Николаевское государственное предприятие НПКГ «Зоря»-«Машпроект» по поручению правительства подготовило предложения по модернизации состояния газотранспортной системы (ГТС) Украины. Они представлены в ГК «Укртрансгаз» и НАК «Нефтегаз». Проведение этих работ предусмотрено Брюcсельскими соглашениями между правительством Украины и ЕС.
Не секрет, что нынешнее техническое состояние ГТС Украины оставляет желать лучшего. Одним из самых актуальных моментов остается использование морально и физически устаревших газотурбинных двигателей, которые приводят в действие компрессоры, перекачивающие «голубое топливо» по газопроводу. Прокомментировать это корреспондент Укринформа попросил главного конструктора проектов газотранспортного направления ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» Анатолия Боцулу.
- В пакете предложений предусматривается реконструкция компрессорных станций с использованием современных отечественных газотурбинных двигателей, что позволит ежегодно экономить до 1,5 миллиарда кубометров газа. Планируется реконструкция объектов газотранспортной инфраструктуры на 3 стратегических направлениях: в западном и южном транзитных коридорах, которые включают несколько магистральных газопроводов, а также двух подземных хранилищ газа — «Бельче-Волицко-Угерского» и «Богородчанского». Суть наших предложений в резком повышении экономичности ГТС, — рассказывает А. Боцула.
Ныне, когда КПД агрегатов редко выше 25%, потребление газа двигателями ГТС Украины составляет 8% от всего используемого в нашей стране «голубого топлива». На сегодняшний день это около 5,5 миллиарда кубометров. Если учесть, что 1000 кубов стоит 300 долларов, то расходы на газ гигантские. Вторая важная задача модернизации — повышение надежности двигателей. Для реализации этих предложений предусматривается: 1 — использование в новых газоперекачивающих агрегатах усовершенствованных двигателей ДГ90, ДИ90, ДН80; 2 — создание нового высокоэффективного газотурбинного привода, работающего на открытом регенеративном цикле; 3 — использование усовершенствованной утилизационной установки «Водолей» с впрыскиванием в двигатель пара и его регенерацией из продуктов сгорания.
По словам специалиста, при реализации первой задачи предлагается модернизация газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях западного транзитного коридора, где расположен газопровод «Союз», построенный еще в 80-х годах прошлого века. Использование современного высокоэкономичного двигателя ДИ90 позволяет не только повысить КПД агрегатов до 34%, но и увеличить их мощность с 10 до 16 МВт.
Вторая задача — создание новой газотурбинной установки, работающей на открытом регенеративном цикле. Она разработана за собственные средства предприятия и имеет КПД 40 процентов при мощности 16 МВт. «Эта установка очень надежна, ее межремонтный ресурс увеличен до 40 тысяч часов, а полный — до 120. Наработка на отказ не менее 15 тысяч часов. То есть, этот двигатель простой, высокоэффективный и сравнительно недорогой. Документация по этой разработке доведена до уровня технического проекта», добавляет А. Боцула.
Третья задача — применение в ГТС усовершенствованной газотурбинной установки ГТУ-16К «Водолей». За ее создание группа работников предприятия получила Государственную премию Украины. Установка работает на газоперекачивающей станции «Ставищенская» вблизи Киева. Ее мощность составляет 16 МВт, при КПД 42%. Вследствие этого за один час эксплуатации установки экономится 1320 кубометров газа. За год экономия составляет 7920 тысяч кубометров. Если перевести в денежный эквивалент, то при цене газа в 300 долларов за 1000 кубических метров, экономия составит почти 2,4 млн. долларов в год, констатирует Анатолий Боцула.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |