, только потом, вы же понимаете, что в мире творится». Реально были забиты несколько колышков, чем деятельность инвесторов и ограничилась.

И тут как нельзя кстати подоспели выборы президента Украины. Накануне официального начала кампании, 10 августа 2004 года, правительство Януковича издает распоряжение «О некоторых вопросах выполнения условий договора купли-продажи акций ОАО «Николаевский глиноземный завод». Под воздействием неизвестных, но сильных аргументов оно соглашается заменить обязательство построить алюминиевый завод на обязательство модернизировать производственные мощности НГЗ и увеличить к 2009 году производство глинозема до 1,6 млн. тонн в год.

Ясно, что РУСАЛ от этого выиграл. Украина же проифала. Вместо движения к производству полного цикла она вместе с Гвинеей вошла в клуб поставщиков сырья для российских заводов, которые, в свою очередь, поставляют

полуфабрикатный алюминий на высокотехнологические производства Запада.

Консолидация акций: миноритарии не нужны

Решение о консолидации акций ОАО «НГЗ» и изменении их номинальной стоимости было принято общим собранием акционеров 16 марта 2004 года. Консолидация получилась впечатляющей. Если раньше уставной фонд ОАО «НГЗ» состоял из трех с небольшим миллиардов акций, то теперь их свели к 80 штукам простых именных акций номиналом 9,46 млн. грн. каждая. Фактически это означает, что претендовать на новые акции могут только те, у кого есть более 37,8 млн. ранее размещенных акций. Такой нехитрый маневр позволяет владельцам контрольного пакета избавиться от многих миноритариев. Ведь чтобы собрать более 37,8 млн. акций, оформить общую собственность, а потом обменять ее на акцию новой номинальной стоимости, нужно было, как минимум, время. Но «фишка» авторов хитрой консолидации в том, что на все про все миноритариям давали аж 10 дней. Понятно, что в такой срок уложиться нереально, ведь акционеры разбросаны по всей Украине и располагают мизерными пакетами. Благодаря помощи «независимого регистратора» операцию успешно завершили. В итоге бывший госпакет был еще раз преобразован.

Выглядело это так. Акционер получал извещение о том, что он вместе с другими акционерами должен выкупить акцию стоимостью 1,5 млн. долл., либо на его депозитный счет перечислят деньги из расчета 10 копеек за 25-копеечную акцию. Учитывая, что еще до допэмиссии физическим лицам принадлежало акций всего 14 млн. грн., даже теоретически они не могли скинуться на две акции. Миноритарные акционеры НГЗ получили чистые бланки заявлений от завода на выплату денежной компенсации. За одну акцию номиналом 0,25 грн. общество обязывалось уплатить 0,1 грн. Если же акционер не желает расставаться со своей собственностью, то деньги в принудительном порядке планировалось перечислить ему на депозит нотариуса, реквизиты которого должны были сообщить дополнительно по завершению процедуры консолидации акций НГЗ. По протоколу на собрании, принявшем решение о консолидации, было представлено 97,84% акций. Понятно, что именно собственники ОАО «НГЗ» приняли решение деноминировать и консолидировать акции. И даже если на собрании мелкие акционеры выступали бы против такого решения, их голоса вряд ли могли что-то изменить.

Финалом этой аферы века стало преобразование ОАО «НГЗ» в ООО «НГЗ», владельцами которого являются 6 кипрских компаний, представляющие РУСАЛ в чистом виде. Не стало 26 тысяч акционеров! Не стало ими заработанных или купленных акций!

Наблюдатели отмечают, что провести такой трюк с акциями было несложно, учитывая, что практически абсолютным владельцем завода еще до мартовского собрания являлась компания «Русский алюминий», которой удалось аккумулировать 97,5% акций НГЗ.

«РУСАЛ» «УКРАЛ» «НГЗ»

Для защиты конституционных прав николаевских глиноземщиков еще в 2003 году была создана общественная организация «Закон и справедливость». Когда началось массовое сокращение рабочих с предприятия, общественная организация обратилась с открытым письмом через СМИ к депутатам городского совета, а также к Президенту Украины с просьбой защитить их права.

...завод кормил 7 тысяч семей, доплачивал пенсионерам, содержал социальную сферу, строил жилье своим работникам. Теперь же на заводе сокращены («реструктуризированы») пять тысяч рабочих мест. В первую очередь сокращены работники, стоящие в очереди на получение жилья. Закрыты детские сады, не финансируется обучение детей работников, закрыт санаторий-профилакторий, не положено ни одного кирпича в строительство или достройку жилья для работников завода... Психологический климат на заводе строится на страхе потерять работу по любой причине — на усмотрение владельцев завода...» — говорилось в открытом письме Президенту Украины.

В знак протеста на городских улицах появились бигборды с кричащим текстом социальной рекламы, типа «РУСАЛ» «УКРАЛ» «НГЗ», «5 тысяч рабочих сокращено» и т.д. Помнится, «оскорбленный» металлургический гигант тогда подал в суд на «Закон и справедливость» и требовал с общественников ... 3 миллиона гривен за моральный вред. Хотя если рассудить логически, то на бигбордах была аббревиатура реальных предприятий: «РУСАЛ» — русский алюминий, «УКРАЛ» — украинский алюминий, НГЗ — Николаевский глиноземный завод. Общественная организация ведь не виновата, что кто-то «соединил» эти аббревиатуры в целостное предложение. Честно говоря, получилось забавно. Да и что возьмешь с нищей общественной организации?

И еще один интересный, пусть даже пустяковый момент, но так точно характеризующий сегодняшних владельцев мирового металлургического гиганта в Николаеве. Судите сами. В преддверии 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне представитель редакции газеты Верховной Рады Украины «Голос Украины» Галина Порфирьева обратилась к генеральному директору НГЗ Юрию Овчинникову с письмом, в котором просила подписать 50 «фронтовикам» парламентскую газету. На что руководитель НГЗ также письменно ответил: ... на сегодня предприятие не располагает свободными средствами на проведение благотворительных акций ... К большому сожалению, выполнить Вашу просьбу не представляется возможным». Вот так! В принципе этот факт четко характеризует отношение руководства завода к людям, трудившимся на этом предприятии. Стало быть, нашим ветеранам, а в их лице и всем николаевцам, от мощного металлургического гиганта достается лишь испорченная окружающая среда,

вредные отходы алюминиевого производства, а также выбросы вредных веществ в атмосферу и в местные водоемы. Заметьте, отработанный шлам остается на нашей территории, что, кстати, также является темой для отдельного журналистского расследования.

Попытка не пытка

Тем не менее, обманутые мелкие (миноритарные) акционеры не сдаются. Уже шесть лет они оспаривают в судах различных инстанций незаконность проведения общего собрания 16 марта 2004 года, на котором была произведена консолидация и деноминация акций НГЗ. Что характерно, иски в суды люди подавали массово, тем не менее, ни на один из них украинская Фемида не удовлетворила. А по сути, и доказывать вроде как и нечего, судите сами: у людей есть частная собственность — акции, и их насильно лишили ее. И не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что над людьми в наших судах просто потешились, отказывая в исках. Более 50 исков акционеров НГЗ сегодня находятся в Европейском суде. Акционеры продолжали подавать судебные иски. Доходило до парадокса.

Так, на сегодня существует два совершенно противоположных судебных решения одного и того же судьи высшего хозяйственного суда Украины господина Дерепы: 1 ноября 2007 года он удовлетворяет кассационную жалобу акционера Виктора Волкова, а 5 марта 2009 года, после повторного рассмотрения в суде первой инстанции, отказывает в удовлетворении кассации. Образно говоря, людей брали на измор, давая им понять, мол, ваше дело бесперспективное и проигрышное.

- Незаконность предложенных условий консолидации достаточно очевидна, — комментирует ситуацию адвокат Алексей Кугут, защищающий в судах интересы бывших глинощемщиков. — Принципиально общее собрание акционеров, конечно же, может принять решение об изменении номинальной стоимости акций. Однако акционерное общество не вправе обязать акционера продать свои акции. Положение .о депозитарной деятельности гласит, что консолидация выпуска акций не допускается, если существуют собственники акций данного выпуска, владеющие таким количеством акций, которое нельзя обменять на целое число консолидированных акций. Иными

словами, если хотя бы у одного существующего акционера не хватает акций для обмена, и он откажется получить компенсацию, то консолидация будет незаконной.

Перелом в судебной чехарде произошел лишь летом прошлого года, когда в это дело вмешалась Генеральная прокуратура Украины. Исполняющий на то время обязанности Генерального прокурора С. Винокуров направил в Верховный Суд Украины кассационное представление, в котором, ссылаясь на законодательство, просил отменить постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 5.03.09 г., Одесского апелляционного хозяйственного суда от 14.10.08 г., хозяйственного суда Николаевской области от 9.06.08 г., а дело направить на новое рассмотрение в Николаевский хозяйственный суд.

6 июля 2010 года судьей Николаевского хозяйственного суда В. Ржепецким было вынесено решение — «визнати рішення загальних зборів акціонерів Товариства з обмеженою відповідальністю «Миколаївський глиноземний завод», оформлене протоколом від 16.03.2004 p., недійсним — в частині деномінації акцій товариства шляхом консолідації.

Металлургический гигант не согласился с таким решением и подал апелляцию. Одесский апелляционный хозяйственный суд, всесторонне рассмотрев апелляционную жалобу ТОВ «НГЗ», оставил ее без удовлетворения. Это было 12.10.10 г. По всей видимости, и на это решение обязательно последует кассационная жалоба в высший хозяйственный суд. Какой будет вердикт столичных судей, покажет время. Акционеры уверены в своих «железных» аргументах и считают, что справедливость восторжествует. Надеемся, ждать осталось недолго.

Автор: Татьяна ФАБРИКОВА, депутат областного совета


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту