«А годы летят, наши годы, как птицы, летят, и некогда нам оглянуться назад...». Заслуженный работник культуры Украины Нина Западинская своего «богатства», лет то есть, не скрывает. Ей — 85. Главное в том, как жил, сколько хорошего успел сделать на этом свете. 65 лет творческой деятельности, 45 из них Нина Григорьевна — основатель, бессменный художественный руководитель и добрый гений народной оперно-вокальной студии областного Дворца культуры.
Сколько разных событий в мире, в Украине произошло за эти годы! Климат изменился, страна стала другой, чернуха с порнухой внедрились в телеэкран, на театральные подмостки... А на концертах студии торжествует нетленная классика! И каждый раз вместе с вокалистами и музыкантами возносятся духом её слушатели. И светлее становится на душе. И ярче луч надежды. И поклонников высокой музыки всё больше и больше — полный зал! Вход на концерты народной оперно-вокальной студии, как в Божий храм, свободный.
... И ЖИЗНЬ...
Музыка Чайковского, Глинки, Рахманинова, Верди, Каччини и других гениев не просто ласкает слух, а врачует души, стимулирует к созидательной жизни. Много раз замечала, как на концертах студии замирал зрительный зал, слушая божественную «Ave Maria», как взрывался аплодисментам и возгласами «Браво», восхищаясь талантами, всё возрастающим умением вокалистов. Как истово, нередко стоя, аплодировали зрители студийцам и их руководителю, расставаясь до следующей встречи. Концерты народной оперно-вокальной студии всегда праздник, фейерверк! Но праздники и вдохновение сами не приходят. Их нужно призвать, подготовить. И чем ярче праздник, тем больший труд кроется за ним.
Таинство огранки, шлифовки дарований, талантов студийцев совершается на репетициях в 23-й аудитории Дворца. Здесь Нина Григорьевна много лет, угадав певческий дар в начинающих вокалистах, что называется, «вытаскивает» голос, «ставит» его на долженствующее ему место. Потом, подобно опытному ювелиру, шлифует, чтобы «редкий минерал» стал драгоценностью, блистал. Опера — вершина музыкального и вокального искусства. Подготовка исполнителей оперной классики — работа штучная, трудоёмкая, индивидуальная, длительная. У преподавателя консерватории — примерно 6 учеников. У Западинской в разное время по 25-30. Каждому нужно не просто объяснить музыкальную суть произведения, а ещё и напеть арию, фрагмент, добиться гармоничного сочетания техники пения с чувственным образом оперного персонажа. Разные голоса, вокальные данные, музыкальная подготовка, характеры, возможности. К каждому нужен свой подход, своё время для занятий. И всех надо собрать, увлечь музыкой! Увлекать Нина Григорьевна умеет. Её святая к музыке любовь и педагогический дар объединили в студии людей разных профессий, возрастов, биоритмов, характеров.
Аудитория №23 — учебный класс, в котором зажигались звёзды нынче известных и любимых николаевских вокалистов, ведущих солистов студии. Ольга Шепотина-Верещагина (лирическое сопрано) 40 лет назад пришла в студию. Было ей 17. Занимаясь у Западинской и благодаря её влиянию, бывшая продавщица окончила музыкально-педагогический факультет НГПИ, стала преподавателем сольфеджио. Виктория Осадчая (меццо-сопрано) — в студии 25 лет. За это время успешно окончила Одесскую консерваторию, стала солисткой областной государственной филармонии, обладательницей завидного репертуара и побед на различных конкурсах вокалистов. Блистательные Виктория Плохотнюк, Екатерина Черныш (сопрано) тоже прошли школу Западинской.
Екатерина Мирзоян (лирико-драматическое сопрано) — 6 лет в студии. Окончила Одесскую консерваторию по классу хорового дирижирования. Получает второе высшее музыкальное образование по классу вокала. Недавно порадовала Нину Григорьевну, студийцев и поклонников, став лауреатом международного конкурса вокалистов им. Фёдора Шаляпина в Ялте. Нынче профессиональный оперный певец, лауреат престижных международных конкурсов Иван Носик (тенор) начинал в народной оперно-вокальной студии. Здесь расцвели вокальные таланты инженера-строителя Станислава Лапшина (баритон), за активное участие в деятельности студии удостоенного звания «Заслуженный работник культуры Украины», руководителя школы искусств Галины Гавриш и логопеда Людмилы Коваленко (сопрано), Юрия Драгина, Геннадия Шульгина, Юрия Кулагина (теноры), Кирилла Латия, Дениса Мисальчука (баритоны). Олег Пружина (баритон) — в студии 20 лет. Бывший студент НКИ, любитель петь украинские народные песни, теперь квалифицированный инженер, успешный руководитель, отец дружной семьи и ведущий солист оперной студии, незаурядный исполнитель сложнейших вокальных партий. Врач Римма Лукина, инженер Александр Березанский, дизайнер Константин Тодоров... Таков творческий фундамент народной оперно-вокальной студии и надёжная опора Нины Григорьевны во всех её начинаниях. Буквально каждый из студийцев достоин самостоятельного рассказа.
...С фотографий на стенах класса смотрят звёзды мировой величины: Шаляпин, Собинов, Козловский, Нежданова, Архипова, Руденко... Словно безмолвно напоминают студийцам, с кого брать пример, у кого учиться. Сама Нина Григорьевна изначально ориентировала себя на высоты. На республиканском смотре-конкурсе народных талантов, проходившем в Киеве в далёкие 50-е годы прошлого столетия, строгое жюри заметило и решило направить на учёбу в консерваторию двух конкурсанток: Евгению Мирошниченко (сопрано) и Нину Западинскую (меццо-сопрано). Надежды маститых специалистов Западинская оправдала, окончила Одесскую консерваторию им. А. Неждановой с отличием. Получила приглашение на должность солистки одного из республиканских театров оперы и балета.
Карьера оперной примадонны была так близка, так возможна... Но талантливая выпускница консерватории предпочла остаться в родном Николаеве. Здесь её ждала любовь, Виктор Западинский, гвардии лейтенант, лётчик-истребитель, кавалер боевых орденов и её, Нины, неотразимый кавалер и муж. У него был серьёзный соперник — город Николаев. Между ними и делила Нина свою любовь, талант, силы, время. Поставила перед собой задачу — одарить рабочий Николаев оперной музыкой. Где бы ни работала, со студией не расставалась никогда. Если нет в Николаеве оперного театра, так пусть будет студия, как театр! И она есть — народная оперно-вокальная студия, единственная в Украине! Где только не пели её питомцы: в клубах, на полевых станах, в цехах заводов и фабрик, на республиканских фестивалях, в городах бывших союзных республик. В родном Дворце культуры поют и поныне! Чета Западинских являла счастливую семью. Любимая доченька, любимая внучка, любимая работа, любимые родители, друзья.
...И СЛЁЗЫ...
Но судьбу в народе не зря называют злодейкой. Она чаще гримасничает, чем улыбается. В автомобильной катастрофе погибла единственная дочь Западинских — Наташа. Для Нины Григорьевны и Виктора Аркадьевича внучка Машенька стала спасательным кругом, который не дал им утонуть в пучине горя. Девочка росла в студии. Читать училась по афишам. Буквы сначала пела, а уж потом складывала в слова. Выросла умницей, труженицей, красавицей. И снова — удар судьбы. Ушёл в мир иной Виктор Аркадьевич. Не буду живописать, что пережила Нина. Сердце не камень. Но капризная судьба и этой тяжелейшей потерей некогда счастливой семьи не насытилась, будто испытывала её на излом. Скоропостижно скончался в младенческом возрасте правнук Нины Григорьевны, сын Маши и Ивана Носика — Данечка. Пришлось Нине переживать и потери в студии. «Храни нас, Бог, храни, храни... Мы в этом мире без брони...». Нередко на концертах, прежде чем объявить номер, Нина Григорьевна обращается к залу: «Вспомним тех, кого с нами нет».
В своё время мешали творчеству местные «Пропаганды Парамоновны», охочие поучать, руководить, задвигать классику на задворки бытия. Мол, «народ оперу не поймёт». Но и эта напасть не смогла поколебать святую к музыке любовь и жизнестойкий талант Западинской.
...И ЛЮБОВЬ...
Доброжелательная, общительная Нина Западинская (отчество к ней не очень прилипло) всегда при параде. Маникюр, костюм, причёска, украшения. Болят ноги, но это не повод для того, чтобы отказаться от нового наряда к юбилею. Женщина! Обращается к собеседнику, студийцам неизменно ласкательно: «Люба моя...», «Мамонька», «Солнце», «Ласточка»... Такое впечатление, что любовь к внучке Маше и её мужу Ивану Носику, правнукам Володе и Лизочке, людям вообще — переполняет Нину. Каждый раз называет длинный перечень фамилий, которые настаивает обязательно упомянуть в газете. Опять просительно доказывает: «Без Надежды Домуз (виолончель) и Ольги Пилипенко (аккомпаниатор) я — как без рук». И называет новый перечень ну-у очень хороших и незаменимых... С залом беседует искренне, от души, как с родными: «Дорогие мои, любимые...». Роман с городом у Западинской обоюдный, давний и трогательный. Может читать всему залу стихи, как единственному другу. И зрители, юные, пожилые, убелённые сединами, бегут на сцену с цветами, аплодируют и ждут новых встреч. Студийцы идут на репетиции с удовольствием.
Светлана Ромак, врач, в студии 6 лет (сопрано): «Благодаря Нине Григорьевне я подготовила много произведений оперной классики, романсов. Студия для меня не только учёба. Это — академия благородства, атмосфера радости». Вера Хрупало (сопрано), учитель музыки: «Сейчас я в декретном отпуске, но занятия в студии не пропускаю, хоть и живу далековато, в Терновке. Раньше я пела в хоре. Теперь пою сложные оперные партии. Студия — наша большая, поющая семья. Нина Григорьевна — духовная наставница».
Технические работники областного Дворца культуры Нину Григорьевну называют любовно «куколкой», руководители творческих коллективов — «примером творческого долголетия». Директор Марина Николаевна Добкина: «У нас 30 творческих объединений. Все их руководители — личности. Многие у Нины Григорьевны взяли что-то для себя. Народная оперно-вокальная студия — визитная карточка Дворца, да и города в целом. «Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала» — это о Западинской».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |