Этой осенью побывала в Греции. Поездку организовала Николаевская общественная организация греков «Новая Эллада» по приглашению Митрополии Элиды, области на западе Пелопоннеса.
Группа собралась разновозрастная, больше половины — дети, которые представляли молодежную организацию Одесской греческой общины.
Всех нас, и детей, и взрослых, безумно влекла Греция! Дивная страна, колыбель европейской цивилизации.
...в греки
Почти две тысячи километров предстояло преодолеть автобусом. Непростое путешествие в плане комфорта, но есть определенная прелесть в ощущении личного участия в меняющихся пейзажах. А они, поверьте, были великолепны на всем протяжении пути. Украина, Молдова, Румыния, Болгария, Греция — естественных преград между ними нет.
Препоны, придуманные людьми для разделения, — таможни. На румынской границе убедились, что таможенники — народ серьезный. Один шутник из наших, отвечая на вопрос о наркотиках, сострил не очень кстати. В результате багаж нам проверяли долго и тщательно. Времени на кордоне потеряли много, настроение было подпорчено изрядно.
Румыния в целом запомнилась отвратительными дорогами и огромными «пробками» на объездной трассе вокруг Бухареста. На болгарской границе уже никто не шутил, обошлось без проблем. Таможенники исключительно вежливы, дороги получше. Вообще, состояние дорог красноречивее других аргументов определяет уровень «европейскости» страны. Автобаны появились еще в Болгарии, но ближе к Греции. В Болгарии проезжали совершенно удивительные места. Горные вершины, утопающие в облаках и тумане, мосты над пропастями-безднами. Смотреть вниз жутко.
Вообще, как оказалось, в чужих ландшафтах невольно находишь схожие с родными картинки. Так, Болгария, напоминает Закарпатье, румынский Галац — николаевские судостроительные верфи, а Греция — Крым. Пальмы и кипарисы, синее море и яркое солнце, горы.... Казалось, будто ты не за границей, а у себя дома. Радушие и доброжелательность греков только усиливали это ощущение.
Единственное, что никак не напоминало родину, — отличные дороги. Проезд по автобану платный. Терминалы для платежей установлены на границах греческих областей (номов). В зависимости от вида транспорта варьируется «подорожная» цена. За наш «Неоплан» водители платили от 2 до 10 евро. Дороговато, но комфорт и безопасность движения того стоят. Кстати, несмотря на то, что греки, как и славяне, любят скорость, за рулем они аккуратны. За две недели в этой стране мы не увидели ни одной аварии, ни одной конфликтной ситуации на дороге. Правда, в больших городах существует серьезная проблема с парковкой. Тратить лишние деньги на платную стоянку греки не желают, поэтому машины запросто бросают в местах, пригодных для этого и не очень.
Привычки, символы, стереотипы
Бросить авто на улице — это обыкновение, а есть еще привычки. Вредные и полезные. Причем не всегда можно понять разницу. Например, «кофемания». Грек с чашечкой кофе — классическая картинка и для большого города, и для малого селения. Кофе мы пробовали двух способов приготовления. Крепкий горячий по-гречески (кафес эллиника) и холодный, со льдом и сливками (фраппэ или фрэдо). В любом случае вам обязательно к кофе подадут бутылку с ледяной водой. Кофе пьют много и часто. Иногда создавалось впечатление, что греки только то и делают, что сидят в многочисленных тавернах и кафе. Еще одна привычка, уж точно вредная, — курение. Но никто с этим не борется, нет упреждающих знаков и строгих штрафов.
Вообще, образ жизни эллинов лично мне очень импонирует. Уверена, что анекдот с вопросом: «Как вы расслабляетесь?» и ответом: «Да мы и не напрягаемся» — придуман точно в этой стране. И действительно, складывается впечатление, что напрягаться здесь нет никакой причины. Природа и климат настраивают на философствование, созерцание, умиротворение.
Еще одна милая греческая привычка — сиеста, послеобеденный отдых. С трех часов дня и до шести в стране наступает затишье, приостанавливается любая работа, народ отдыхает. Даже звонить по телефону в это время считается некорректным. Кстати, медики уверяют, что именно сиеста является причиной крепкого здоровья жителей Греции. Во всяком случае, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в Греции наименьшая в Европе. И по количеству долгожителей Греция в лидерах.
Способствует этому, безусловно, и еда. В меню среднестатистического грека — фета, овощи, фрукты, морепродукты, оливковое масло, оливки, сухое вино. Едва ли не каждый эллин имеет в собственности оливковую рощу. На одном из островов насчитывается более 30 миллионов оливковых деревьев, а проживает здесь 650 тысяч человек. Значится, в среднем житель острова — собственник 46-ти оливковых деревьев. Масло давят сами или у родственников и соседей. Поэтому и оливки, и оливковое масло не переводятся в каждой семье круглый год.
Общеупотребительные крепкие напитки — узо — анисовая водка и раки — виноградная. Узо разбавляют с водой и льдом, из прозрачной жидкость становится мутно-белой. Понятно, «градус» при этом теряется и водка (а, вернее, самогон) становится аперитивом. Когда мы угостили греков нашей «украинской с перцем», реакция была бурной. Мол, это очень крепкий напиток. Тем не менее выпили быстро и явно в удовольствие. Между прочим, все на машинах. Греки шутят, у нас вы не встретите пьяных на улице, они все за рулем.
А вот греческую «привычку» бастовать мы не заметили. В Афинах слышали, что бастуют железнодорожники, но никаких массовых акций не обнаружили. Конечно же, забастовки действительно происходят. Недовольных достаточно, уровень безработицы очень высокий. Те греки, с кем приходилось общаться, описывая свое житье, делят его на «до кризиса» и «после». Правда, они же рассказывают, что на забастовку принято ходить, как на работу. В общем, не все так уж радужно.
Реальной объединяющей духовной силой в Греции является православная церковь. По статистике 98% жителей страны — православные. От государства церковь не отделена, а в Конституции отношения между служителями религии и властью четко урегулированы. Православная Церковь имеет и политическое влияние. Практически в каждом даже самом малом поселке обязательно есть храм или монастырь. Мы жили в поселке Скафидия, где расположен один из древнейших монастырей, — Матери Божьей Скафидийской. Сюда приходят помолиться женщины, желающие иметь детей. Православная церковь в Греции сильна и самодостаточна. Митрополии отдельных областей активно занимаются благотворительной деятельностью, помогают больницам и школам, содержат православные лагеря (в одном из них находилась и наша группа).
В первый же день мы обнаружили на пляже странные веревочные заграждения. Оказывается, таким образом защитники животных обозначают места, где отложили яйца черепахи. А ночью видели и самих черепашек, только что появившихся на свет. Эти редкие морские черепахи «карета-карета» встречаются и на острове Закинтос. Считается, что именно на этом острове самый мягкий в Греции песок, поэтому черепахи приплывают сюда из Африки для выведения потомства. Правда, «мамочки» сразу же покидают гнездо, и детеныши вынуждены самостоятельно ползти к морю, чтобы выжить. Очень символично.
И еще о символах. Визитная карточка Греции — эвзоны, солдаты президентской гвардии, несущие почетный караул на афинской площади Синтагма. Посмотреть на экзотические костюмы эвзонов, их странные башмаки с огромными помпонами приходят на площадь тысячи туристов. Смена почетного караула — удивительное зрелище. Похоже на своеобразный танец, представление, игру. Кажется, что, маршируя, эвзоны делают огромное количество лишних, нелепых движений. На самом деле — каждое движение руки, поворот головы, подъем ноги имеет свой смысл в этом священном воинском ритуале. Символична и одежда эвзонов (кстати, «эвзон» в переводе с греческого означает «хорошо подпоясанный»). Основные элементы парадной формы — хлопковая рубаха и короткая широкая юбка — фустанелла из 400 складок. Гладить складки эвзону приходится самостоятельно и ежедневно, чтобы помнил: каждая складка — год турецкого ига. Выяснилось, что и помпоны на башмаках несут свою смысловую нагрузку. В XIX веке в помпонах «хорошо подпоясанные» скрывали опасное оружие — небольшие остро наточенные ножи, которыми могли поразить противника в самый неожиданный момент.
В Греции мы не только постигали новое, но и избавлялись от собственных стереотипов. Сейчас-то уже знаем, что «сиртаки» — это совсем не национальный греческий танец. Такое название придумал актер Энтони Куин, когда снимался в фильме «Грек Зорба» в 1964 году. «Метакса» же — вовсе не коньяк, а смесь виноградного бренди и виноградного вина с добавлением травяного настоя. Да и греческий язык не такой уж сложный. Запомнили несколько слов. Наше «да» — на греческом «не», а «нет» — «охи». А одним словом «ясас» можно и здороваться, и прощаться.
Где нас нет, там все есть?
Мы были искренне уверены, что Украину, украинцев и наши бренды знают во всем мире. Ну, в Европе-то — точно. Ан, нет. Например, владельцу небольшой таверны ни о чем не говорят даже имена Кличко и Шевченко. Возможно, это и нехарактерный показатель, но призадуматься стоит.
А вот в больших городах нас узнавали сразу. В центре Афин от мужчин, хорошо говорящих по-русски, не было отбоя. Они наперебой предлагали... посмотреть шубки. В один из салонов заглянула и наша небольшая женская компания. Польстились на бесплатный кофе. Заодно примерили гору шуб и узнали расценки. Минимальная цена на норковый полушубок — 500 евро. Шубу можно купить за полторы-две тысячи евро. Можно и за 30 тысяч — из соболя. Торг уместен везде.
Цены на продукты питания — разные, где-то на уровне наших. Что-то дороже, что-то дешевле. Только размер доходов несравнимый. Средняя зарплата — тысяча евро в месяц. Килограмм винограда, к примеру, стоит один евро (у нас в это время его можно было купить не меньше, чем за 25 гривень). Маслины из бочки на любой вкус — от 2,50 до 7 евро за килограмм. Оливковое масло мы покупали у «непосредственного производителя» по 3 евро за литр. Мясо и рыба стоят примерно одинаково, 5 — 7 евро, красная рыба — 12. Алкоголь и сигареты дорогие. Сигареты — 3 — 5 евро, бутылка «Узо» — 7, а русская водка — почти 20. Чашка кофе в кафе обойдется в 2 евро, перекусить — до 10.
Греческая кухня, безусловно, рай для гурманов. В портовом городке Катоколо, где масса маленьких ресторанчиков и таверн, мы заказали ассорти из морепродуктов. Креветки на гриле, жареные осьминоги, кальмары в кляре — объедение! Пробовали мусаку — это рубленое мясо с баклажанами и картофелем под соусом. Мужчинам пришлись по вкусу бараньи и свиные ребрышки, приготовленные на гриле. А вот чего там нет — это первых блюд. Так что по украинскому борщу и куриному супчику соскучились. Заодно убедились, что и в Греции не все есть.
Прошлое в настоящем
За две недели в Греции удалось увидеть многое. Лагерь наш находился в 10 километрах от города Пиргос на Пелопоннесе. Для древних Пелопоннес был островом (по-гречески «несос») Пелопа, сына малазийского правителя Тантала. Практически на каждом шагу здесь можно увидеть античные святилища, раннехристианские базилики, византийские храмы, венецианские крепости и турецкие мечети. И все это на фоне природных красот: долин с плантациями цитрусовых, пастбищ на зеленых холмах, величественных горных пиков, обрывистых скал, роскошных пляжей и уютных бухт на побережьях.
Мы объездили ближайшие окрестности, города Пиргос и Патра, побывали в Олимпии и Катоколо, на пароме добрались до острова Закинтос, посетили Афины и Салоники. Описывать греческие достопримечательности — занятие неблагодарное. Это надо видеть, проникнуться духом древней Эллады, походить по узким улочкам и вдохнуть запах вечности. Поэтому расскажу только о самых ярких впечатлениях.
Патра. Третий по величине город в Греции. Очень большой и светлый. Главное украшение и святыня города — храм Андрея Первозванного, где хранятся мощи одного из самых почитаемых в православии святых и крест, на котором он был распят. Потрясают размеры храма, убранство, архитектура, необыкновенная энергетика.
Остров Закинтос (Закинф). Как объяснил один из организаторов нашей поездки Виктор Грищенко, «На Закинтосе вы увидите настоящую Грецию». Мы услышали интересную легенду, которую любят рассказывать греки. Якобы бесчисленные острова были созданы Господом в самом конце сотворения Земли, когда у него в руках осталась лишь горстка красивых разноцветных камней, которую он с улыбкой бросил в море. Так появился и Закинтос — остров, поражающий своей красотой и яркими красками. На острове нет какого-либо производства, все необходимое доставляется с материка. Много отелей, рассчитанных на огромное количество туристов. Условия для отдыха прекрасные. Как и Ионическое море, завораживающее цветовыми переходами, — от голубого к зеленому, синему и лазурному. Гостеприимны и приветливы местные жители. В храме Святого Дионисия к нам подошел мужчина, расспросил, откуда мы и пожелал приятного отдыха. В этом же храме для нас устроили экскурсию и пригласили пообедать.
Олимпия. Одно из крупнейших святилищ Древней Греции на Пелопоннесе, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские игры. И до сегодняшнего времени именно в Олимпии зажигают олимпийский огонь. Вход на территорию древнегреческого памятника — 9 евро. Кстати, для профессиональных археологов вход бесплатный. Но предупреждают, что они не имеют права проводить экскурсии. Мне тоже удалось попасть бесплатно. По журналистскому удостоверению, в котором слово «пресса» написано на английском языке. Уважают! Второй раз удостоверение выручило при посещении Акрополя в Афинах. Там сэкономила 12 евро.
В Олимпии два музея — исторический и археологический. Нашего археолога, преподавателя Института истории и права Александра Смирнова просто невозможно было оторвать от рассматривания экспонатов. Он давно и серьезно занимается раскопками древнегреческих поселений на территории Николаевской области и ему как специалисту было крайне интересно увидеть артефакты в Олимпии и сравнить с нашими. Саша обратил внимание на то, что в Олимпии очень удачно используют современную реконструкцию. Кстати, применяется она и у нас, на территории Ольвии. И это правильно, потому что объект становится более привлекательным для туристов. Прогуливаясь древними улочками, практически не замечали охранников. Но как только кто-то пытался пройти за ограждение, смотритель со свистком вырастал как из-под земли. Для себя отметили, что персонал вежлив, замечания делают в крайне деликатной форме. В музее нам объяснили, что нельзя фотографироваться рядом с экспонатом. Только экспонат без присутствия в кадре человека. Каждый посетитель Олимпии может пробежаться по стадиону, но лишь в обуви, босиком нельзя. На территории есть магазинчик, в котором продают копии античных предметов, и каждой полагается паспорт. Это для того, чтобы не было проблем на таможне.
Вообще греки трепетно и бережно относятся к своей истории и к сохранению памятников. И в Афинах, и в Салониках видели раскопки прямо в центре мегаполисов. Оказывается, что если при постройке обнаруживается древняя кладка или ценный артефакт, строительство сразу же прекращается, а территорию ограждают. Нам бы так!
Величественный Парфенон в Афинах, Белая башня в Салониках, храмы и монастыри, высоченные пальмы и многое другое — от увиденного захватывало дух. Действительно, Греция — необыкновенная, прекрасная, загадочная страна. Страна богов. Иногда казалось, что все это сон. Яркий и нереальный.
...Митрополит Германос пригласил нашу группу в гости и на следующий год. А вернуться хочется уже сейчас.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |