ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Доступно ли «доступное жилье»?
23.11.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 137(3000) / Тираж: 7500

Реализация жилищных прав граждан, развитие строительной отрасли и жилищного строительства является одним из приоритетов государственной политики. С целью реализации конституционного права каждого гражданина Украины на жилье, повышение уровня обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством, жильем путем усовершенствования существующего и внедрения нового эффективного финансово-инвестиционного механизма государственной поддержки строительства (приобретения) доступного жилья в Украине разработана Государственная целевая социально-экономическая программа строительства (приобретения) доступного жилья на 2010-2017 годы, которая утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 11.11.09 № 1249.

Программой определены пути и способы решения проблемы, а именно: установление более низких, по сравнению с рыночными, процентных ставок по кредитам на строительство (приобретение) жилья с целью обеспечения их доступности. Доступное жилье — это построенные и строящиеся при государственной поддержке жилые дома (комплексы) и квартиры. Государственная поддержка строительства доступного жилья состоит в уплате государством 30% стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и/или предоставлении льготного ипотечного жилищного кредита в уполномоченном банке.

При этом предполагается осуществление постепенного перехода от безоплатного предоставления жилья гражданам к его приобретению за счет собственных средств при условии предоставления государственной поддержки. Право на получение государственной поддержки предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий согласно законодательству. Государственная поддержка для строительства (приобретения) доступного жилья предоставляется семьям и одиноким гражданам только один раз.

Для отдельных категорий граждан, имеющих право на безоплатное получение жилья за счет государства, этот способ является альтернативным.

Осуществление Государственной целевой социально- экономической программы строительства (приобретения) доступного жилья на 2010-2017 годы даст возможность обеспечить жильем 265,8 тыс. семей путем строительства 16,6 млн. кв. м его общей площади в целом по стране, в том числе по Николаевской области — обеспечение 7886 семей путем строительства 492,8 тыс. кв. м.

С целью обеспечения осуществления разработки комплексной региональной программы развития жилищного строительства и дальнейшей работы распоряжением городского головы от 21.01.10 №38-р создана рабочая группа по координации работы по реализации Государственной программы строительства доступного жилья в г.Николаеве под председательством заместителя городского головы В.И.Гуллера, в которую вошли ведущие проектанты и строительные организации-застройщики города.

На квартирном учете при исполкоме Николаевского городского совета состоят 12925 семей и одиноких граждан, в том числе на первоочередное предоставление жилья — 4196 семей и одиноких.

Решить проблему можно путем:

разработки и внедрения механизма сбережения средств для строительства (приобретения) жилья, который предусматривает накопление гражданами индивидуальных целевых взносов на специальных банковских депозитных счетах для получения кредита;

усовершенствования механизма государственной поддержки строительства (приобретения) доступного жилья;

дальнейшего развития системы ипотечного жилищного кредитования;

строительства доступного жилья.

Для достижения цели Программы необходимо урегулировать вопросы относительно:

1) усиления защиты прав владельцев ипотечных облигаций, разработки дополнительного механизма обеспечения выполнения банками или небанковскими финансовыми учреждениями функций по управлению ипотечным покрытием;

2) уменьшения объема затрат, связанных с оформлением документов, подтверждающих переход права собственности на жилье, и предоставление ипотечных кредитов на строительство (приобретение) доступного жилья;

3) увеличения объема финансовых ресурсов, направляемых на ипотечное жилищное кредитование с применением финансово-инвестиционного механизма государственной поддержки строительства (приобретения) доступного жилья;

4) организационного обеспечения строительства доступного жилья, в частности:

- проектирования квартир согласно архитектурно-планировочным, конструктивным и техническим решениям, которые соответствуют параметрам такого жилья;

- разработки проектов жилых домов, которые соответствуют экономическим и энергосберегающим требованиям;

- рационального использования земель путем оптимизации плотности застройки;

- создания при местных органах градостроительства и архитектуры фонда проектов жилой застройки, рекомендованных для массового применения;

- достройки объектов незавершенного жилищного строительства;

- проведения реконструкции жилых домов первых массовых серий, а также зданий нежилого назначения, принадлежащих к сфере управления Минобороны и МВД;

- отбора инвестиционных проектов на конкурсных началах;

5) обеспечения развития строительства доступного жилья, в частности:

- усовершенствования производственной базы индустриального жилищного строительства с учетом потребности в создании новых архитектурно-строительных систем и использовании быстросборных конструкций;

- увеличения объема производства высококачественных утеплительных и кровельных материалов, автономных систем инженерного обеспечения, санитарно-технического оборудования повышенной экономичности и надежности, других строительных изделий и материалов.

Определение заказчика (застройщика) строительства доступного жилья проводится на конкурсных началах.

Мероприятиями Программы на первом этапе (2010-2011 годы) предусматривается:

разработка проектов нормативно-правовых актов по вопросам внедрения финансово-инвестиционного механизма государственной поддержи строительства (приобретения) доступного жилья;

апробация механизма финансирования строительства доступного жилья, предусмотренного Программой, путем реализации пилотных проектов;

осуществление мероприятий по преодолению последствий мирового финансового кризиса в жилищном строительстве.

На втором этапе (2012-2014 годы) предполагается:

внедрение механизма целевого выделения земельных участков и планировки территорий для строительства доступного жилья;

проведение реконструкции жилых домов первых массовых серий, зданий нежилого назначения, принадлежащих к сфере управления Минобороны и МВД, модернизация объектов коммунальной (социальной) инфраструктуры;

строительство доступного жилья;

формирование материально-технической базы жилищного строительства на основе современных архитектурно-планировочных, конструктивных и технических решений.

На третьем этапе (2015-2017 годы) планируется внедрение нового финансово-инвестиционного механизма государственной поддержки строительства (приобретения) доступного жилья, который даст возможность увеличить объем такого строительства.

Финансирование программы осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, прочих источников, в том числе собственных средств граждан.

Конкретные объемы финансирования за счет бюджетных средств утверждаются ежегодно соответствующими бюджетами в границах имеющегося финансового ресурса.

Порядок финансирования определен приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 06.07.10 №246 «Об использовании средств Стабилизационного фонда, предназначенных для предоставления государственной поддержки на строительство (приобретение) доступного жилья».

Государством принят ряд законодательных актов нормативно-правового обеспечения удешевления стоимости строительства доступного жилья путем:

- предоставления органами местного самоуправления в пользование застройщику земельного участка под строительство доступного жилья без проведения аукциона с установлением годового размера платы за пользование земельными участками на уровне размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины «О плате за землю». Проектные и строительно-монтажные работы на таких земельных участках должны начаться не позднее чем через три года со дня его предоставления. В случае несоблюдения этого срока земельный участок возвращается в собственность органам местного самоуправления;

- освобождения строительства жилья от долевого участия (взноса) на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры;

- определения архитектурно-планировочных и технических норм и требований к доступному жилью;

- удешевления ипотечных жилищных кредитов путем осуществления рефинансирования уполномоченных банков Национальным банком Украины или Государственным ипотечным учреждением под залог облигаций, эмитированных таким учреждением под государственную гарантию;

- уменьшения налоговой нагрузки на граждан через распространение механизма налогового кредита на расходы, понесенные ими для строительства (приобретения) доступного жилья;

- использования экономичных и теплоэффективных проектов жилых домов массового применения на основе проектов повторного применения;

- привлечения к выполнению работ технопарков, технополисов и зон инвестиционно-инновационного развития, созданных в регионах;

- применения рациональных конструктивных и инженерных решений, внедрения энергоэффективных инновационных технологий, в том числе нанотехнологий;

- использования местного сырья, материалов и изделий отечественного производства.

С целью удешевления стоимости жилья внесены предложения об отмене взимания налога на добавленную стоимость с объема выполняемых работ.

Для реализации программы застройки доступного жилья в г.Николаеве определены две земельные площадки: одна в микрорайоне Северный площадью 5,82 га и земельная площадка в микрорайоне 8 Корабельного района площадью 14,5 га. На данных площадях предусмотрено построить 283,1 тыс. кв. м жилья.

При реализации программы доступного жилья в мкр Северный предусматривается обеспечение его соответствующей инфраструктурой, а именно: строительство общеобразовательной школы на 1568 учащихся, детского сада на 330 мест, парковок, объектов жизнеобеспечения — трансформаторных подстанций, котельных, строительство подъездных дорог и инженерных коммуникаций. Строительство инженерного обеспечения микрорайона предусматривается за счет средств Стабилизационного фонда Государственного бюджета и средств местного бюджета.

Только при комплексном подходе к реализации Программы доступного жилья возможно достичь поставленных целей в обеспечении населения недорогим жильем и обеспечить комфортное проживание.

Автор: Владимир Гуллер, заместитель городского головы


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту