Согласно выводам Счетной палаты, за девять месяцев доходы бюджета оказались недовыполнены на 7 млрд грн, расходы — почти на 5 млрд грн. Дефицит более чем в два раза превысил прошлогодний показатель и погашался в основном за счет заимствований. Причем это произошло на фоне экономического роста. Давление на бизнес, благодаря которому Кабмин пытается увеличить поступления, себя не оправдывает, отмечают эксперты.
Сейчас Кабинет министров ограничивает доступ общественности к информации о госфинансах -Госказначейство сообщает лишь о фактических поступлениях в казну.
Однако в распоряжении «Коммерсанта-Украина» (см. материал Провальное поступление) оказался отчет Счетной палаты о выполнении бюджета за девять месяцев. Аудиторы выяснили, что уровень выполнения утвержденных показателей остается низким. Доходы общего фонда бюджета в январе-сентябре выполнены всего на 95,2% (перечислено на 7,36 млрд грн меньше запланированного — 143,8 млрд грн), расходы — на 97,3% (4,7 млрд грн и 173,9 млрд грн соответственно). ГНАУ и Гостаможня не смогли в полном объеме собрать основные бюджетообразующие налоги — план по НДС недовыполнен на 5,12 млрд грн, по налогу на прибыль — на 2,56 млрд грн, по акцизному сбору — на 1,76 млрд грн. Согласно отчету СП, если бы операции по возмещению НДС-облигациями отображались в общем фонде бюджета, что логично, так как налог зачисляется и возмещается из общего фонда, а не в спецфонде, то показатель невыполнения бюджета был бы еще большим.
Таким образом, нынешнее руководство Кабмина в управлении госфинансами столкнулось с теми же проблемами, что и правительство Юлии Тимошенко. В частности, оздоровить систему не позволили переплаты налогов и сборов, которые за отчетный период выросли еще на 1,5% — до 14,5 млрд грн, и рост налогового долга — до 13,12 млрд грн. Дефицит бюджета вырос более чем вдвое — до 52,8 млрд грн. Одной из причин этого СП называет оформление возмещения НДС-облигациями. В то же время финансирование дефицита осуществлялось в основном за счет средне- и краткосрочных заимствований — за девять месяцев правительство выполнило годовой план на 83,8%'. Хотя им предусмотрены в первую очередь долгосрочные займы. Также среди системных ошибок — выполнение обязательств Пенсионного фонда за счет госбюджета. Долг фонда перед бюджетом сократился на 3,2 млрд грн, но все еще остается значительным — почти 19 млрд грн. В целом, отмечают
аудиторы, 26% общего объема расходов бюджета — социальные обязательства, пишет «Обком».
Кроме того, по мнению аудиторов, нынешний Кабмин и распорядители бюджетных средств неэффективно используют госсредства и управляют госимуществом. Деньги резервного фонда, предназначенные для финансирования непредусмотренных чрезвычайных ситуаций, по решению правительства * направлялись на программы, утвержденные законом о госбюджете. В таких же нарушениях нынешний Кабмин обвинял правительство госпожи Тимошенко. Примечательно и то, что все проблемы с бюджетом происходят на фоне роста ВВП (за полгода — до 5,4%) и утвержденной в парламенте госпрограммы экономического и социального развития на 2010 год. Большинство планов, в частности увеличение притока иностранных инвестиций, экспорта высокотехнологической продукции, так и не были выполнены. В Счетной палате считают, что для сокращения дефицита целесообразно внести изменения в госбюджет, этопозволит «сформировать реалистичные показатели бюджета на 2011 год и приостановить рост долговой нагрузки». Эксперты уверены, что бюджетные проблемы при экономическом росте связаны с увеличением влияния теневой экономики. По оценкам аналитиков, она уже составляет в среднем 60%. «Несмотря на все усилия контролирующих органов ужесточить сбор налогов, бюджет не выполняется. Это говорит о том, что чем больше пресс, тем больше бизнеса уходит в тень. То есть государство рубит сук, на котором сидит»,-говорит директор Украинского бюро Международного комитета защиты прав плательщиков Ирина Кемпл. Директор департамента Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудык добавляет, что изначально при разработке бюджета-2010 Кабинет министров завысил показатели, а Верховная Рада без обсуждения поддержала этот документ. Кроме того, по его словам, текущий год прошел под лозунгом «социальной популистской риторики», а серьезные реформы, несмотря на их декларирование, так и не начались. «Нужно четко решить: то ли Украина остается бедным и социальным государством, то ли развивает экономику и становится инвестпривлекательной. Во втором случае нужно забыть о социальной направленности бюджета, вводить адресную помощь, инвентаризировать льготы. Хотя судя по действиям правительства, о пенсионной реформе мы уже забыли»,- говорит господин Рудык. А глава департамента внутреннего аудита консалтинговой компании EBS Людмила Рассахацкая уверена, что частично вывести экономику и зарплаты из тени может снижение налогов на доходы физлиц — это увеличит отчисления в бюджет и легализует зарплаты.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |