Среди николаевцев есть немало известных людей: герои войны и труда, выдающиеся ученые, поэты и композиторы, актеры и музыканты, инженеры, кораблестроители, летчики. Наш край дал дорогу в жизнь людям многих профессий, подчас уникальных. Один из них — уроженец Новой Одессы Леонид Яковлевич Мосензов. В начале семидесятых годов прошлого века он работал... бортинженером лунохода.
Шестидесятые-семидесятые годы были временем стремительного освоения космического пространства. Это была великая гонка, главными соперниками в которой стали Советский Союз и Соединенные Штаты. Еще в 1957 г., мы запустили первый в мире искусственный спутник Земли, в апреле 1961 года — первого космонавта, затем совершили первый в мире выход в открытый космос. Но когда обе страны приступили к реализации лунных программ, СССР начал терять лидерство. В декабре 1968 года американцы совершили первый полет за пределы околоземной орбиты и первыми из людей увидели обратную сторону Луны. А в июле 1969 г. астронавт Нил Армстронг впервые в истории человечества ступил на поверхность этой планеты.
Сегодня известно, что и СССР усиленно готовился к покорению Луны, запуску космических экипажей на эту планету. Кстати, строительство научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королев», сданного в те годы на Черноморском судостроительном заводе, финансировалось как раз в рамках советской лунной программы.
Однако в силу ряда причин советские планы высадки человека на Луну не были реализованы. Первыми оказались американцы, а быть вторыми мы не захотели. Советский Союз решил пойти другим путем и приступил к освоению Луны с помощью автоматических космических станций и луноходов, дистанционно управлявшихся с Земли.
Советские луноходы создавались в обстановке строжайшей секретности и испытывались на лунодроме в районе крымского городка Саки, а дистанционное управление луноходами осуществлялось с расстояния примерно в 400 тыс. км из пункта управления под Евпаторией.
Луноход был спроектирован на колесном ходу. Он был рассчитан на работу с раскрытой солнечной батареей в условиях лунного дня, при температуре до плюс 150 градусов по Цельсию, и на «отдых» в условиях лунной ночи при температуре до минус 120 градусов. Модели аппарата испытывались в термобарокамере, бросались на ровную и наклонную поверхность с различной высоты, прогонялись по площадке с помощью специальных амортизаторов, уменьшавших вес машины на 5/6, что соответствовало силе притяжения Луны.
Одновременно формировался и экипаж лунохода. Он состоял из военных, инженеров-радиотехников, ученых научно-исследовательских институтов. Требований к ним было множество. И одно из основных — человек должен обладать отменным здоровьем и крепкими нервами. Экипажи формировались по пять человек. В них входили командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор. Разработчики программы лунных исследований понимали, что члены экипажа будут испытывать большие психоэмоциональные нагрузки, высокое напряжение во время работы. Поэтому был введен постоянный контроль за их работоспособностью, от которого во многом зависела надежность действий и правильность принимаемых решений.
Членам экипажа требовалось хорошо развитое пространственное воображение, чтобы уметь видеть плоские изображения на телемониторе «объемными». Им были нужны хорошая зрительная память, правильное логическое мышление. И, конечно, экипаж радиоуправляемого автомата должен был сохранять работоспособность в любых условиях. Немалое значение имела и психологическая совместимость в группе. Для этого претенденты проходили ряд сложных, а порой хоть и простых, но откровенно провокационных тестов. Вот, к примеру, один из них. В тушении красной лампочки соревнуются двое членов команды. У каждого своя кнопка. Врач по измерительному прибору точно определяет, кто из соперников нажал ее первым. Но тому, кто первый погасил лампочку, он сообщает, что тот опоздал, а успеха добился другой. По идее, человек, понимающий, что у него «украли» победу, должен проявлять определенные эмоции. Медик смотрит, не являются ли они слабоконтролируемыми, не начинает ли человек заметно нервничать.
А вот еще один, казалось бы, простой тест на эмоциональную устойчивость. Перед испытуемым на панели загорается красная лампочка. Ее надо как можно скорее погасить нажатием кнопки. Чтобы получить высокий балл, требуется нажать кнопку не позднее чем через двадцать сотых секунды. Но тут неожиданно вместо красной загорается белая лампочка. Эмоционально устойчивый человек не должен на нее среагировать.
Наш земляк Леонид Мосензов родился в Новой Одессе в 1935 году. Окончил школу, Одесское артиллерийское училище, затем служил в Казахстане. Позднее учился в Киевском высшем инженерном радиотехническом училище. Друзья и родственники вспоминают его как компанейского человека, душу компании, с хорошими вокальными данными, даже выучившегося играть на баяне, дабы понравиться любимой девушке. Вместе с тем Леонид Яковлевич был человеком собранным, выдержанным, ответственным и пунктуальным. Возможно, эти качества сыграли далеко не последнюю роль в его судьбе. Он был одним из тех, кто успешно прошел все тесты и был зачислен в экипаж первого в мире автоматического лунохода.
Когда экипаж лунного самоходного аппарата повели знакомить с луноходом, каждый представлял его по-своему. Но все, почему-то, сходились в одном: луноход обязательно должен быть на гусеничном ходу, похож на танк. Вошли в цех — и остолбенели, увидев диковинное сооружение с прозрачными, хрупкими на вид колесами.
Экипаж проходил подготовку в Крыму, на лунодроме размером с два футбольных поля. Тут лунный ландшафт создавался по панорамам, переданными советскими станциями «Луна-9» и «Луна-13». Все, что знали люди, о поверхности спутника Земли, было использовано здесь. Тонны камней, песка, туфа пошли на создание ландшафта, который разнообразили большие и малые, глубокие и мелкие кратеры. Управлять луноходом учились, как ребенок — ходить: робко, осторожно. На первый взгляд, чего уж там сложного: дал команду — луноход пошел, дал другую — остановился. Но на деле все оказалось намного сложнее. Ведь обычное, непрерывное телевизионное изображение требовало немало энергии и для лунохода не подходило. Поэтому конструкторы установили на станции малокадровое телевидение, когда один кадр сменял другой через 3-20 секунд. По сути, люди видели не движение, а лишь его отдельные фазы, разделенные во времени. К тому же как ни велика скорость света, на путь от Луны и обратно требовалось более двух секунд. А принципиальная схема работы «мозг — рука — космос — приемная антенна лунохода — аппаратура — двигатели колес» отбирала еще больше времени. Оператор дает команду, видя картинку «из прошлого». Пока сигнал совершает свой замысловатый ход, луноход продолжает движение. Если перед ним путь свободен, ничего страшного не происходит. А если камень, или, не дай бог, кратер с крутыми стенками? Еще несколько секунд машина, чей «мозг» находится на далекой Земле, будет бессмысленно штурмовать препятствие, что может закончиться повреждениями или, к примеру, опрокидыванием. А это — катастрофа и преждевременное завершение миссии!
«Луноходом-1» посменно управляли два экипажа. Так случилось, что в первую смену работы прилунившейся машины у пульта управления был и Леонид Мосензов. 17 ноября 1970 года все расселись по своим рабочим местам за пультами. В 6 часов 47 минут утра из космоса поступил сигнал — есть касание. Станция прилунилась. Как там луноход, хорошо ли перенес полет, не повредился ли при посадке? А на экранах пока черным-черно. Наконец, камеры на борту включаются. Телеметрия показывает: все нормально. Телефотометры лунохода передают на землю панораму места посадки. Удивительный, четко видимый, но совершенно чужой, неземной ландшафт.
Командир экипажа срывающимся голосом отдает первую команду: «Сход — вперед!». Наступает напряженная тишина, которую разрезает торжественный, словно у Левитана, голос бортинженера, нашего земляка Л.Мосензова: «Луноход сошел на поверхность Луны». Первых двадцать метров движения. Поверхность совершенно гладкая, будто Луна выстелила перед гостем ковровую дорожку. Затем луноход останавливается, осматривается. Начинается выполнение многомесячной миссии по изучению особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.
«Луноход-1» проработал на поверхности Луны с 17 ноября 1970 года до 29 сентября 1971 года. В течение первых трёх месяцев запланированной работы, помимо изучения поверхности, аппарат выполнял и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса. За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10,5 км, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Более чем в пятистах точках по трассе движения изучались физико-механические свойства поверхностного слоя грунта, а в 25 точках проведён анализ его химического состава.
Усовершенствованная модель планетохода «Луноход-2» была доставлена на Луну 15 января 1973 года автоматической межпланетной станцией «Луна-21». Посадка произошла в 172 километрах от места прилунения американского «Аполлона-17». Система навигации «Лунохода-2» оказалась повреждена, и наземный экипаж лунохода ориентировался по окружающей обстановке и Солнцу. Большой удачей оказалось то, что незадолго до полёта советским разработчикам лунохода была передана фотокарта места высадки, составленная для посадки «Аполлона».
Аппарат преодолел большее расстояние, чем его предшественник, так как был учтён опыт управления «Луноходом-1» и был внедрён ряд нововведений. За четыре месяца работы прошёл 37 км, передал на Землю 86 панорам и около 80 тыс. кадров фотосъёмки, но его дальнейшей работе помешал перегрев аппаратуры внутри корпуса. Работа аппарата была прекращена 4 июня 1973 года. В ходе работы «Луноход-2» поставил ряд рекордов: рекорд по продолжительности активного существования, по массе самодвижущегося аппарата, по пройденному расстоянию, а также по скорости движения.
Никто не расскажет о проделанной работе лучше, чем сам Леонид Мосензов. Вот выдержка из статьи, написанной им когда-то.
«Чтобы получить некоторое представление о работе экипажа, представим себе, что автоматическая научная лаборатория «Луноход-1» движется по безжизненной лунной пустыне. Подъемы сменяются спусками, то и дело встречаются кратеры, каменные гряды и россыпи. Ничем не ослабленные солнечные лучи заливают все вокруг страшным зноем. Как чувствует себя луноход? Как работают все его системы? Эти и другие вопросы интересуют конструкторов и ученых, находящихся на расстоянии около 400 тыс. км от лунохода. Задача бортинженера дать ответы на подобные вопросы. С помощью специальной радиоэлектронной аппаратуры бортинженер принимает всю необходимую информацию с борта лунохода, оценивает состояние всех бортовых систем. По информации бортинженера штурман экипажа прокладывает точный курс по поверхности Луны.
...Пригодится ли опыт создания автоматических станций для чисто земных целей? Совершенствование теории управления и средств дистанционного управления, создание автоматов, способных действовать в условиях резких скачков температуры, высокого и низкого давления, окажутся полезными для исследования океанских глубин, земных недр, огнедышащих вулканов, суровых просторов Арктики и Антарктиды. В науке и технике все взаимосвязано и успехи в развитии космической техники ведут к прогрессу многих чисто земных отраслей. Говорят, что Луна — это своеобразный геологический заповедник, и, изучая сегодняшний день Луны, можно узнать прошлое нашей планеты».
К сожалению, советская лунная программа быстро сворачивалась, и членам экипажа «Лунохода» с их уникальным и бесценным опытом пришлось возвращаться к обычной службе. К концу семидесятых годов Леонид Мосензов в Москве возглавил инженерную службу Центрального военного клинического госпиталя им. Бурденко. По существу он создавал эту службу. К тому времени госпиталь комплектовался современным импортным медоборудованием, необходимо было подбирать людей, которые бы умело эту технику использовали, ремонтировали, улучшали.
Но медицина не всесильна. И когда сам Леонид Яковлевич заболел, помочь ему не смогли ни медики, ни современная техника. Он умер в ноябре 1994 года, не дожив и до шестидесяти.
Сегодня его вдова, сын, дочь и внук живут в Москве, а родная сестра Елена — в Николаевской области. Многочисленные друзья, коллеги, сослуживцы помнят этого веселого, энергичного человека. Своей уникальной работой он навечно вписал свое имя в историю нашей страны и нашего региона.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |