«ВН» уже сообщал, что 13 ноября из акватории Николаевского морского порта вышло голландское судно «Henny» с первой партией соединений гексахлорбензола, хранящегося на полигоне опасных отходов вблизи города Калуш Ивано-Франковской области. 1,5 тысячи тонн отходов гексахлорбензола были отправлены в Великобританию на утилизацию на специализированное предприятие. Это событие в городе вызвало большой резонанс, тем более что стало известно о сопротивлении одесситов против перегрузки опасных соединений через их порт.
19 ноября в ГУ МЧС Николаевской области состоялась пресс-конференция, в которой первый заместитель губернатора Геннадий Николенко, начальник ГУ МЧС в Николаевской области Николай Поступальский, начальник ГУ охраны окружающей природной среды в Николаевской области Сергей Литвак и генеральный директор ГП «Национальный центр обращения с опасными отходами» Минприроды Андрей Любимов рассказали о ходе перегрузки гексахлорбензола и принятых мерах безопасности. Речь шла и о компенсации, которую получат Николаевская область и непосредственные участники разгрузки-погрузки, а также о том, на какой почве возник скандал в Одессе.
Как рассказал Геннадий Николенко, предварительно были проведены экологическая экспертиза, оценка влияния на окружающую природную среду, получено заключение СЭС, а ход перегрузки, занявшей 18 часов, контролировался Государственной инспекцией охраны окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря, представителями СЭС и сотрудниками ГУ МЧС в Николаевской области. Координировал работу штаб, возглавляемый первым заместителем главы облгосадминистрации. Члены штаба все время находились на причале Николаевского морского торгового порта с подветренной стороны, никаких запахов не ощущали, и с полной ответственностью подтверждают, что герметичность груза нарушена не была. И теперь, когда получены окончательные анализы проб грунта, воды и воздуха, можно заключить, что перегрузка опасного груза — безопасна.
Андрей Любимов рассказал, что при затаривании и транспортировке гексахлорбензола были приняты повышенные меры безопасности. Гексахлорбензол транспортируют в специальной герметичной таре — биг-бегах, рассчитанных на 2,5 тонны, но в данном случае упаковка содержала 1 тонну вещества. К двум предусмотренным внутренним вкладышам использовались два дополнительных вкладыша. Кроме этого, герметичной пленкой, которую потом уничтожили, были выложены все вагоны, чтобы избежать соприкосновения с металлическими частями. Каждый биг-бег в процессе разгрузки-погрузки был осмотрен, в готовности находились сотрудники МЧС. По его оценке, первый этап осуществления одного из самых крупных в мире проектов по уничтожению опасных веществ прошел «на отлично».
И, по словам Николая Поступальского, опасности для горожан во время перегрузки гексахлорбензола не было. В случае разгерметизации тары речь бы шла о локальном загрязнении, которое спасателями было бы ликвидировано в течение нескольких минут. Через каждые 30-40 минут специальными датчиками осуществлялся контроль на присутствие в воздухе вредных веществ. Некоторые приборы проводили мониторинг показаний постоянно. Проведенные проверки показывали, что состояние воздуха и окружающей среды в норме. В целом было задействовано 10 специальных автомобилей и 20 человек личного состава. Защищены специальными костюмами, которые предоставил «Национальный центр обращения с опасными отходами», были и докеры. Интересно, но именно они выразили недовольство, что приходится работать в «химзащите», ибо привыкли к перекурам. И, как рассказал Геннадий Николенко, так как это было категорическое требование — работать в костюме, — то приходилось каждый час останавливать перегрузку, «купать» докеров в специальном растворе и отпускать на перекур. И еще, вот, о чем сообщил вице губернатор, — бригада докеров, в составе которой было 12 человек, за выполнение этой перегрузки получили соответствующее вознаграждение, а в качестве морального поощрения последует ходатайствование о представлении их к правительственным наградам.
Ход отгрузки первой партии опасного груза и другие участники пресс-конференции оценили «на отлично». А Сергей Литвак подчеркнул, что ни для людей, ни для окружающей среды никакой опасности нет, потому что правильно организован процесс. И очень похвально, он заметил, что правительство впервые приступило к решению серьезных экологических проблем.
Более того, Андрей Любимов высказал мнение, что Николаевской области повезло, ибо в качестве компенсации за отгрузку гексахлорбензола Николаевщина сможет «в ноль» очиститься от бесхозных, непригодных и запрещенных к использованию пестицидов, что для других областей пока остается мечтой».
- Я не знаю, когда бы Николаевская область получила бы деньги на эти цели, потому что знаю, с каким скрипом распределяются деньги. В этом году на эту программу в рамках всей Украины было выделено 32 млн. грн. То, что получит Николаевская область в следующем году, — это очень много.
По словам Николая Поступальского, в области на сегодняшний день хранится около 686 тонн никому не принадлежащих и опасных химических веществ защиты растений. Наибольшее количество пестицидов — 482 тонны — сконцентрировано на складах АО «Родючість» у станции Баловное Новоодесского района. Но сколько всего пестицидов в области, точно неизвестно. На Николаевщине только в Братском и Новобугском районах точно нет пестицидов — их вывезли в позапрошлом году.
- Нюансы, связанные с пестицидами, вызывают у нас больше проблем и больше опасений, чем транспортировка гексахлорбензола. Они находятся в непосредственной близости от Николаева. То, что находится на территории станции Баловное, — это то, что там хранится с 1986 года и то, что частично туда свозилось. Большие опасения у нас вызывают пестициды, которые находятся в наших районах. Сейчас мы проводим инвентаризацию опасных отходов, и есть договоренность с ГП «Национальный центр обращения с опасными отходами» о том, что они будут затариваться (тара, где хранились эти химикаты, пришла в негодность) и готовиться к отправке. Сейчас разговор идет о 689 тоннах, но это может быть и больше, и меньше. Сами мы справиться с этой проблемой не сможем: утилизация 1 тонны пестицидов обходится в 22 тыс. грн. Но при помощи государства, я думаю, до 1 июня 2011 года затаривание будет завершено и пестициды тоже будут вывезены, — сказал Геннадий Николенко.
Что же касается гексахлорбензола, то осталось вывезти еще 7 тыс. тонн этого вещества, вместе с отправленными 1,5 тыс. тоннами это составит 80% подготовленного к утилизации гексахлорбензола. Следующие партии будут отправляться через спецпорт «Октябрьск», который для такого рода операций более подходит, так как отдален от города и имеет специальный причал для работы с опасными веществами. По словам вице-губернатора, пока точно неизвестно, когда будет перегружаться следующая партия, — сейчас ведутся подготовительные работы, оформляются документы.
На вопрос, почему для перегрузки опасного груза был выбран Николаевский порт, Андрей Любимов сказал, что изначально рассматривались порты в Южном, в Николаеве и в Керчи. Одесса не рассматривалась вообще, а Николаев выбрали по причине удобной железнодорожной инфраструктуры.
Что до одесского скандала, то, по мнению Геннадия Николенко, во всем «виновата» избирательная кампания в местные органы власти, и некоторые особо находчивые участники этой кампании использовали вопрос перегрузки гексахлорбензола в своих целях.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.016Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |