Учитель судится с пенсионеркой
Второй год тянутся судебные разбирательства между 30-летней учительницей истории Варюшинской общеобразовательной школы Веселиновского района Татьяной Кретович и 68-летней бабушкой одной из бывших учениц Александры Федоренко, девочка — инвалид 3-й группы по сердечному заболеванию. Учитель подала иск в местный суд и обвиняет пенсионерку Марию Ивановну Федоренко в том, что, якобы, в результате устроенного ею в стенах школы словесного скандала по поводу предвзятого отношения к ее внучке Александре она потеряла здоровье — с ней случился инсульт. Педагог требует, чтобы пенсионерка возместила расходы на ее лечение в размере 4481 гривны 90 копеек и моральный ущерб — 10 тысяч гривен.
Напомним суть дела. Учитель, проверяя домашнее задание, излишне покритиковала ученицу в присутствии одноклассников, пригрозив, что не аттестует ее по данному предмету. Учитывая, что девочка была болезненным и ранимым ребенком с врожденным пороком сердца, это высказывание учителя она восприняла, как приговор. Домой прибежала в слезах и сбивчиво обо всем рассказала бабушке и маме. Те, в свою очередь, направились в школу, чтобы выяснить, что же произошло на самом деле. Судя по всему, разговор родственников Саши Федоренко с учителем проходил на повышенных тонах. Педагог считает, что в результате выслушанного от пенсионерки словесного оскорбления она потеряла здоровье, став инвалидом третьей группы.
Хотя, судя по документам, инсульт женщина перенесла спустя месяц после данного инцидента. Судья Веселиновского районного суда Андрей Тустановский, ведущий это дело, уже восемь месяцев ищет ответ на вопрос, кто прав и кто виновен в данной ситуации. А что именно повлияло на состояние здоровья Татьяны Кретович, сказать трудно: после жалобы родителей Федорченко в школу приехали проверяющие из района, в результате было выявлено, что преподаватель истории таки нарушила порядок проведения тестирования по предмету. Стало быть, Татьяна Кретович не могла принять этот факт с радостью. Неудивительно, что после всех этих разборок у нее ухудшилось состояние здоровья.
Ну, а что касается девочки-инвалида, из-за которой, собственно говоря, и заварилась вся эта катавасия, то из-за создавшегося морально-психологического климата в школе выпускной 11-й класс ей пришлось заканчивать в соседнем селе Покровке, за 15 километров от ее дома. Накладно было это и для семьи Федоренко, ведь девочка самостоятельно не могла туда добираться, поэтому возил ее на занятия дедушка на своем стареньком «Жигуленке». А чтобы экономить бензин, не уезжал домой, а ждал окончания занятий и увозил внучку. Так, можно сказать, с горем пополам они закончили выпускной класс общеобразовательной школы.
К слову, как рассказала мама девочки Светлана Борисовна, Александра — не простой ребенок, у нее был врожденный порок сердца, в два годика в институте сердечно-сосудистой хирургии имени Николая Амосова ей была сделана | сложная операция по ушиванию дефекта межжелудочковой перегородки, длительное время восстанавливались речевые функции.
- То, что для обычного ребенка просто усвоить, для нее было трудно. Сами понимаете, это наша боль на всю жизнь. Девочка же проучилась в этой школе почти десять лет, и все преподаватели знали -о состоянии здоровья нашей Саши и всегда относились к ней с пониманием, -объясняет женщина.
А была ли инвалидность?
Основным «козырем» искового заявления Татьяны Кретович является акт судмедэкспертизы, где на поставленный эксперту вопрос «Определить степень тяжести телесных повреждений» записано, что между событиями февраля 2009 года и нарушением мозгового кровообращения имеется прямая причинно-следственная связь. Что характерно, на момент проведения экспертизы — 3 июля 2009 года, появляется акт, подписанный директором Варюшинской школы о том, что «11.02.09
р. гр. Федоренко M.I. безпідставно вчинила сварку в приміщенні школи...
Внаслідок сварки Кретович Т.М. стало зле, погіршився стан здоров'я...». Заметьте, этот документ датирован 12.02.09 г., когда Татьяна Кретович даже не показывалась медикам (!?). И еще, как могли подписать акт те люди, которые даже не присутствовали тогда при разговоре в кабинете директора школы? К тому же, в акте «хулиганом» фигурировала только бабушка ученицы, о том, что там присутствовала и мама — ни слова. Забыли, что ли?
Тем не менее, данный акт сыграл решающую роль для эксперта — есть причинно-следственная связь с болезнью. В принципе никто и не отрицает, что любая ссора несет за собой какое-то расстройство здоровья. Но ведь нельзя на этом спекулировать, как в данной ситуации.
Судите сами. После разговора на повышенных тонах в кабинете директора и до момента, когда медики зафиксировали у Татьяны Кретович инсульт, прошел целый месяц. За это время районным управлением образования в Варюшинской школе была проведена проверка, в ходе
которой было выявлено, что преподаватель истории Татьяна Кретович nаки нарушила порядок проведения тестирования по предмету, и директору школы рекомендовано было провести фронтальную проверку. А ту злополучную домашнюю работу Александры Федоренко районная комиссия оценила в шесть баллов, а это, согласитесь, не единица, о которой говорила девочке ее учитель.
Что же касается инвалидности, о которой не перестает говорить Татьяна Кретович и считает ее как следствием того словесного скандала, то она также вызывает сомнение. Судя по ответу, предоставленному Веселиновским районным управлением социальной защиты населения, где инвалиды состоят на учете, об инвалидности Кретович они ничего не знают.
Учительская солидарность или жажда мести?
Прошло несколько судебных заседаний. По всему чувствуется, на защиту чести «учительского мундира» встала администрация школы, предоставляя в суд «нужные документы». На суд, состоявшийся в сентябре, в качестве свидетелей, кроме учителей, пригласили и девочку-инвалида. После услышанного судебного диалога у Александры ухудшилось состояние здоровья. Из суда ее увезла скорая помощь. Сегодня девочка проходит курс лечения.
Ну, а если рассудить по сути, то этот межличностный спор не должен был дойти до суда. Педагоги обязаны были вовремя его погасить, а не усугублять ситуацию. Учитель истории изначально не имела морального правд., критиковать ученицу — девочку-инвалида, да еще, в присутствии одноклассников. Ведь педагог на то и педагог, что он должен быть мудрым и тактичным, уважать личность своего ученика, особенно того, кому учеба дается с трудом. В принципе, если бы Татьяна Кретович не нарушила учительскую этику, то и оскорбления от бабушки она бы не услышала. А возникший спор с пожилой женщиной, согласитесь, — это только отголосок того, что произошло между учителем и ученицей в тот злополучный день. Пострадали обе — и учитель, и ученица. И последняя, заметьте, не требует с учителя компенсации за потраченные деньги на свое лечение и моральный ущерб.
Пожилая женщина пыталась найти защиту в органах власти — писала письма, однако ей приходили ответы, что, мол, власть не имеет права вмешиваться в судебный процесс. 21 июня они поехали в облгосадминистрацию, чтобы записаться на прием к губернатору. Их выслушали и сказали, что позвонят и сообщат о дне, когда высшее должностное лицо области сможет их принять. Прошло уже почти 5 месяцев, но никто так и не позвонил...
Удивляет и настораживает, что выжидающую позицию в данной ситуации заняли районное и областное управление образования. Они, как ни странно, ассоциируют себя со сторонними наблюдателями и терпеливо ждут решения суда.
- Ведь не администрация школы подала иск в суд, а учитель в частном порядке судится с пожилой женщиной, — в телефонном режиме сообщила журналисту представитель областного управления, образования Анна Ильяшенко. Мол, пусть сами разбираются...
Вместо послесловия
Чем закончится борьба молодого педагога с пенсионеркой, покажет время. Думаем, что здравый смысл таки восторжествует. Бесспорно, что последнюю точку в этом деле, конечно же, поставит суд, как последняя инстанция справедливости. Ну, а что касается обиженной учительницы, то она, можно сказать, уже отомстила своей обидчице: пенсионерке пришлось изрядно потратиться, наняв адвоката на судебные заседания. Причем, адвоката пришлось нанимать городского, так как в районе никто из юристов не захотел браться за это дело.
***
Когда верстался номер, состоялось очередное судебное заседание Веселиновского район-нЬго суда. Было принято решение о назначении повторной судмедэкспертизы по имеющимся у суда документам. Поэтому точку «НБ не ставит и продолжает отслеживать события.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |