Вопрос реформирования здравоохранения в нашей стране уже давно назрел и даже перезрел. Об этом знают и сами медики, и представители власти, и пациенты. Об этом говорят, это обсуждают. Безусловно, какие-то шаги по улучшению медицинского обслуживания делаются: закупается оборудование, ремонтируются помещения, развивается семейная медицина. Но в целом, на государственном уровне, поставить охрану здоровья нации на другие, более качественные рельсы пока что не получается. Слишком многогранный это вопрос. Да и продумать нужно все до мелочей, отмерить, как говорится, семь раз, чтобы не «отрезать» лишнее и чтобы не было мучительно больно... Какой должна быть реформа здравоохранения? С чего нужно начинать? Как оценивает состояние медицины в г.Николаеве и как бы хотел изменить ее сам, — об этом мы попросили рассказать заместителя начальника городского управления охраны здоровья Александра Приходько.
- Если говорить в общем, то состояние медицинского обслуживания оставляет желать лучшего. Наша медицина в городе выживает за счет самоотверженности врачей, медсестер, в общем, конкретных личностей. К примеру, на каждого участкового врача, участкового педиатра припадает по 2, а то и по 2,5, а где-то и 3 участка. Каждый детский участковый врач обслуживает приблизительно 1 тысячу детей. За последних 3-4 года в город не приехало ни одного молодого специалиста по педиатрии. То же самое происходит и с участковыми врачами городских поликлиник, и с семейными врачами. А ведь семейная медицина — это одно из направлений реформы здравоохранения, которое мы пытаемся развивать в нашем городе. Узкие специалисты иногда приезжают в г.Николаев, но задерживаются единицы. А в общем, недоукомплектованность кадрами заметно влияет на качество обслуживания. Естественно, из-за большой нагрузки на одного врача страдает качество. Политика государства в последние годы была направлена на укомплектование медицинскими кадрами села, но, как видится, она не принесла успехов ни в сельской, ни в городской местности. Потому что молодым специалистам нужны условия для работы и жизни: квартиры, оборудование, оснащенные медицинские учреждения. Хоть в селе, хоть в городе. Сейчас в г.Николаеве решается вопрос по закреплению молодых специалистов. Идет ремонт ведомственного общежития для медиков на 12 квартир. Это поможет, надеюсь, привлечь молодежь.
- Сколько в городе лечебных учреждений?
- 22 городских лечебных учреждения (я не считаю областных). Из них 6 поликлиник для взрослых, 6 — для детей, 3 детские, 4 «взрослые» больницы. Их обслуживают 7 тысяч работников — это всего. Из них около 3,5 тысячи человек — медработники. Я был на последнем распределении молодых специалистов в областном управлении здравоохранения. В город распределены два врача: один — травматолог в поликлинику №1, другой — реаниматор-анестезиолог в детскую больницу №2. Остальные молодые специалисты были направлены в районы области. Но это не значит, что они там задержатся. Ведь по условиям, молодого специалиста должны обеспечить жильем и всем необходимым для работы. Далеко не всегда эти условия выполняются в районах. Если нет, то молодой специалист вправе уехать туда, где ему выгодно работать. Есть еще один существенный аргумент: низкая заработная плата медиков, что тоже очень влияет на кадровый вопрос.
- А какая средняя зарплата у медиков?
- До 1 тыс. грн. получает медсестра. Почти так же (разница в несколько гривен) получает врач-интерн. Врач высшей категории имеет зарплату до 2 тыс. грн. со всеми доплатами. А до высшей категории еще нужно дорасти, отработав на каждую категорию по 5 лет, а в общем — 15. Но это зависит не только от опыта и стажа. Сейчас процедура присвоения категории усложнилась, работа оценивается по балльной системе, учитываются участие в конгрессах, научных конференциях, публикации в прессе, повышение профессионального уровня.
- Может, поэтому врачи стремятся работать в частных клиниках, где они могут заработать на жизнь себе и своей семье?
- Частные клиники — это не проблема. Многие врачи, особенно ведущие специалисты, совмещают работу в государственных медицинских учреждениях и консультируют в частных кабинетах. Частных кабинетов и клиник у нас в городе предостаточно. Они заняли свою нишу, работают в тех направлениях, которые не обеспечиваются бюджетом. Так что конфликта интересов в этом смысле не существует. Тем более что у наших пациентов есть выбор, и если их устраивают расценки за консультации и лечение в частных кабинетах, то это и есть альтернатива.
- Но ведь не секрет, что в государственных медицинских учреждениях пациентам тоже приходится платить. И очень часто не официально, а лично медицинским работникам?
- При нашем нищенском существовании такое явление было распространено и при советской власти, а сейчас вообще порой выходит из-под контроля. Но это все из-за нашей нищеты и неустроенности. Мы до сих пор не знаем, при какой системе живем. Что у нас — капитализм? Или построение какого-то отдельного строя? А медикам тоже надо за что-то жить. За свой нелегкий труд получать достойное вознаграждение... Если бы медики, особенно высококвалифицированные специалисты, получали достойную зарплату, имели все необходимое оборудование, условия для реализации своих профессиональных навыков, они бы не брали деньги с больных. Это следствие неразберихи в системе. Медики брошены на произвол судьбы. Работают — как умеют. Очень многие специалисты у нас — это преданные своему делу люди, делают возможное и невозможное, работают на пределе сил, порой в ужасных условиях. А то, что пациентам приходится платить в больницах и за операции, и за перевязочный материал, и за медикаменты — так это вина не медицинских работников.
- Если вопрос давно назрел, то почему реформа, о которой так давно говорят, так болезненно и неохотно входит в систему?
- Во-первых, потому, что министры здравоохранения у нас меняются слишком часто. Во-вторых, как следствие, каждый министр начинает менять все по-своему, внедрять свои «амбитные» планы. В результате хоть некоторые элементы реформирования и внедряются потихоньку в отдельно взятых лечебных учреждениях, районах, городах, но в целом система остается прежней. Она требует немедленных преобразований. Вот, к примеру, я сейчас работаю в комиссии Министерства здравоохранения по реформированию. Моя задача — предоставить свое видение преобразований в медицинских учреждениях города. Мы уже обсуждали эти вопросы с руководителями лечебных учреждений, я внимательно выслушал все предложения по реформированию здравоохранения в Николаеве, и во многом наши взгляды совпадают.
- И в каком направлении должно идти преобразование системы здравоохранения?
- Мое видение? Прежде всего надо внимательно читать и выполнять 49-ю статью Конституции Украины о здравоохранении, там все четко сказано, какой у нас должна быть медицина и на какие средства она должна существовать. К сожалению, эта статья не выполняется государством в том объеме, как это записано в основном документе. Отсюда и начинаются все проблемы. Мы не один раз проводили инвентаризацию в лечебных учреждениях, смотрели кадровый потенциал, анализировали. С какой стороны ни подойди — везде есть проблемы. Я не говорю, что медицина стоит на месте. Мы ищем и находим резервы, привлекаем благотворительные средства, какая-то часть оборудования закупается за счет городского бюджета. Таким образом наши лечебные учреждения как-то выживают. Финансовое обеспечение государством составляет 60 процентов от потребностей медицины. За эти средства удается закрывать только самые больные темы. Если раньше, к примеру, была всеобщая диспансеризация населения, то сегодня мы делаем только целевые осмотры — по выявлению туберкулеза, онкологических заболеваний, сердечно-сосудистых, инфарктов, инсультов и т.д. Лечение в стационаре больше направлено теперь на ургентные случаи, а плановые операции в основном делаются за счет самих больных. Мы проводили анализ, к примеру, в больнице скорой медицинской помощи и убедились в который раз: государственных средств, чтобы оказать неотложную помощь в полном объеме, хватает только на экстренные случаи. Представьте себе, на реанимационное отделение или сердечно-сосудистое отделение государство выделяет всего 18 грн. в сутки (а нужно хотя бы 200 грн.). Скажите, можно спасти жизнь человека за такие средства?
- А сколько вообще средств выделяется в год на лечебные учреждения г.Николаева?
- Всего на год на развитие лечебных учреждений Николаева (не учитывая Корабельный район и Варваровку) выделяется 2-3 млн. грн. Это без выплат зарплат, оплаты энергоносителей и т.д. А только на развитие. На эти деньги нельзя купить даже приличную аппаратуру для одной больницы. Средства из городского бюджета мы стараемся вкладывать не на поддержание старой, а на приобретение новой аппаратуры. Потому что технически мы отстали от медицины Европы лет на 30, если не больше. Наши лечебные учреждения постоянно чувствуют нехватку диагностической, лечебной аппаратуры. Особенно это стало очевидным во время прошлогодней эпидемии гриппа. Она явно показала нам неготовность к такого рода экстремальным ситуациям. Хотя нас постоянно подтягивают в приказном порядке к европейским стандартам. К примеру, несколько лет тому назад мы срочно начали закупать аппаратуру по выхаживанию недоношенных детей. Стандарты введены везде, в каждом лечебном учреждении. Мы добиваемся от каждого главного врача оказания медицинской помощи на самом высоком уровне. Но эти стандарты нужно поддерживать на определенном техническом уровне и подкреплять их материально. Все это возможно при условии нормального стопроцентного финансирования со стороны государства.
- На ваш взгляд, какие меры нужны для реформирования медицины?
- Радикальные. Вы можете посмотреть в Интернете выступление министра здравоохранения, где он делает упор на создание единой неотложной медицинской помощи. Т.е., идет реструктуризация всего здравоохранения, выводится неотложная помощь на единый государственный уровень, разрабатывается реконструкция всех больниц. Больной должен быть доставлен в медицинское учреждение, в приемном отделении его обследуют на диагностической аппаратуре, здесь же определяется, нужна ли ему операция или назначается курс лечения. Должна также развиваться страховая медицина. Если бы мы внедрили ее в практику, то у нас бы были сняты многие проблемы. Но я встречался со многими страховыми компаниями, в том числе с теми, которые работают очень давно в зарубежных странах. Они сегодня не готовы к такой работе с украинскими медицинскими учреждениями. Во-первых, потому что мы не можем пока создать условия пребывания больного в медицинском учреждении по европейскому стандарту. Во-вторых, для того, чтобы страховать население, в стране должна нормально работать экономика и обеспечиваться высокий жизненный уровень. А наши соотечественники по зарплатам далеко не дотягивают до европейских стандартов. Многие отрасли, в частности в Николаеве, требуют государственной дотации. Вот и получается замкнутый круг.
- И все же, реформирование проводить надо. Какой, по-вашему, выход из ситуации? С чего бы вы начали менять здравоохранение?
- У нас есть примеры для подражания в цивилизованных странах. На мой взгляд, для начала надо взять одну больницу и провести там полный «переворот», подтянуть ее по всем параметрам к европейским стандартам (то, что в наших силах). Сделать там капитальный ремонт, переоборудовать палаты, лечебные кабинеты, закупить все новейшее необходимое оборудование, определить профиль больницы. Далее идет коррекция персонала. Специальная комиссия должна определить профпригодность каждого медицинского работника, отобрать только лучших специалистов. После этого налаживается учебная, диагностическая базы, четко определяется профиль и т.д. Под количество поступающих больных (в среднем по статистике) выделяется соответствующее финансирование и ставится четкая задача: какие услуги должны выполняться и на каком уровне проводится лечение. Вводятся и официальные платные услуги. Больной должен знать, за какие услуги он платит в кассу (а не врачу лично), и, предоставив чек, получает квалифицированную медицинскую помощь в полном объеме. Тогда у пациента появятся гарантии нормального обхождения, условий пребывания, квалифицированной медицинской помощи, обеспечения. Есть второй вариант: амбулаторная помощь. Например, государство заключает договор с семейным врачом (английский вариант), дает ему территорию обслуживания и бюджет. Семейный врач заключает договора со стационарами, лабораторией, консультантами. Свой бюджет он распределяет сам, определяет, на что ему потратить деньги и сколько — на услуги медсестры, лекарства, консультации специалистов. Если население устраивает такой врач, то с ним продлевают контракт. А если нет, то он будет искать себе другую работу. Надо, чтобы врачи зарабатывали деньги, а не просто получали зарплату. Это достаточный стимул для того, чтобы оказывать нормальную медицинскую помощь. У нас пока нет таких примеров. Семейные врачи есть, но они работают по старому принципу. Это скорее улучшенный вариант участкового врача.
- Насколько возможно внедрение в практику предложенных вами вариантов реформирования в наше время?
- Все зависит от нормального, реального подхода к решению комплекса проблем. Сегодня город эти проблемы самостоятельно решить не может. Есть главный документ — Конституция Украины, где сказано, к чему мы должны стремиться. Как улучшить здравоохранение в целом по стране — на это должна быть нацелена государственная политика. Министерство здравоохранения должно разработать дальнейший план действий. Т.е. варианты для решения проблем есть, а перспективы решения — это достаточно трудный и длительный процесс. К реформированию здравоохранения надо подходить конструктивно, обдуманно, чтобы не поломать то, что уже создано. Первый принцип врача: не навредить. Чтобы не стало хуже — от принятия необдуманных решений и поспешных преобразований. Поэтому прежде надо все хорошо продумать, взвесить, обсудить и проверить на практике.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |