Полгода назад при Николаевской библиотеке-филиале № 18 (пр. Корабелов, 12) начала работать николаевская городская общественная организация «Витовское украинское общество». Названо оно именем украинско-литовского князя Витовта, чья крепость в XIV веке находилась на территории нынешнего Жовтневого райцентра, который имел первоначальное название Витовка.
14 ноября состоялась официальная презентация этой организации. Председатель общества Георгий Савченко рассказал, что цель его деятельности способствовать развитию исторического сознания украинского народа, а также национальных меньшинств Украины. А для этого, в первую очередь, нужно знать корни своего народа.
К этим корням уводят творения двух народных умельцев, чья выставка открылась в библиотеке в день официальной презентации. И, возможно, народный мастер гончарного искусства Сергей Глушко еще в детстве услышал голос предков, когда на берегу реки нашел разбитые черепки греческой амфоры. В 5 лет у него проявилась тяга к рисованию, а черепки пробудили мечту стать гончаром. И уже в зрелом возрасте эта мечта воплотилась в реальность.
Сергей Владимирович родился в селе Лупарево Жовтневого района, где живет и поныне. Но корни его семьи исходят с Полтавщины. Там есть знаменитый город Опишня — столица украинского гончарства. Так что, может быть, предки нашего земляка тоже владели этим искусством.
В библиотеке представлена глиняная посуда, изготовленная в античном и украинском стиле. Украинской тематике мастер уделяет большое внимание. Есть и работы его учеников Елены и Владислава Остремских. Одна из них напоминает о более далеких временах, чем работы учителя. Напоминает о наших предках, чья культура была забыта несколько тысячелетий и воскресла, — панцирь глиняной черепахи расписан трипольскими знаками. Завораживает и сказочная рыба, тоже изготовленная из глины, — на ее боках вылеплен живописный пейзаж: деревья, хаты, облака.
А сам учитель продемонстрировал еще и свое мастерство, сев за гончарный круг. Возникло такое желание и у некоторых юных посетителей выставки. И, конечно, оно было исполнено.
В седую старину уводят и куклы-мотанки Ольги Костриж-Мазуренко. Такие куклы появились около 5000 лет назад, когда люди начали выращивать лен. Делаются они путем перекручивания и перевязывания ткани. Вместо глаз и рта — крест из ниток. Этот крест в круге является сакральным знаком, который несет в себе солнечную энергетику. Нередко в голову таким куклам помещают зерна пшеницы, что тоже является сакральным знаком — вечным круговоротом жизни.
Как поведала сама мастерица, наши прапрабабушки других кукол и не знали. А наши предки-язычники делали их к праздникам Колодия, в конце Масленицы (как олицетворение зимы, которую сжигают), на Ивана Купала. «Куклой» называется и первый обжиночный сноп, закрученный особым способом. Потому ее можно изготавливать не только из ткани, а еще и из соломы, и связана она со всеми аграрными праздниками.
Среди других работ Ольги Костриж-Мазуренко (в основном, это украшения из бисера и драгоценных камней) хочется отметить сувенир «Вторая жизнь». Ею ожил черноморский моллюск рапана, превратившись в миниатюрный вазон, где «расцвели» искусственные цветы, а на крохотных деревцах появились плоды, которые еще не «созрели» (зеленые бусинки).
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |