«Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой»... — невольно вспоминались пушкинские строки, когда ехала по облитой осенним золотом деревьев дороге в Полянку Арбузинского района. И действительно, такая красота разлита в природе! Ивы склонили свои золотые косы к самой дорог е, и ветер затейливо играет ими. Солнце мягко золотит еще не опавшие кроны деревьев, то появляясь, то исчезая в набегающих облаках. Будто и не ноябрь на дворе с обычной его надоедливой скучной моросью...
- Осень в этом году такая теплая, — как будто угадывает мои мысли главный агроном ГСП «Николаевское» Аркадий Васильевич Бойчук. — Недаром все называют ее аномальной. Да и какой ей еще быть при такой экологии... Он тяжко вздыхает и продолжает: «Сейчас уже нужно, чтобы было похолоднее, ведь вредители могут помешать всходам. Вообще-то мы рискнули и закончили сев ячменя только в двадцатых числах октября, но, как видите, не просчитались: все взошло, потерь нет».
Действительно, все поле покрыто зеленым ковром всходов. Только кое-где слышен шум работающего трактора — это в хозяйстве заканчивают пахоту земли под посев следующего урожая.
- Думаю, что к празднику работников сельского хозяйства мы закончим все осенние работы на поле, — говорит директор предприятия Сергей Борисович Филипишин, в «Ниву» которого мы пересели, чтобы осмотреть доверенное ему хозяйство. Да и то сказать, какая еще машина, кроме этого вездехода, может выдержать холмы и буераки непроезжих полевых дорог. Очевидно, поэтому директор ожидал нас не в конторе, а возле поворота на Вишневое, невдалеке от которого начинаются поля хозяйства, расположены его мастерская и ток.
В просторном дворе, где находятся машинный парк и мастерская, кипела жизнь. В мастерской ремонтировали культиватор, а механизаторы хлопотали возле своих машин: тракторов и комбайнов.
- У нас четыре комбайна: один «Дон» и три «Нивы», — пояснил Олег Михайлович Вацик, главный инженер хозяйства. — Девять тракторов МТЗ. В принципе парк машин неплохой, но техника очень изношена, ее амортизация составляет 86 процентов, — и с гордостью добавляет: — Но уже в этом году мы смогли приобрести два трактора. И все это — заслуга нашего нового руководства.
Мы переходим через дорогу на ток. Здесь все чисто и голо. Продукция уже взвешена, учтена и отправлена в хранилища, на склад.
Кое-что пошло на продажу, а кое-что, например, пшеница второго класса хранится до лучших времен, вернее, до лучшей цены.
- Сегодня нам предлагают за тонну такой пшеницы всего 1450 гривень. Это не дело. Мы подождем настоящую цену на пшеницу такого качества, — рассказывает о своих планах Сергей Борисович. — А вот 350 тонн подсолнечника мы уже продали. За эти деньги купили два трактора, дисковую борону, а также приобрели 70 тонн аммиачной селитры на 170 тысяч, 35 тонн нитрофоски на 120 тысяч и карбамида на 30 тысяч гривень под урожай следующего года, — заканчивает он с нескрываемой гордостью.
Как мы узнали несколько позже, основания для гордости у него были. Ведь хозяйство как самостоятельное юридическое лицо было образовано только 12 февраля 2010 года. Бывший колхоз имени Советской Армии в свое время вошел в агропромышленный комплекс ГП НАЭК «Энергоатом» и, как и остальные 8 подсобных хозяйств этой компании, в 2007 году был переподчинен Министерству аграрной политики и передан на баланс ГП «Агроспецсервис». Филиал № 24 «Агроспецсервиса», как тогда стало называться предприятие, просуществовал до февраля нынешнего года, пока не стал самостоятельной юридической единицей.
И сразу же молодой директор столкнулся со множеством проблем, и прежде всего, с абсолютным безденежьем. В наследство от прежнего руководства ему досталось 4 миллиона гривень убытка и 800 тысяч гривень кредиторской задолженности.
- Всю продукцию растениеводства «Агроспецсервис» забрал и вывез, оставили нас ни с чем, — рассказывает Сергей Борисович. — Мы начали работать с чистого листа с одними долгами.
Согласитесь, ситуация в хозяйстве сложилась действительно непростая.
Но в команде нового директора были опытные специалисты, в том числе его отец, главный зоотехник предприятия Борис Устимович Филипишин, главный бухгалтер Ольга Михайловна Дяченко... Кроме того, и младший Филипишин был уже хорошо известен односельчанам.
- Он же в хозяйстве давно работает, — рассказывала нам одна из работниц зернотока. — Начинал с низовых должностей, учился, стал хорошим специалистом. Мы все его уважаем, он тоже вникает во все наши проблемы. Если необходимо, поможет...
Действительно, несмотря на свою молодость, Сергей Борисович отнюдь не новичок в сельском хозяйстве. В девяностых окончил Новобугский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, потом — Николаевский аграрный университет. До того как сесть в руководящее кресло, работал инженером по строительству, по трудоемким процессам, завхозом, завскладом, начальником тракторной бригады. Так что и с положением дел в хозяйстве был знаком, и о проблемах своих коллег тоже все знал. Был знаком с их нуждами, надеждами, тревогами. Поэтому хорошо осознавал свою ответственность перед ними, но не побоялся взять на себя такую тяжелую ношу.
Позднее, уже в конторе предприятия, Сергей Борисович сказал, что сразу решил делать ставку на животноводство и не ошибся. Вытянули-таки буренки хозяйство, даже задолженности по зарплате не было.
- А все благодаря нашим работникам, — подхватывает Филипишин-старший. — Ведь у нас что ни человек, то знаменитость, о каждом можно многое рассказывать.
Так и на ферме представлял он нам всех своих работников. И конечно же, они этого заслуживали, потому что здания животноводческого комплекса выглядели добротно, снаружи и внутри все блестело чистотой, коровы ухоженные, вычищенные, с чисто вымытым выменем, в чем мы убедились, испробовав свежего молока. Такого даже на базаре не сыщешь, потому что часто, покупая молочную продукцию на рынке, слышим специфический запах, который и указывает на то, что буренка у хозяйки не содержится в должной чистоте.
- Средняя жирность нашего молока 3,6 процента, — рассказывает Борис Устимович. — А надои на одну корову составляют около 6 тысяч килограммов! В прежние времена, восьмидесятые-девяностые годы, когда надаивали не больше трех тысяч килограммов на корову, нас на щит поднимали, семинары на базе хозяйства устраивали, а сейчас никто наших тружеников и не вспомнит. Вот смотрите, Г. В. Крыжняя ухаживает за 22 коровами. Надои в ее группе за 10 месяцев составляют 5760 кг на корову. У О. М. Басич 20 коров, надои — 5340 кг на корову, В. В. Корсун, О. Г. Данюк, Г. Стрижоков, М. М. Сирый, Л. И. Басич , О.В. Столбова — все они, наши дояры и доярки, работают не покладая рук, у всех высокие надои. Ниже 4328 килограммов на корову мы не получаем, а все благодаря их труду, заботе о животных, дисциплине и ответственности.
Тут мне вспомнился рассказ тракториста, который работает на ферме.
- Да, тяжело приходится, — сказал он. — Работа не из легких. Встаешь чуть свет, привозишь корма, разгружаешь, зимой долбишь оледеневшую хлябь. Приходишь с рассветом, уходишь поздно. Рабочий день составляет чуть ли не 12 часов. Дома ничего делать не успеваешь. И не только я, ведь и жена работает в хозяйстве. Даже в детский сад за младшим ребенком сын-школьник заходит, но на трудности не нарекаю. Ведь коровы — живые, а значит, требуют и ухода соответствующего, и заботы, и времени. Потому и проводишь здесь большую часть суток и в будни, и в праздники.
Почти то же самое мог бы сказать, наверное, и заведующий фермой Юрий Петрович Таранюк. На вопрос, почему он выбрал такую профессию, ничего не ответил. А потом, когда мы проходили мимо загона, в котором выгуливались буренки, стало ясно, насколько привязаны друг к другу животные и те, кто ухаживают за ними. Увидев и услышав Юрия Петровича, они так и потянулись к изгороди, как бы вступая в своеобразный диалог с ним.
- А вы спрашиваете, почему такую профессию выбрал, — напомнил нам заданный вопрос Юрий Петрович. — Ведь я же в деревне вырос, а у нас здесь корова — это что-то почти человеческое, свое, родное.
Сегодня на ферме 177 коров. Когда-то здесь были привычные нам красные коровы, но сомнительной популяции, как определил, не вдаваясь в подробности, Борис Устимович. 9 красных продали и купили черно-белую телочку породы голштинфриз, от которой и пошло все нынешнее поголовье. В основном здании комплекса содержатся коровы и нетели, в другом помещении — телочки, так забавно обнюхивающие наши руки своими теплыми носиками, в следующем — бычки. Всюду чистота и порядок. В стойлах достаточно кормов.
- Сегодня у нас коровы не голодают, — продолжает рассказ Борис Устимович. — Заготовили полуторагодовой запас кормов. А вот до нового урожая этого года животным пришлось туго: не было ни кормов, ни сена, ни силоса. Коровы были обеспечены кормами всего на 20 процентов. Мы все это время до июня работали на закупленных кормах. Их было недостаточно, экономили. Коровы были худые, а сейчас, видите, какие красавицы. Стал появляться и прирост. Нам в наследство досталось 156 коров, сегодня немного больше, растут телочки, есть нетели. Раньше из-за бескормицы и низкая продуктивность была, а значит, и заинтересованность у людей в конечном результате была не на должном уровне. Сейчас повышается продуктивность животных, и результаты сказываются на зарплате людей. Сегодня в среднем доярки получают около двух тысяч гривень плюс свое хозяйство, плюс натуроплата...
- У нас ведь государственное предприятие, — поясняет Сергей Борисович Филипишин, — а значит, распаевки земли не было. Конечно, люди хотят получить свои паи, и все законные основания для этого есть. Думаю, этот вопрос решится положительно в конце года, после общего собрания коллектива. Ну а пока, чтобы люди не чувствовали себя ущемленными, мы выплачиваем натуроплату. Для работающих это в среднем 1 тонна 800 кг зерна, для пенсионеров — 900 кг. плюс корма. Конечно же, помогаем нашим людям и со вспашкой огородов — даем технику, и с подвозом кормов.
- Куда сдаете молоко? — интересуюсь, пока направляемся в соседнее помещение фермы к телочкам.
- У нас очень хорошие отношения с Веселиновским молокозаводом, — отвечает Сергей Борисович. — Директор нас поддерживает во всем, входит в наше положение. Я могу попросить у него беспроцентную ссуду, и он никогда не отказывает. Были в начале моей деятельности трудные периоды, когда он выручал меня из беды. Я дорожу такими отношениями, поэтому не отвечаю на предложения руководителей других молокозаводов области, в том числе и ведущих. Сегодня у нас закупают молоко по 3 грн. 60 копеек за литр, и эта цена для хозяйства вполне приемлема.
Немного позже, уже в конторе предприятия, мы занялись арифметикой.
Оказалось, утверждение директора, что сохранить и поднять хозяйство удалось только за счет животноводства, отнюдь не беспочвенно. Судите сами. Еще в декабре прошлого года закупочная цена литра молока составляла 2 грн. 20 коп. Но уже в феврале цена поднялась до 3 грн. 20 коп. и потом до 3 грн. 50 коп. при себестоимости литра молока 2 грн. 13 коп. Так, уже к весне в хозяйстве за каждый месяц и набежало в среднем 350 тыс. гривень за молоко. На эти средства и закупили 40 тонн селитры и 10 тонн карбамида и сделали по две подкормки — корневую и листьевую.
- Без весенней подкормки урожай был бы совсем низкий, — поясняет свою позицию руководитель. — Он у нас и так не на должном уровне. Средняя урожайность озимой пшеницы 23,3 центнера с гектара. Впрочем, в прошлом году была наполовину ниже — всего 11 центнеров. Так что весенняя подкормка растений сыграла свою роль.
Также закупили семена подсолнечника — около 4 тонн. Посеяли его на 520 гектарах. Может, и погрешили против технологии, но с чего-то же нужно было начинать зарабатывать деньги. Культура уж очень рентабельная. И, как видите, в своих ожиданиях мы не обманулись, за реализованный урожай подсолнечника купили новые трактора. Посеяли и 10 тонн кукурузы.
Уборка урожая прошла в хозяйстве организованно и в кратчайшие сроки — до 26 июля. Конечно, своей техникой не управились, пришлось брать подмогу. На току и в поле работали до 30 человек привлеченных, помимо своих 65. И вот тут очень остро встал вопрос с приобретением новой техники.
- Только на запчасти мы израсходовали более 260 тысяч гривень,- делится своими проблемами директор.- Это не по-хозяйски. Будем понемногу обновлять наш машинный парк. Вообще-то, очень хочется механизировать ферму, поставить новые линии доения, кормления. К нам даже проектировщики из Брацлава Винницкой области приезжали. Но, как говорится, по одежке протягивай ножки. Если будет правительственная программа по поддержке животноводства, о которой нам говорили, и половину расходов возьмет на себя государство, тогда мы эту задумку будем реализовывать. Иначе придется работать по-старому и накапливать средства на все эти преобразования, потому что к кредитам мы прибегать не хотим. Хотя нам это и предлагают. Но мы рассчитываем только на свои силы и не хотим втягиваться в долговую кабалу.
Сегодня ГСХП «Николаевское» успешно доказывает, что любое хозяйство может подняться, стать успешным и рентабельным, если его руководство подходит к делу по-хозяйски, а не заботится только о собственном кармане. По сути, возглавив предприятие только с февраля этого года, Филипишин и его команда за этот короткий срок превратили убыточное хозяйство в прибыльное. И планы на будущее у них достаточно оптимистичны.
- В хозяйстве 1900 гектаров пашни, — рассказывает Сергей Борисович. — На 800 гектарах мы посеяли озимые пшеницу и ячмень. Как уже говорилось, на 520 гектарах высадили подсолнечник. На 100 гектарах была посажена кукуруза на зерно и на 250 — кукуруза на силос. На 133 гектарах посеяны многолетние травы — люцерна и однолетние — суданка. А на 48 гектарах мы вырастили гречку и довольно выгодно ее продали — по 6 тысяч гривень за тонну. В закромах у нас еще более 460 тонн пшеницы высокой классности, так что, думаю, сможем выполнить намеченное, обновить технику. Да и с кормами все благополучно, обеспечен их полуторагодовой запас.
Так что приоритетными для развития хозяйства у нас становятся два направления. Первое, которое нас не подвело и уже доказало свою эффективность, — это дальнейшее развитие животноводства, а второе — семеноводческое направление. Мы уже высеяли семена суперэлиты зерновых, закупили на весну импортные семена подсолнечника и кукурузы. За счет качества семян надеемся на хорошую продукцию в будущем. Будем развивать семеноводство, предлагать выращенные нами элитные семена хозяйствам и сами ими пользоваться для повышения своих урожаев и улучшения качества нашей продукции растениеводства. Так что средства понадобятся и для закупки специальной семенообрабатывающей техники.
Итак, жизнь в хозяйстве понемногу налаживается. Работники предприятия пользуются социальным пакетом, который предоставляется им хозяйством. Оно же заботится и о своих пенсионерах. Детский сад, больница и школа снабжаются свежим молоком с фермы хозяйства. Руководство хлопочет о распаевке земли между тружениками предприятия, что и будет решено окончательно после общего собрания в конце года. Так что канун праздника Дня работника сельского хозяйства здесь не омрачен неуверенностью в завтрашнем дне. Сам же Сергей Борисович Филипишин уверен в своем коллективе, в том, что вместе они преодолеют все трудности. Поздравляя своих коллег, он желает, чтобы труд был им в радость. И чтобы каждый дом в селе был полной чашей и царили в нем мир, лад, согласие.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |