С приходом в филармонический оркестр «Аrs nova» нового художественного руководителя, дирижера и солиста — заслуженного артиста Украины Александра Гоноболина — музыкальная жизнь в городе заметно оживилась. Маэстро Гоноболин — известный композитор и великолепный скрипач, его хорошо знают в музыкальном мире, во Франции его сочинения рекомендованы к исполнению во всех музыкальных учебных заведениях.
23 октября состоялся замечательный концерт оркестра «Аrs nova». В гости к николаевцам приехал народный артист Украины, лауреат Государственной премии имени Т.Г.Шевченко, лауреат международного скрипичного конкурса «Пражская весна», профессор Национальной музыкальной академии Украины Анатолий Баженов.
На протяжении тридцати лет Анатолий Баженов — первый скрипач Национального квартета имени Лысенко. Он регулярно выступает в качестве солиста с камерными и симфоническими оркестрами Украины, Германии, Франции, Турции. Всего маэстро дал более 3000 камерных и сольных концертов в Европе, Америке, Азии, Австралии и Африке.
Многие украинские композиторы доверяли Александру Баженову первое исполнение своих произведений, среди них Лятошинский, Скорик, Станкович, Сильвестров, Карабиц. Благодаря Александру Баженову украинская публика получила возможность познакомиться с творчеством выдающихся зарубежных композиторов XX века: Бриджа, Веберна, Берга, Штокхаузена, Респиги, Малипьеро, Кабмини, Пистона, Нейнза, Шнитке. Анатолий Баженов сделал огромное количество записей с музыкальными фирмами «Мелодия», «Амати» и «Еtcetera». Маэстро играет на замечательной скрипке, изготовленной в 1739 году итальянским мастером Фердинандо Гальяно.
На большом концерте, который прошел в лютеранской кирхе на улице Адмиральской, слушатели получили огромное наслаждение. В первом отделении был исполнен концерт для скрипки с оркестром ля-минор И-С.Баха, солировал Анатолий Баженов. В концерте для двух скрипок с оркестром ре-минор И-С.Баха прозвучал потрясающий дуэт скрипачей Анатолия Баженова и Александра Гоноболина. Это было удивительное исполнение — слаженное, яркое, эмоциональное. Впечатление неизгладимое!
Во втором отделении была исполнена камерная симфония «Памяти жертв фашизма и войны» Дмитрия Шостаковича. Скорбная благородная музыка прозвучала с изумительной чистотой и выразительностью.
Концерт был украшен премьерой: композитор Александр Гоноболин презентовал свое новое сочинение «Адажио и Аллегро». Замечательная музыка! Всего в концерте из двух отделений было исполнено пять больших произведений.
В заключение не могу не сказать, что прекрасная академическая музыка не имеет своего дома, у филармонии нет достойного помещения и своего зала. Конечно, чтобы послушать хорошую музыку и живой звук, ценители готовы ехать в любой конец города, но в зале почти не было молодежи. Привлекать же ее, воспитывать, выращивать своего слушателя, заниматься пропагандированием шедевров мирового музыкального искусства филармония возможности не имеет. А потом мы сетуем, что дети слушают примитивные звуки. Или уже не сетуем, а привыкли и смирились?
Классическая музыка гармонизирует подсознание, настраивает биоритмы, развивает интуицию, вносит в душу красоту и гармонию, исключает агрессию. Музыка дарит наслаждение и желание творить. Без вершинных достижений музыкального искусства люди примитивизируются, делаются грубыми и в конечном счете,несчастными.
Как бороться с алкоголизмом и наркоманией, если эти пороки — последствия бездарного воспитания? Подумайте о том, что бомжи с синими лицами, роющиеся в мусорниках, когда-то были милыми жизнерадостными детками. Подсознание ребенка складывается до пяти лет, именно в этом нежном возрасте он принимает главные, самые важные решения своей жизни: каким быть, что любить и чем жить. Там, где ничего не положено, нечего взять. Говорят, в Японии записи европейской классической музыки негромко звучат во всех учебных заведениях, в транспорте, даже в супермаркетах... Малые дети слушают ее в детском саду.
Для настоящего воспитания молодежи нужна ежедневная кропотливая работа, включающая в себя специальные программы для юношества, детские и юношеские абонементы. И следует помнить, что никакие, даже самые лучшие музыкальные записи не идут ни в какое сравнение с живым звуком, как не может по своему воздействию сравниться записанная речь оратора с его непосредственным эмоциональным выступлением перед слушателями.
Конечно, музыка не панацея, много еще чего нужно, но академическая музыка — замечательное средство для развития личности. Люди не должны за ней бегать, у прекрасной музыки должен быть свой дом, Дворец музыки. И если в городе нет походящего здания, его нужно построить. У страны, которая не заботится о воспитании подрастающего поколения, нет будущего.
Николаев всегда был рабочим городом, с неразвитой инфраструктурой, но филармония была. Кто-то совершил ошибку, разрушив здание филармонии (их имена известны!), что теперь делать? Строить!
И не говорите, что «кризис»! Кризис в головах! Если половину населения исключить из экономики, из товарно-денежных отношений, то как же не будет кризиса? Деньги на строительство найти можно. У нас есть немало состоятельных людей, которые охотно дадут их за определенные преференции. Нужна политическая воля, обладающая должным вкусом и пониманием. Есть такая? Есть.
Теперь у нас уже вполне достаточно магазинов, аптек и парикмахерских. И это хорошо. Так вот, мы вполне могли бы обойтись без замечательного Сити-центра. Занимаемое им здание предназначалось для прекрасного концертного зала. Говорят, недострой продали всего за пятьдесят тысяч долларов.
По старому генеральному плану предполагалось построить филармонию на том квартале, где находится Каштановый сквер. Сейчас эта территория застроена убогими, с архитектурной точки зрения, сооружениями в стиле Диснейленда. Поначалу строились якобы временные здания, но временное мозолит глаза уродством и убожеством долгие годы, и конца этому не предвидится. Николаев не имеет должного нарядного, репрезентативного облика.
А ведь архитектурная среда имеет непосредственное влияние на становление личности, на поведение людей. Посмотрите на старинные монастыри, на здания старых университетов в Западной Европе, разве там кому-нибудь захочется вести себя вульгарно? Думаю, нет. И совершенно не случайно, что город замечательных архитектурных ансамблей Санкт-Петербург всегда славился своей высокой общей и бытовой культурой.
Сегодня в центре города еще можно найти подходящую площадку для строительства, есть совершенно незастроенный участок на углу улиц Советской (когда она уже, наконец, станет Соборной?) и проспекта Ленина. Сегодня этот уголок в репрезентативной части города «украшен» гадкими будками и архитектурным убожеством, именуемым «Арка». В этом оживленном уголке должно быть построено красивое здание филармонии, с образцовой акустикой. Может, кому-то и хочется построить здесь очередной торгово-развлекательный центр, но этого нельзя допустить. За лицемерными фразами, что такие «центры» дают рабочие места, деловые люди просто прячут свою корысть. Рабочие места можно создавать и не на Советской; они, безусловно, необходимы, но ведь не хлебом же единым, и не только питием живы люди. Молодежь приучают отдыхать исключительно в барах и ночных клубах. Разве это хорошо?
Недальновидно не заботиться о духовном здоровье нации. Духовное здоровье — основа здоровья физического, и если об этом не думать, то в обозримом будущем рабочие места не будут нужны за отсутствием тех, кто сможет их занять. Уважаемые господа предприниматели! Китайцев будете завозить?
Остается надеяться, что у вновь избранных депутатов будет достаточно ума, вкуса и дальновидности, чтобы позаботиться о духовном здоровье наших детей, а, значит, и об их счастье. «Степной Сократ» Григорий Сковорода считал, что нельзя вне себя сыскать, счастье внутри нас есть. По украинскому философу, счастье — это внутренняя гармония, в дисгармоничном мире ее может дать только музыка.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |