Это же надо — в тему. Только вернулся из «Красной Баштанки», как зашел интересный разговор с одним любопытствующим лицом — горожанином от пяток до макушки. Не имея личных претензий ни к чему сельскому (сам-то немало домашнего молочка попил), он тем не менее спросил: «А зачем нужны села в таком виде? Это же сколько нужно денег, чтобы поддерживать населенные пункты... Да пусть будут фермерские хозяйства, оснащенные до зубов, отдельные усадьбы — не такие затраты...»
Рациональное предложение осталось незаконченным, поскольку наткнулось на контрвопрос: а что делать с людьми, которые не хотят (да и не могут) никуда уезжать?
Разговор-то пустяковый — абы не молчать. Но что-то в нем перекликается с глобальными «асфальтными» идеями и планами, реализованными и неосуществленными. От сталинской коллективизации — до хрущевского волюнтаризма, брежневской безалаберности и неопределенности, мягко говоря, нынешней эпохи. Общее в них одно: село — дойная корова, с тем лишь отличием, что корову эту не особо и кормить надо — все вытерпит, как верблюд в пустыне. Но молоко — даст!
Желательно зайти с другой стороны. Село — не машина (но пусть и машина) для производства продукции, а среда обитания, жизнь и судьба людей. Тем более — село украинское, пусть оно называется Шевченково-2, Ферма или как-нибудь еще. Создавать сплошной мегаполис на таком черноземе — абсурд. Лишний раз в этом убеждаешься, побывав в ЧАСП «Красная Баштанка» Новобугского района.
«Удочка» — надежнее
Это то, что не поддается сомнению, поскольку проверено и подтверждено жизнью: успешность любого хозяйства, предприятия, коллектива зависит, в первую очередь, от личности руководителя. Если углубиться в историю элитного семеноводческого хозяйства «Красная Баштанка» Новобугского района, обнаружишь в ней разные этапы и эпохи, но важно одно: это был один из лидеров агропромышленного комплекса Николаевщины. Потом наступили 90-е... Нынешний главный агроном предприятия Надежда Николаевна Рыбачок вспоминает, как готовили почву к посевной. Все остальные уже закончили эти работы, а затем начинался всерайонный «конкурс»: сгоняли технику из разных хозяйств и пахали в «Красной Баштанке». Уничтожение сорняков напоминало сенокос в буквальном смысле: бурьяны — по пояс. Некогда успешное животноводство исчезло как класс, касса — без денег...
Так вот, о роли человека-руководителя и... просто человека. Биография, жизнь Виктора Николаевича Сербина накрепко связана с новобугским краем. Агроном по образованию (а главное — по призванию), он работал в сельском хозяйстве района, в частности, в колхозе имени 40-летия Октября. А в 1998-м его избрали руководителем в «Красной Баштанке». Времена, вспомним, были «сенокосные».
Существует популярный образ-задачка: что лучше, — накормить человека рыбой или дать ему удочку, чтобы он эту рыбу ловил? Рыба — на один раз, а удочка служит все время. Виктор Николаевич «рыбу» (то бишь чемодан с деньгами — их у него не было) не привез. Он принес «удочку» и сказал: «Давайте ловить рыбу». Проще говоря: я буду организовывать, как положено, а вы работайте по совести — в поле и на ферме. Впрочем, от фермы оставалось одно название. Стадо — в жалком состоянии, на корову доили 400 граммов молока в сутки, по сути, просто биологически поддерживали животных. Сырзавод забирал эти литры, о какой-то копейке для хозяйства смешно было говорить...
Только недавно от Сербина отстали проверяющие органы. Несколько лет ему вменялось в вину то, что на загибающейся племенной ферме в Христофоровке Баштанского района «дешево» выкупил нетелей.
- Да мы заплатили вдвое дороже, чем давали мясники, — говорит Виктор Николаевич. — Там только кожа да кости... А зачем купили эту «дохлятину»? Расчет был один: получить молодняк и вырастить нормальное, здоровое стадо — теленок должен развиваться в надлежащих условиях с первого дня.
Село без фермы — не украинское село, убежден руководитель «Красной Баштанки», село просто вымирает, это — самоуничтожение.
Как профессиональный агроном В. Н. Сербин отлично знает: без органических удобрений рассчитывать на эффективность земледелия, высокие урожаи сложно. Как человек и руководитель уверен: без животноводческой фермы село пропадет. И пропало бы Шевченково-2, если бы не сохранили отрасль. А его неофициально называют Ферма, работает там преимущественно молодежь (посмотрите на снимок — одни молодые лица). Сегодня здесь выращивают около 1 тысячи голов крупного рогатого скота, держат 220 коров, есть свинопоголовье, овцы. Под всем этим — крепкая кормовая база: 600 — 700 гектаров, треть от всей площади (пахотной земли — более 2 тысяч гектаров), запас грубых и сочных кормов — на полтора года.
Родное дело — агрономию, земледелие, растениеводство — Виктор Николаевич двинул в новом направлении. «Красная Баштанка» взяла курс на семеноводство зерновых и технических культур. Более того, в структуре — участки гибридизации. Ныне, вообще, мало кто занимается производством семян подсолнечника — трудоемкая это работа, нужно вложить много сил и средств. Зато ведь и благодарная. Краснобаштанцы не только сами себя обеспечивают семенами, их покупают хозяйства более половины районов области — Новобугского, Еланецкого, Баштанского, Казанковского, Веселиновского... По достоинству оценивают результаты работы семеноводов и херсонские земледельцы. Все довольны, все готовы дальше сотрудничать, а клиент ведь всегда прав.
Участками гибридизации в семеноводческом хозяйстве занимаются уже семь лет. Для этого есть вся необходимая техника. И, что очень важно, В. Н. Сербин и Н. Н. Рыбачок активно сотрудничают с профильными научно-исследовательскими институтами.
Не днем вчерашним...
Выгоды, успеха без труда не бывает — какой здесь может быть вопрос. Поставив задачу — выйти на уровень элитного семеноводческого хозяйства, Виктор Николаевич Сербин оживил связи с научной средой. В свое время Надежда Николаевна проходила практику в Одесском селекционно-генетическом институте, этот этап жизни очень пригодился. В вопросах выращивания семян гибридной культуры «Красная Баштанка» сотрудничает с Днепропетровским институтом зернового хозяйства, подсолнечника — с Харьковским институтом растениеводства им. В. Я. Юрьева, много пользы принесли связи с Запорожским институтом масличных культур... Работают и с Трикратским филиалом фирмы «Агроинтер».
Конечно, случайно ничего не происходит, землю не проведешь. Сегодня немного хозяйств, внедряющих технологию минимальной обработки почвы Nо-Till (не пахать), а «Красная Баштанка» — среди них, на первых этапах внедрения. Под эту агротехнологию есть набор импортной техники (с отечественной, к сожалению, высокого эффекта не достигнешь). С ее помощью достигаются научно обоснованные нормы высева семян.
Грамотное применение удобрений, органических и минеральных, здесь — и идеология, и практика. Как тут еще раз не вспомнить добрым словом ферму.
Растениеводы «Красной Баштанки» работают с разными гибридами — и ранними, и средними... В начале апреля еще заморозки, а здесь уже сеют подсолнечник и вносят гербициды. Важно развестись по срокам с соседями — чтобы не было перезапыления. Ведь народ у нас часто сеет подсолнечник хаотично, без всякой системы... Необходимо выдерживать пространственную изоляцию — полтора километра между полями.
Да и весь технически-организационный комплекс отвечает самым высоким задачам. На полях «Красной Баштанки» работают комбайны «Джон Дир», очистные машины «Алмаз» позволяют получать только чистые, полноценные семена подсолнечника. На зерновых проводят внекорневую подкормку, вносят мочевину, обязательный процесс — борьба против клопа-черепашки...
Поскольку ЧАСП «Красная Баштанка» — семеноводческое хозяйство, отношения со специалистами областной семенной инспекции, возглавляемой В. П. Олейником, районной инспекции — как коллег с коллегами. Начальник Новобугской районной семинспекции Татьяна Евгеньевна Никулина это подтверждает:
- И нам есть чем поделиться с краснобаштанцами, контроль за производством семян — сложный и длительный процесс. И у них можно многое почерпнуть — хозяйство занимается гибридами подсолнечника, держит связь с наукой. А уж мы переносим этот опыт на другие хозяйства. Вот в последнее время в Березнеговатском районе заинтересовались.
...На ферме в этот день царило особое настроение — люди получали заработанное. Недовольных лиц не наблюдалось. В кратеньком коллективном интервью животноводы сказали главное: ферма — это жизнь. В прошлом пришлось туго, но с приходом в хозяйство В. Н. Сербина все тяжелое ушло в прошлое. Ведь на одном подсобном хозяйстве не протянешь...
Главный зоотехник Ольга Ивановна Довгалюк резюмировала:
- Поверьте, в районе другой такой фермы нет. Она хоть и дает небольшую прибыль, зато сохраняет село Шевченково-2, а там — сотня дворов. Коллектив молодой — 35 человек, возраст — от 30 до 50 лет, люди, которым нужна работа. Зарплата в разные периоды — от 1,5 до 3,5 тысячи гривень. А еще — ежемесячные премии, для тех, конечно, кто их заслуживает, хорошо выдерживает три показателя: выполнение плана, трудовая дисциплина, санитарное состояние. Это — 200 гривень, для селян — немало. Хозяйство выписывает людям по низкой цене корма. На фермской столовой люди питаются 2 — 3 раза в день. И знаете сколько стоит обед? 60 копеек! И все это — благодаря нашему директору Виктору Николаевичу Сербину.
На своем месте
Быть лучшим на своем месте — правило для большинства тружеников «Красной Баштанки».
Вот, например, главный инженер Владимир Юрьевич Остапенко — молодой, грамотный, — говорит Н. Н. Рыбачок. — Если вечером сломалось что-то в тракторе, комбайне — он не ждет утра. В Днепропетровске у него связи, уже ночью везут запчасть — автостопом или еще как-нибудь.
Первый год работает в хозяйстве молодой агроном Сергей Биляк, но уже искренне принял дух и заботы «Красной Баштанки». С хорошим настроением встречают профессиональный праздник механизаторы Валерий Павлович Довгалюк, Виктор Александрович Бобров, Иван Александрович Георгица, Валерий Цуркан, Юрий Уманский, работники тока Анатолий Уманский и Владимир Жаботенко, многие другие. Именинниками чувствуют себя в этот день и кухарки — Ольга Николаевна Носаль и Мария Павловна Костышина. «Красная Баштанка» заслужила праздник.
Просто, но точно, жизнь тружеников хозяйства определила заведующая током Любовь Александровна Марьянова:
- Здесь хочется работать, есть настоящий смысл, основа жизни. До прихода Виктора Николаевича в хозяйство мы получали, не поверите, по 10 гривень. А он так организовал работу, что те же люди начали хорошо зарабатывать. Это совсем другая жизнь.
И проще, правильнее уже не скажешь.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.011Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |