Николаевский городской орган самоуправления, да и областная госадминистрация систематически заверяют горожан в том, что они руководствуются в своей деятельности гласностью, законностью и другими нравственными категориями. К сожалению, мы осознаем, насколько мы наивны и доверчивы, когда лично становимся свидетелями или жертвами правового произвола и нарушений нравственных норм должностными лицами.
Особенно такие ситуации воспринимаются болезненно в тех случаях, когда дело касается незащищенных слоев населения: инвалидов, пенсионеров и детей. Попытки восстановить справедливость требуют зачастую таких затрат сил, здоровья и времени, что неудивительно, когда, потеряв терпение, люди смиряются и прекращают борьбу. Часто именно, на это и рассчитывают поднаторевшие в этой «игре» чиновники. Они, видимо, самоутверждаются, добившись без риска для себя желаемого результата, и для них не важно, что про* игравшими становятся сограждане. Хочу предложить вниманию читателей, а особенно опекунов, один пример такой «игры в одни ворота», в которой потерпевшими оказались дети, состоящие под опекой при трудоспособных одном или обоих родителях, т.е. социальные сироты.
Всем известно, что нередко судьба бывает жестока к детям, лишая их попечения обоих родителей. Хорошо еще, если они подхватываются любящими руками бабушек и дедушек, старших братьев и сестер или других добрых людей. Да и государство постоянно проявляет внимание к детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, что отражено в Конституции и законодательных нормах Украины.
До 13.01.05, когда вступил в силу Закон Украины «Об организационно-правовых условиях защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения», опека назначалась согласно Кодексу о браке и семье и сменившему его Семейному кодексу органами самоуправления при предварительном установлении факта отсутствия у ребенка родительского попечения. Основными признаками этого было отсутствие родителей или невозможность выполнения ими своих родительских обязанностей, а также уклонение родителей от содержания и воспитания ребенка. Подчеркнем, что опека, назначенная в соответствии с действующим на тот момент законодательством, означала, что у ребенка отсутствует родительское попечение, и что ребенок получил право на установленные законом льготы, предусмотренные для детей, состоящих под опекой.
Указанным выше законом было внесено два важных изменения по сравнению с действующим и поныне Семейным кодексом:
- государственная помощь детям, состоящим под опекой, с 01.01.09 увеличивается до уровня помощи детям, переданным в приемные семьи, т.е. до двух прожиточных минимумов для детей соответствующей категории;
- в качестве подтверждения отсутствия у ребенка родительского попечения на органы самоуправления была возложена обязанность устанавливать детям статус ребенка, лишенного родительского попечения, для назначения на его основании опеки.
Причина принятия первого изменения очевидна, а причина принятия второго изменения, скорее всего, связана с многочисленными нарушениями, допускаемыми органами самоуправления при назначении опеки. К слову сказать,
наличие нарушении законодательства при назначении опеки признается и самими службами по делам детей. Но вместо рассмотрения в каждом отдельном случае законности назначения опеки ряд должностных лиц служб по делам детей решили упростить себе работу и не рассматривать наличие оснований для отмены опеки в каждом отдельном случае. И соответственно лишили льгот всех детей, у которых опека была установлена в соответствии с законом, но имеются трудоспособные родители. Судите сами. 17.05.08 областная служба по делам детей рассылает в виде отдельного поручения губернатора районным службам по делам детей подготовленные ею списки детей, которые состоят под опекой, но для которых якобы не решен вопрос со статусом. В указанные списки включены дети, которым в большинстве случаев опека была назначена до 13.01.05, и, следовательно, согласно ст. 58 Конституции Украины они приобрели статус ребенка, лишенного родительского попечения, дающий им право на льготы, с момента назначения им опеки. Поэтому статус этих детей не требует дополнительного установления или подтверждения. Насколько правильнее было бы службе по делам детей признать ошибочность своей позиции и восстановить права детей, тем более, что так считают и органы прокуратуры. Но что там дети — амбиции важнее, и областная служба по делам детей для обоснования вводит понятие о новой категории детей, не указанной ни в одном нормативном акте и отличающейся тем, что у этой категории детей имеется опека, но при этом они не лишены родительского попечения и, следовательно, не имеют права на льготы. Назначение опеки детям, у которых имеется родительское попечение, это нарушение закона, которое давно должно было быть устранено, согласно действующей процедуре, через суд с приведением соответствующих доказательств. Если же опека установлена в соответствии с законом, то служба по делам детей должна признать наличие у ребенка и статуса ребенка, лишенного родительского попечения. В противном случае службой нарушается ст. 52 Конституции Украины, которая гласит, что все дети имеют равные права, а для нашего случая все дети, состоящие под опекой, имеют одинаковые права на льготы. Вместо этого служба по делам детей направляет 24 февраля 2009 года главному управлению социальной защиты и труда разъяснение, в котором утверждает, что есть дети, имеющие опеку и одновременно родительское попечение. Таких детей быть не должно, их узаконенное наличие — это открытие службы по делам детей Николаевской области. В заключение укажем, что в списки службы по делам детей попало по Николаевской области около 450 детей.
Сколько из этих детей оказались лишенными опеки, сколько лишены статуса и сколько лишены льгот без законных оснований, служба по детям считает конфиденциальной информацией, но нельзя позволить, чтобы хоть один ребенок пострадал из-за действий-служб по делам детей.
А опекунам хотелось бы посоветовать — защищайте доверенных вам детей всеми доступными методами, не опускайте рук, обращайтесь в суд, к депутатам и прокуратуре. Помните, что органы прокуратуры и Министерства по делам семьи, молодежи и спорта имеют мнение, отличное от мнения служб по делам детей Николаевской области, и надейтесь, что Бог вразумит чиновников.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |