ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
О калушском яде и николаевских пестицидах
23.11.2010 / Газета: Южная правда / № 129(22719) / Тираж: 24600

Пресс-конференция, посвященная безопасной транспортировке и перегрузке опасного груза гексахлорбензола через морские порты Николаевсой области, прошла 19 ноября в Главном управлении МЧС Украины в Николаевской области.

В ней приняли участие первый заместитель председателя облгосадминистрации Г. Николенко, начальник ГУ МЧС Украины в Николаевской области Н. Поступальский, начальник Госуправления охраны окружающей природной среды в Николаевской области С. Литвак, генеральный директор ГП «Национальный центр обращения с опасными отходами» Минприроды А. Любимов, николаевские журналисты. Напомним, что 12 — 13 ноября этого года на территории Николаевского морского торгового порта был перегружен опасный груз — первая партия отходов гексахлорбензола в количестве 1500 тонн, что вызвало бурную реакцию у общественности.

Геннадий Николенко рассказал присутствовавшим журналистам о ходе выполнения работ, о предпринятых мерах предосторожности и безопасности. Тщательная подготовка работ по транспортировке и перегрузке гексахлорбензола началась в Николаевской области 23 октября. Николаевской облгосадминистрацией вместе с представителями контролирующих органов был создан оперативный штаб для координации действий по транспортировке и перегрузке отходов ГХБ. Во время осуществления процесса перегрузки члены штаба, во главе с его главой Г. Николенко, непосредственно контролировали ход выполнения работ, находясь в течение 18 часов, пока длилась перегрузка, на причале морпорта без средств защиты. Теперь они лично свидетельствуют о безопасном прохождении этих опасных работ.

Опасность могла нести разгерметизация упаковки и проникновение опасного химического вещества в окружающую среду. Поэтому все аварийно-спасательные службы были в полной боевой готовности. К счастью, по заверению Г. Николенко, ни одного факта нарушения герметичности тары не было зафиксировано. Груз был упакован в двойные биг-бэги. Вагоны, в которых перевозился яд, были выложены герметичной полиэтиленовой пленкой, чтобы биг-бэги с ГХБ не касались металла (после транспортировки пленка была обследована, а затем уничтожена). Весь процесс контролировался также Госинпекцией охраны окружающей среды Восточно-западного региона Черного моря, представителями Центральной СЭС на водном транспорте и сотрудниками ГУ МЧС Украины в Николаевской области. Проводился круглосуточный мониторинг окружающей среды, пробы воды, грунта, воздуха изучались по 16 показателям, и сегодня есть официальные результаты этих исследований — отклонений от нормы нигде нет. Н. Поступальский сообщил, что сотрудники МЧС осмотрели каждый биг-бэг, а специальная группа МЧС была готова в любой момент ликвидировать чрезвычайную ситуацию в случае нарушения целостности упаковки. Перегрузочные работы начались сразу же после прибытия грузового поезда без отстоя вагонов на территории города и порта. Работы по перегрузке начались 12 ноября в 20 часов, а в 16 часов 13 ноября голландское судно с первой партией опасного груза на борту в количестве 1500 тонн вышло из акватории Николаевского морского торгового порта и направилось к берегам Великобритании. Судно водоизмещением 1600 т выводили два лоцмана, и оно находилось под постоянным контролем пункта регулирования судов ГП «Дельта-лоцман».

- Единственные, кто открыто выказывал недовольство, — это докеры, — сказал Геннадий Николенко. — ГП «Национальный центр обращения с опасными отходами» передало специальные защитные костюмы для докеров. Но после первых часов работы они хотели снять защитные маски, поскольку привыкли к перекурам. Мы настояли на том, чтобы они работали в химзащите. Поэтому пришлось через каждый час останавливать перегрузку, в специальном растворе «купать» докеров и отпускать их на 20 минут покурить. Бригада докеров получила соответствующее материальное вознаграждение за свой труд. Мы также будем ходатайствовать о награждении докеров правительственными наградами. Первая партия показала, что мы справились с поставленной задачей на «отлично». Осталось вывезти еще 7 тысяч тонн гексахлорбензола до конца этого года. Следующие партии будут перегружаться через порт «Октябрьск». В этом спецпорту существуют все условия для перегрузки такого рода грузов. Порт «Октябрьск» более отдален от жилых массивов Николаева (более 3,5 км), имеет соответствующий причал, который в свое время был предназначен для работы со взрывоопасными грузами и соответствует всем нормам и стандартам.

Комментируя громкий скандал в Одессе по поводу ГХБ, первый заместитель главы области сказал, что в то время шла избирательная кампания в местные органы власти и вопрос перегрузки ГХБ был просто использован некоторыми одесскими участниками избирательной кампании в своих целях. На самом деле, рассматривалось три варианта перегрузки — через Южный (а не Одессу), через Николаев и через Керчь. Причем одесские порты были менее предпочтительны, чем николаевские, так как к нашим идет больше железнодорожных веток. Объяснил Г. Николенко и информацию СМИ относительно отравления 3 железнодорожников, которые участвовали в отгрузке ГХБ в Калуше: «Они злоупотребили спиртными напитками, и когда возник вопрос о снятии их с должностей, они быстро побежали в больницу и заявили, что они отравились. Есть медицинское заключение о том, что они находились в крайней степени алкогольного опьянения».

В качестве компенсации за отгрузку ГХБ Николаевская область полностью избавится от пестицидов, что для других областей пока остается мечтой. На территории Николаевской области на сегодняшний день сохраняется около 700 тонн непригодных и запрещенных к использованию химических средств защиты растений. Наибольшее количество пестицидов — 482 тонны — сконцентрировано на складах АО «Родючість» у станции Баловное Новоодесского района. За годы хранения тара, в которой находятся агрохимикаты, утратила целостность и герметичность, места хранения в большинстве случаев находятся в катастрофическом состоянии. Но сколько всего пестицидов в области, точно пока никто сказать не может. Как сообщил

Н. Поступальский, точно можно утверждать лишь то, что пестицидов нет только в Братском и Новобугском районах, откуда их вывезли в позапрошлом году. «Мы говорим о вывозе пестицидов уже 25 лет, и только в этом году стали предприниматься практические шаги по их утилизации», — добавил Н. Поступальский.

- Проблемы с пестицидами вызывают у нас больше опасений, чем транспортировка гексахлорбензола. Они находятся в непосредственной близости от Николаева — 18 км по прямой, около 2,5 км от реки Южный Буг. То, что находится на территории станции Баловное, — это то, что там хранится с 1986 года и то, что частично туда свозилось. Большие опасения вызывают пестициды, которые находятся в наших районах. Сейчас мы проводим инвентаризацию опасных отходов, и есть договоренность с ГП «Национальный центр обращения с опасными отходами» о том, что они будут затариваться и готовиться к отправке. Сейчас разговор идет о 689 тоннах, но это может быть и больше, и меньше. Сами мы справиться с этой проблемой не сможем: утилизация

1 тонны пестицидов обходится в 22 тыс. грн. Но при помощи государства, думаю, до 1 июня 2011 года затаривание будет завершено и пестициды тоже будут вывезены. Речь идет о полном очищении Николаевской области от пестицидов, — подчеркнул Г. Николенко.

- Мне сложно сказать, когда Николаевская область получила бы бюджетные деньги на эти цели, потому что знаю, с каким скрипом распределяются деньги в министерстве. В этом году на всю программу для всей Украины было выделено 32 млн. грн. То, что получит Николаевская область в следующем году, — это очень много. Больше, наверное, не получала одноразово ни одна область. Николаевская область будет зачищена «под ноль», все пестициды будут вывезены. Пройдут инвентаризация, обследование местности, потом все будет вычищено и вывезено. Вы забудете об этой проблеме! — сказал А. Любимов.

Автор: Марина ОСТРОВСКАЯ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту