Кому помогает реестр судебных решений
«Около 00 часов 10 минут 17 сентября 2000 г., находясь под влиянием тех же побуждений, осужденные и неустановленное лицо предварительно сговорились преднамеренно убить ЛИЦО_12. С этой целью ЛИЦО_13 неподалеку от места остановки автомобиля стал копать яму. ЛИЦО_9 и ЛИЦО_10 вывели ЛИЦО_12 из автомобиля, сняли с него куртку, обувь и повалили на землю. Неустановленное лицо и ЛИЦО_9 стали удерживать его на земле, а ЛИЦО_10 в то время связал веревкой руки и ноги. Потом они втроем отнесли тело в яму. Неустановленное лицо запихнуло в рот ЛИЦО_12 носовой платок и далее стало сжимать шею руками. ЛИЦО_9 в то время удерживало потерпевшего за плечи. По указанию неустановленного лица, ЛИЦО_11 сняло с ЛИЦО_12 ремень и передало неустановленному лицу, сделавшему из него петлю, накинуло его на шею ЛИЦО_12 и стало затягивать его. Преодолевая сопротивление последнего, ЛИЦО_10 держало его за ноги, ЛИЦО_9 продолжало держать за плечи, а ЛИЦО_11 нанесло несколько ударов ногой в живот. Вследствие механической странгуляционной асфиксии, развившейся от сдавливания шеи, ЛИЦО_12 умерло».
Эти слова — из приговора убийцам Георгия Гонгадзе. Хотя дело о заказчиках расследуют до сих пор, исполнители осуждены еще два года назад. Экс-сотрудники «наружки» МВД Александр Попович и Николай Протасов получили по 12 лет тюрьмы, их коллега Валерий Костенко — 13 лет. Их шеф Алексей Пукач (то самое неустановленное лицо) сейчас ключевой свидетель по делу заказчиков.
Если вы захотите ознакомиться с приговором убийцам, ваши шансы ничтожны. Разве что вы дружите с адвокатами родственников убитого 10 лет назад журналиста.
А может, вы решили судиться с ЖЭКом из-за холодных батарей и хотите посмотреть, какие решения по таким делам сейчас принимают судьи? Или вас интересуют дела против ГАИ? Это тоже будет непросто. Хотя в Украине с 2006 года все решения судей должны быть в открытом для всех граждан реестре.
Зайдите на страницу в Интернет www.reyestr.court.gov.ua и посмотрите, на что только в этом году государство собирается потратить 72 миллиона гривен наших налогов.
Чего в реестре нет
На 1 июня там было 10 миллионов судебных решений. Среди них — весьма поучительные. Например, о том, как в Торезе люди отбились от долга за отопление, которого не было. Или как в Надвирной коммунальникам присудили оплатить утепление квартиры. Еще и моральный ущерб замерзавшим людям. В Днепропетровске суд обязал обогреть дом.
Но всего в реестре должно быть 35 миллионов решений. То есть более двух третей решений мы с вами увидеть не можем:
(На 1 июня)
«Единый реестр — это трижды ужас ... Я практикующий адвокат, и мне лично почти по каждому делу приходится обращаться к реестру. Найти что-то в нем нереально, чрезвычайно сложно», — это говорит не просто юрист. Сергей Сафулько — член Высшего совета юстиции — главного органа, подбирающего и карающего судей.
В прошлом году «Свідомо» исследовало эту проблему — почему люди не могут знать, какие решения выносят их судьи? Хотя платят за это немалые налоги. Главной причиной оказался саботаж судебной власти. Руководитель реестра Андрей Боделан тогда все время жаловался на нехватку денег.
Что изменилось?
Суды стали отсылать в реестр больше решений. Но до сих пор есть такие, кто по нескольку месяцев скрывают свои решения. Вот, например:
Немировский районный суд Винницкой области; военные местные суды Симферопольского, Одесского, Черкасского гарнизонов; военный апелляционный суд Центрального региона; Волновашский районный суд Донецкой области; Народицкий районный суд Житомирской области; Раховский районный суд Закарпатской области; Бориспольский горрайонный суд Киевской области; Иванковский районный суд Киевской области; Киево-Святошинский районный суд Киевской области; Фастовский горрайонный суд Киевской области; апелляционный суд Львовской области; Деснянский районный суд города Киева; Буринский районный суд Сумской области; Белогорский районный суд Хмельницкой области.
Была идея, как заставить все суды отправлять все решения. Она родилась два года назад в Центре политико-правовых реформ у двух известных правоведов — Игоря Колиушко и Романа Куйбиды. В парламент ее принесли двое депутатов из «Народной самообороны» — Владимир Стретович и Тарас Стецькив. В законодательство нужно было дописать лишь один пункт. Решение судьи не вступает в силу, пока его в реестре не могут видеть люди.
Законопроект так долго таскали по парламентским комитетам, что авторы уже бросили следить за его судьбой. В июле этого года Рада проект провалила. «За» проголосов али только коммунисты. Даже «Наша Украина-Народная самооборона» не дала голосов.
«Возможно, надо что-то другое придумывать», — разводит руками Куйбида.
А судебная власть дальше жалуется на нехватку денег.
«Политики тут никакой нет», — заявил «Свідомо» Александр Пасенюк, пять лет возглавляющий Высший административный суд Украины. Это главный суд в Украине, призванный защищать граждан от государства. «Виновато плохое финансирование, особенно в этом году. Так что надо работать, доказывать, что надо больше денег».
Мы узнали, правда ли это. Возможно, не стоило. Такие знания убивают желание платить налоги.
Кому идут деньги на реестр
Компетентный источник «Свідомо» посоветовал, где может быть зарыта собака. Когда речь идет о реестрах, самый распространенный способ красть государственные деньги — платить за использование программного обеспечения. Благородно и безопасно — а что тут плохого?
«Документацию подводят под то, что разработка программы безумно дорога — скажем, 100 миллионов гривен. Вместо этого заключают договор с фирмой на разработку информационной системы за один миллион, но без права собственности на нее у государства. То есть в дальнейшем государственный орган программу арендует», — рассказал источник.
При создании реестра в 2006 году правительство Еханурова пыталось остановить такую махинацию, написав в статье пятой Порядка ведения реестра: «программное обеспечение, разработанное по заказу Государственной судебной администрации и/или приобретенное нею, база данных Реестра являются собственностью государства».
Выполняется ли это правило?
Информация о фирмах, разрабатывавших ПО для реестра, закрыта. В государственном предприятии «Судебные информационные системы», которое ведет реестр, нам заявили, что это коммерческая тайна. В Государственной судебной администрации вообще посоветовали обратиться позже — у них новый начальник.
Но «Свідомо» удалось выяснить, о каких коммерческих структурах идет речь. Программное обеспечение для реестра разрабатывали три фирмы: ООО «Юртех», ООО «Арт-мастер» и ООО «Атлас».
«Атлас» рассказал, что у него была одна сделка — еще в 2006 году. «Мы сделали софт и передали его Судебной администрации вместе со всеми авторскими правами. Что произошло дальше с той программой — неизвестно. Вряд ли ее кто-то использовал, потому что с нами договор расторгнут, а не обновлять и не поддерживать программное обеспечение невозможно», — рассказал «Свідомо» председатель правления «Атласа» Роман Коваль.
«Юртех» и «Арт-мастер» продолжают работать. Они отказались раскрывать свои сделки с реестром. Но «Свідомо» разыскало отчет Счетной палаты об этом сотрудничестве.
Все, как рассказывал знаток темных сторон жизни, подтвердилось. Обе фирмы оставили себе права на программное обеспечение, разработанное за деньги налогоплательщиков. И продолжают получать эти деньги за «сдачу в аренду» этого же ПО.
Вот схема, скопированная из отчета Счетной палаты (см. схему №1)
«Юртех» возглавляет Виталий Живаев. До 2007 года он был председателем государственного предприятия, создававшего реестр. Теперь пожинает плоды как руководитель частной компании. Только в этом году государство должно выплатить ей более 4,5 млн. гривен.
Учредителями «Арт-мастер» зарегистрированы Александр Пачев и Олег Гребенюк. Гребенюк — также основатель известной фирмы «З-Т» из консорциума «ЕДАПС» — монополиста, мощнейшей в Украине фирмы по паспортизации.
От работы реестра, мало помогающего людям, «Арт-мастер» выиграет больше всех. Из проверок Счетной палаты следует, что за каждое внесенное решения налогоплательщики отдают «Арт-мастеру» 1,38 гривен так называемого роялти. Только за два последних месяца 2009 года за это уплачено более миллиона гривен!
Андрей Боделан, председатель государственного предприятия «Судебные информационные системы», ведущего реестр, отказался встретиться со «Свідомо». Но мы дозвонились ему на мобильный:
Андрей Боделан: «Я же вам сказал, скоро будет коллегия, мы отчитаемся».
«Свідомо»: «Счетная палата указала вам на нарушения».
Андрей Боделан: «У вас недостоверная информация. Все акты выполненных работ у нас подписаны. Все, до свидания».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |