Украина переполнена вузами. На сегодняшний день в стране около 350 университетов и академий и чуть менее шести сотен техникумов и колледжей, которые теперь тоже считаются высшими учебными заведениями. Каждый год они выпускают более 900 тыс. дипломированных специалистов, из которых лишь 20% имеют нап равление на работу. У остальных 80% — тоже есть формальное право на трудоустройство. Но на практике никто не несет ответственности за их будущее: ни вуз, ни государство, ни, тем более, частные рекрутеры...
Проблема трудоустройства молодых специалистов, как и проблема безработицы вообще, возникла после распада СССР. И с тех пор не была решена в корне. Да, в период экономического подъема, когда Украина весело проедала иностранные кредиты, в областных центрах, а особенно в столице, кипела деловая жизнь. В офисы массово набирали мальчиков и девочек с «джентльменским набором» навыков — компьютер, английский, презентабельная внешность. Но как только «пирамидальная система» дала сбой, а экономика забуксовала, молодых да ранних легко скинули, как лишний балласт.
Повезло тем, у кого богатые родители. Эта прослойка молодежи, традиционно именуемая «золотой», может себе позволить до пенсии искать свой путь в жизни. Получать хоть 20 высших образований. Пробовать разные пути-дороги: сегодня менеджер ювелирного бутика, завтра — режиссер авторского кино. Главное, чтобы родительский кошелек выдержал все эти эксперименты.
Гораздо сложнее приходится тем молодым людям, которые могут надеяться лишь на самих себя. Многим из них родители, да и то с трудом, наскребут денег на оплату учебы. Все их надежды — на то, что сын или дочь, получив специальность, будут обеспечивать себя самостоятельно, а в случае чего станут финансовой опорой семьи. Но очень часто они не сбываются. И выпускники, даже с красными дипломами, оказываются на обочине. Почему?
Во-первых, никто точно не может сказать, какие специальности будут востребованы через 5 — 10 лет. Тем временем десятки научных институтов при министерствах и ведомствах «бьют баклуши», получая какие-никакие государственные зарплаты. Почему бы им не заняться этим вопросом и не составить «картину будущего» по отраслям?
Во-вторых, государство не пресекает бизнес вузов «на профессиях». Когда юристов готовят институты культуры, а экономистов — политехи, это, мягко говоря, неправильно. Для учебных заведений и их руководства популярные специальности — дополнительный кусок хлеба. Но для страны в целом — пустая трата времени, средств и материально-технической базы на формальное обучение.
Например, в Германии учебные заведения, не гарантирующие реального трудоустройства не менее 70% своих выпускников, не могут рассчитывать на государственную финансовую поддержку. И довольно быстро «сходят с арены».
«Инфляция дипломов» — это результат отсутствия современной системы распределения выпускников. В той или иной форме распределение существует сегодня почти во всех цивилизованных странах. Автору пришлось наблюдать, как в Швеции, стране с одноименной моделью социализма, где студенты обучаются бесплатно, заботятся об их будущем.
То, что тамошние вузы буквально облеплены агентствами по найму персонала — это не главное. Важно, что к талантливой молодежи плотно приковано внимание работодателей. Постоянно проводятся творческие конкурсы, научные соревнования, олимпиады работ и т. д. И фактически на каждое подведение итогов сбегаются представители заинтересованных компаний.
Слова «практика» и «стажировка» там тоже не пустой звук. Будущие юристы с первого курса учатся охране правопорядка, помогая полицейским (напоминает наших народных дружинников в советские времена. — Авт.). Или систематизируют дела в судебных библиотеках. Будущие архитекторы не гнушаются выездными «рейдами» по домам престарелых и реабилитационным центрам. Совсем в духе наших старых добрых стройотрядов.
В Украине, увы, трудоустройство обучающихся — дело рук самих... обучающихся. Стандартный набор, который предлагается студенту: гамбургеры в McDonald's, рекламные буклеты на улицах или подсобный труд в супермаркетах. А брать ребят на стажировку предприятия, как правило, отказываются. Но даже если и пускают, то подходят к этому формально, «для галочки».
По словам самих студентов, корень их проблем в том, что работодатели не хотят воспитывать специалиста. Им проще найти безработного с опытом, да еще и готового недорого запросить за свои навыки, чем вводить «с нуля» в профессию парней и девушек. Но чем наши ребята хуже тех же шведов? И почему на них нет спроса? Ответ банален: государство просто не прикладывает ни малейших усилий в данной сфере.
К сожалению, капиталистическая система разрушила замечательную советскую традицию наставничества. Мой отец своими главными университетами считал годы ученичества, проведенные на заводе, под бдительным оком мудрого мастера. Он всегда повторял, что это дало ему несравнимо больше, чем институт, и стало определяющим в его успешной карьере производственника.
Впрочем, есть свои аргументы и у работодателей. Они жалуются, что студенты часто не представляют толком сути своей будущей специальности. И поступают в вуз по настоянию родителей, «за компанию» с ровесниками или просто случайно. Это еще один тревожный звоночек, который говорит о низком уровне профориентационной работы в Украине.
Нет, формально центры занятости чем-то таким занимаются. Более того, в октябре в некоторых столичных школах появились так называемые профориентационные мотивационные терминалы. Такие себе огромные цветные мониторы, где можно найти тесты, подборки материалов, как подготовить ребенка к профессии и всякого рода «поощрительные призы», типа бесплатных рингтонов. Забавная игрушка. Но не более того. А стоит — 31 тыс. грн. Лучше бы эти средства были направлены на реальное знакомство школьников с популярными профессиями.
Самое время вспомнить еще одну позабытую, но очень правильную традицию, существовавшую в Советском Союзе, — ознакомительные экскурсии на производство. Начиная с 8 класса нас регулярно водили то в больницу, то на кондитерскую фабрику, то в швейный цех. А последние два года все мои одноклассники работали в учебных комбинатах. Пусть не всегда это было интересно и увлекательно, но лишним в жизни уж не стало точно.
Кстати, многие вузы (медицинские, аграрные, технические и узко-специализированные) тогда не принимали студентов, не вкусивших хлеб будущей профессии. Например, в харьковский юридический институт — флагман прокурорских и милицейских кадров — брали, как правило, с опытом работы в милиции. Это отсеивало «случайных людей» в «органах» и являлось одной из причин того, чтобы символом советской милиции был дядя Степа-милиционер, а украинской — «оборотни в погонах».
Да и в целом грандиозные достижения Советского Союза в космической, научно-технологической, медицинской сфере — плод в том числе и «тернистого» пути молодежи к выбранной ею специальности.
Понятно, что до тех пор пока экономическое развитие Украины будет идти со знаком «минус», перспективы трудовой молодежи останутся туманными. Если нет экономики, кому нужны экономисты? «Сейчас машиностроительный комплекс загружен лишь на 30%, оборудование изношено, многие производства потеряны, — отмечает народный депутат Украины, лидер Компартии Украины Петр Симоненко. — Сельское хозяйство в упадке и не поставляет сырья для переработки. В 1990 году в стране было 24 млн. голов крупного рогатого скота — сейчас осталось 5 млн. Это меньше, чем на январь 1934 г., после большого голода 1932 — 33 гг. На ХТЗ в советские времена работало 30 тыс. чел., и он выпускал 50 тыс. тракторов в год. Сейчас там работает 3 тыс. работников и делают они в год всего 200 шт. тракторов. Государство живет в долг. Кредитов уже набрали на $116 млрд. Нужно ежегодно возвращать $30 млрд., что равно всему бюджету Украины за прошлый год...»
Однако плачевное состояние экономики не повод забывать о будущем. Государство должно иметь программу специализации по основным отраслям. Особое внимание нужно уделить инженерным специальностям, подняв обучение современным технологиям на должный уровень. Для этого следует пересмотреть программы, ввести новые методики преподавания, провести комплексную модернизацию образовательных полигонов.
«Необходимо определить приоритеты: сколько и каких именно специалистов надо для обеспечения государственных предприятий и учреждений, сколько специалистов государство может подготовить по заказу бизнес-структур и т. п.», — уверен лидер коммунистов Петр Симоненко.
Когда будут ясны приоритеты, станет возможным сформировать комплексный госзаказ на разные специальности. Ввести государственный контроль за обеспечением трудоустройства выпускников вузов вне зависимости от формы их собственности.
Но главное — это на деле гарантировать конституционное право граждан Украины на получение образования. Фракция коммунистов неоднократно вносила на рассмотрение и Верховной Рады, и правительства предложения о защите прав человека на получение высшего образования, об увеличении госзаказа на специалистов, гарантиях первого рабочего места для выпускников вузов. Компартия также добивается законодательного закрепления нормы о предоставлении студентам отсрочки во внесении платы за обучение. Но, к сожалению, эти инициативы не находят поддержки среди депутатов-олигархов и либералов.
Чего добьется «тщедушная» украинская экономика, с каждым годом делая образование все более недоступным для простого человека, отсекая от возможности учиться талантливую, но малообеспеченную молодежь, выпускников сельских школ, по сути, выставляя имущественный ценз на получение знаний? Ведь абсолютное большинство ученых, артистов, производственников, а также многие депутаты и политики стали тем, кем они есть, лишь благодаря тому, что в Советском Союзе учиться мог каждый?!
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |