ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
«Зелёный свет из центра» ярче засверкал на Николаевщине
23.11.2010 / Газета: Рідне Прибужжя / № 130(3018) / Тираж: 6008

«Зеркало недели» (№ 42 от 13-19.11.10) сообщило о невозможности инвесторов реализовывать проект Южно-Украинской ВЭС по ряду причин. Основанием для статьи стало распоряжение председателя Николаевской облгосадминистрации Н.П. Круглова от 24.09.10 № 355-р об отмене распоряжения своего предшественника от 15.07.09 № 265-р «Про утверждение актов выбора земельных участков для общественных нужд для размещения объектов Южно-Украинской ветроэлектростанции и предоставления разрешения на разработку проекта землеотвода по отведению земельных участков на территории Очаковского района».

Но для каких же целей на самом деле было создано ООО «Южно-Украинская ветроэлектростанция» (далее — «ЮУ ВЭС») и почему инвесторы не вложили в проект многообещающие миллионы?

ООО «ЮУ ВЭС» было зарегистрировано в середине 2007 года. С 2007-го по 2009 год учредители ООО «ЮУ ВЭС» тщательно выбирали земельные участки под свои виды деятельности в Очаковском районе Николаевской области. Как не удивительно, но все выбранные участки идут целостными земельными массивами по несколько гектаров и вдоль побережья. Невольно задаешься вопросом, уж не собираются «ветроэнергетики» строить пансионаты, отели, кемпинги, автостоянки, кафе, бары, рестораны и магазины? Заглянуть бы в их устав... Наверняка там записаны виды деятельности по организации курортно-развлекательных мероприятий. Что является главным для ООО «ЮУ ВЭС»: ветроэнергетика или рестораны с кемпингами?

Выбранные участки — земли сельскохозяйственного назначения, часть из которых выделена под паи жителям для ведения личного хозяйства. Согласно Земельному кодексу Украины запрещается отчуждение земель сельхозназначения, кроме случаев отчуждения для общественных нужд, в том числе под объекты энергетики.

Для получения земельных участков ООО «ЮУ ВЭС», учитывая требования Земельного кодекса Украины, провело информационную подготовку необходимости их отвода под строительство ветроэлектростанции мощностью 300 МВт в Очаковском районе Николаевской области. При этом гарантировало быструю реализацию проекта с привлечением зарубежных инвестиций и обязывалось начать строительство ВЭС в последнем квартале 2009 года.

Учитывая обязательства руководства ООО «ЮУ ВЭС», органы государственной власти максимально содействовали в продвижении реализации проекта, предоставляя всевозможные разрешения, направленные на быстрое строительство ВЭС. Но в силу непонятных причин (либо финансирование закончилось, которого, возможно, и не было, либо понимание того, что строительство ветроэлектростанции не является основной целью существования ООО «ЮУ ВЭС»), инвесторы и руководство ВЭС, которые гарантировали многомиллионные инвестиции, бездействовали более года.

Возможно, прикрываясь инвестиционным проектом по строительству ВЭС, они хотели получить земельные участки, затем изменить их целевое назначение и построить пансионаты, отели и другие развлекательные учреждения?

Борьба за очаковскую ветроплощадку не нова (см. «ЗН» № 10 от 16.03.02, № 17 от 11.05.02) — уж больно хорош ветропотенциал и привлекательно побережье лимана. И эту явно заказную статью, вызывающую недоумение и возмущение своей беспредельной необъективностью, нужно расценивать как последний штурм в этой борьбе.

Последний потому, что в область вернулся человек, который стоял у истоков зарождения ветроэнергетики в Николаевском регионе, всемерно способствовал её возрождению и становлению. Все годы держал под контролем и в ранге депутата Верховной Рады Украины оказывал действенную помощь инициаторам строительства крупной промышленной ВЭС в Очаковском районе.

Именно поэтому Н.П. Круглов «не ждал общей команды стартовать», ему не нужен «риск, чтобы быть в числе первых». Он по праву входит в число первых в Украине, которые на государственном уровне в начальные 90-е годы все делали для промышленного развития украинской ветроэнергетики.

Последний штурм ещё и потому, что Николай Круглов достаточно осведомлён об инициаторах проекта строительства ЮУ ВЭС. Эта группа монополистов, которая за 18 лет становления ветроэнергетики Украины дискредитировала эту новую, бурно развивающуюся в мире отрасль промышленности.

Тезисно перечислим итоги восемнадцатилетнего вторичного возрождения ветроэнергетики Украины:

- отставание в 108-280 раз от стран — лидеров первой пятерки по установленным мощностям ветроэлектрических установок (ВЭУ). Разрыв с годами не уменьшается, а увеличивается;

- действующие украинские ВЭС никогда не станут рентабельными (см. рис.) и по этой причине требуют незамедлительного демонтажа устаревшего на момент установки оборудования;

- возникшая дискредитация украинской ветроэнергетики оттолкнула потенциальных инвесторов от инвестиций в строительство ВЭС.

Проект Южно-Украинской ВЭС имеет ряд существенных недоработок.

Так, заявленная годовая выработка электроэнергии в 800 млн. кВт·час взята, надо полагать, без элементарного инженерного обоснования.

В проекте строительства ЮУ ВЭС не указан тип ВЭУ, которыми будет комплектоваться ВЭС. Различные ВЭУ единичной мощности в 2 МВт имеют и различные характеристики (зависимость мощности от скорости ветра). Только наличие данных по характеристике конкретной ВЭУ, а также наличие распределения вероятностей ветра по градациям скоростей на конкретной площадке на высоте оси ротора конкретной установки (которая также по проекту не известна) позволяет оценить выработку энергии и определить коэффициент использования установленной мощности (Киум).

Учитывая многолетнюю тенденцию представителей монопольной группы сознательно завышать проектные показатели, которые в промышленной эксплуатации оказываются значительно ниже проектных, — заявленная выработка совершенно не обоснована.

В проекте заявлена годовая экономия использования природного газа 27 млн. кубических метров. Выполненная оценка убедительно свидетельствует, что и эта цифра экономии природного газа названа без всякого обоснования. Отсюда напрашивается вывод: либо инициаторы проекта не понимают, что делают, либо сознательно вводят в заблуждение лиц, которым необходимо принимать ответственные решения.

Почему презентация проекта состоялось на градостроительном совете? Какое отношение имеет градостроительный совет к ветростанциям на территории области? Кто из специалистов по энергетике, в том числе по возобновляемой энергетике, участвовал в презентации?

Ответов нет. В то же время много лет успешно работал областной научно-технический совет по энергосбережению, создан координационный совет по вопросам регионального развития научно-технической и инновационной деятельности при ОГА (распоряжение № 312-р от 02.07.08). Членами этих советов являются известные в области профессионалы.

Почему не обсудить проект ЮУ ВЭС на заседании, например, координационного совета? Тем более, что в ОГА неоднократно направлялись докладные записки о состоянии развития ветроэнергетики в Украине и в Николаевской области с предложениями рассмотрения их на очередном заседании советов (исх. № 25 от 25.10.07; вх № 601/0/05-35/3-08 от 04.02.08; исх. № 32 от 14.08.08). От областного совета даже получен ответ (исх. № 131-18-05 от 21.03.08) о том, что рассмотрение обязательно состоится. Однако до сей поры обсуждения вопроса не было.

Кто-то, ради собственных интересов, был очень заинтересован в кулуарной презентации проекта строительства ЮУ ВЭС без участия в ней круга специалистов.

Ряд просчётов проекта, просроченные заключения по выбору мест размещения земельных участков (например: № 1015, 1016, 1017 от 08.04.09), неисполнение гарантий инвесторов начать строительство в марте 2010 года с обеспечением дополнительных рабочих мест — после тщательной их оценки из государственных инвесторов, — надо полагать, и позволили Н.П. Круглову отменить распоряжение своего предшественника. И был разрублен узел «собственных интересов» в пользу общегосударственных. Возможно, что в этом решении и есть какое-то юридическое несоответствие, но в том, что сделано это в государственных интересах и по-хозяйски правильно — нет сомнений.

На вопрос: «А задавался ли губернатор либо его помошники прежде чем оттеснить иностранных инвесторов вопросом, сможет ли ООО с уставным капиталом меньше 20 тыс. евро осилить грандиозный проект?» ответ однозначен: задавался. Ещё не будучи губернатором, а депутатом Верховной Рады Украины при анализе проекта ЮУ ВЭС у него возник этот вопрос, ибо уставной капитал ЮУ ВЭС в пять раз меньше. Но в статье об этом — ни слова. А где же объективность?..

А почему решили строить на земле, которую выделили ЮУ ВЭС, тоже есть ответ. Потому что ЮУ ВЭС практически рейдерски захватила площадки, предназначенные для расширения опытной Аджигольской ВЭС в крупную промышленную станцию. Эти площадки были исследованы ЮГ ПВЦ НИЭ «Бояр», в состав которого входит АВЭС, задолго до возникновения ЮУ ВЭС. В рамках работ по Комплексной программе отчёты о перспективах промышленной ВЭС с использованием инфраструктуры АВЭС отправлялись в Киев, а «дельцы от ветроэнергетики» прибрали их в свои руки.

Одним словом, говорить о правдивости и объективности не приходится. Ведь как обыграна первая очередь Очаковского ветропарка? Вместо 25 МВт с вводом в эксплуатацию в 2011 году указано лишь 20 МВт, а по остальным 280 МВт делаем заключение — «поднять ветропарк не в силах». Высший пилотаж демагогии! Хотя автору хорошо известно о строительстве ВЭС суммарной мощностью не менее 300 МВт.

Все домыслы автора со ссылкой на зарубежных аналитиков настолько абсурдны, что не подлежат комментариям.

Очаковский ветропарк делает первые шаги в реализации национального проекта «Энергия природы» и приступил к строительству промышленной ВЭС с участием отечественного инвестора на базе современных ВЭУ немецкой компании «Fuhrlдnder», изготавливаемых на Краматорском ОАО «Энергомашспецсталь», и расширением их производства на николаевских и других украинских заводах. Так что есть будущее у альтернативной энергетики Николаевщины и Украины. А Президент является надёжным гарантом для инвесторов.

Автор: Владимир ПОДГУРЕНКО, директор ООО


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту