ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
НА ПОРОГЕ ЗИМЫ
25.11.2010 / Газета: Южная правда / № 130(22720) / Тираж: 24600

От тепла в наших жилищах зависит многое: не только уют, но и состояние здоровья, настроение проживающих в них людей. Вот почему вопросы теплоснабжения так остро волнуют читателей газеты. О том, какой обещает быть погода в домах николаевцев, о наработках и проблемах предприятия рассказывает директор областного коммунального предприятия «Николаевоблтеплоэнерго» Владимир Николаевич Березницкий.

- Отопительный сезон в Николаеве в нынешнем году начался раньше обычного, уже 8 октября. Но впереди еще вся зима, и кто знает, какие сюрпризы она нам готовит. Как прошла подготовка к отопительному сезону, готово ли предприятие к возможным капризам природы?

- Основная особенность подготовки к нынешнему отопительному сезону — это очень ощутимый дефицит средств. К сожалению, ни из государственного, ни из областного, городского бюджетов особых вливаний в коммунальное хозяйство, в частности в коммунальную теплоэнергетику, не было. Учтите еще и то, что ДК «Газ Украины» установлен жесткий алгоритм расщепления каждой гривни, приходящей на расчетный счет предприятия: 56 коп. идет на оплату газа, а остальные 44 копейки — на потребности предприятия. Вот на эти средства и планируем мы свою хозяйственную деятельность, сюда включаются и расчеты за электроэнергию, налоги, заработная плата, подготовка к отопительному сезону, приобретение материалов, техники, оборудования. В таких сложных экономических условиях на предприятии разработана программа по экономному расходованию поступающих средств, выполнен ряд мероприятий технического, организационного, финансового характера. В частности, сократили рабочую неделю на 1 день, сэкономив на фонде заработной платы. Таким образом, частью заработной платы профинансировали подготовку к отопительному сезону. В летний период порядка 30% инженерно-технических работников были переведены в отдел сбыта энергии, что позволило активизировать работу с должниками.

Минувший отопительный сезон завершился на отметке дебиторской задолженности населения около 45 млн. грн., а в межотопительный период уровень проплаты составлял 180 — 190%, — наши усилия дали результат, люди начали погашать долги. Перед началом отопительного сезона общая сумма задолженности сократилась до 24,5 млн. грн. Благодаря усилиям коллектива, который работал в напряженной обстановке, с максимальной самоотдачей, пониманием того, что это нужно для городской общины, удалось выполнить минимально необходимый комплекс работ для нормального прохождения отопительного сезона. Задача была — поддержать системы в нормальном техническом состоянии и заложить запас прочности минимум на 6 — 8 месяцев.

- Работники предприятия делают все, от них зависящее, но на одном человеческом факторе, без стабильных финансовых вложений оборудование, трубопроводы не продержатся...

- К сожалению, никуда не денешься от тех проблем, которые накопились с основными фондами. В условиях жесткой экономии нет возможности проводить замену оборудования, вводить новые узлы, агрегаты.

Лишь один пример: в январе нынешнего года ввели в действие когенерационную установку на котельной по ул. Белой. Работает она второй отопительный сезон, т. е. 3,5 — 4 месяца. При той стоимости газа, которая была на момент ввода установки в действие, вырабатываемая ею электроэнергия обходилась предприятию в 3,5 раза дешевле, чем та, что приобретаем на рынке. К слову, в октябре перешли рубеж в 1 млн. кВт. Выгодно это? Безусловно! Внедрением таких установок можно сдерживать тарифы от резкого повышения. Помимо когенерации, а такая установка запроектирована и на котельной 135-го микрорайона, можно снизить затраты за счет диспетчеризации, атоматизации. Но, повторюсь, в нынешних условиях без поддержки государственного, городского бюджетов самостоятельно предприятие не сможет выполнить эту работу.

- Финансовое положение предприятия напрямую связано с размерами действующих тарифов, насколько отвечают они реальной стоимости услуг?

- Сегодняшний тариф является убыточным для нашего предприятия, и наполняемость его всего 70%, это при том, что мы посчитали только повышение газовой составляющей, а в него ведь заложена и стоимость электрической энергии, размер минимальной заработной платы, который тоже увеличивается. Надеемся на то, что разница в тарифах будет погашена из бюджета, как предусматривает действующее законодательство. Пока решение о повышении тарифов не принято, предприятие уже работает по новым ценам, терпит убытки. В свое время, работая на убыточных тарифах, мы практически потеряли систему горячего теплоснабжения в Николаеве, так как из-за отсутствия оборотных средств не могли в полном объеме закупать материалы для ремонта на трубопроводах горячего водоснабжения. Некачественная услуга — и более 55% потребителей отказались от горячего водоснабжения, используют электрические водонагреватели и другие альтернативные источники. Если так будет продолжаться, то под угрозу ставится уже и централизованное теплоснабжение. Пока существует такая система, тяжело привлечь и инвесторов: кто же придет на убыточные тарифы? К сожалению, это проблема общегосударственная.

- А как воздействуете на неплательщиков?

- Работа с должниками совершенствуется с каждым годом. Как показала практика, наиболее действенный метод — это взыскание долгов через суды, сейчас эта работа активизировалась. В основном люди стараются не доводить дело до вмешательства исполнительной службы, описи имущества и т. д. В досудебном порядке вопрос урегулируется путем заключения договора реструктуризации на 6 месяцев. Но мы не подходим к этому вопросу жестко, входим в положение наших абонентов, и если есть на это основания, заключаем договора и на более длительные сроки.

Еще один очень важный момент — нередко люди не оформляют жилищные субсидии и таким образом не только отказываются от гарантированной государством помощи, но и лишают предприятие финансирования из бюджета, ведь задолженности государства по возмещению субсидий нет.

А вот для тех, кто не имеет задолженностей по оплате за тепло, регулярно проводятся поощрительные акции «С теплом и любовью». Условие одно — на 1 апреля выйти без задолженности по теплу, и у каждого будет возможность поучаствовать в лотерее. Кстати, количество призов в акции по итогам этого отопительного периода увеличиваем вдвое, так как число наших добросовестных плательщиков растет.

- Наша читательская почта показывает, что нередко жалобы людей на качество теплоснабжения скорее можно адресовать ЖЭКам, неудовлетворительно обслуживающим внутридомовые тепловые сети.

- Все зависит от руководителя, там, где хороший руководитель, организатор, то и в государственном, и в частном ЖЭКе порядок. С проблемами сталкиваемся там, где настоящего хозяина нет: около 90% жалоб приходится на работу жилищных организаций. У меня на столе — лишь малая часть таких обращений. Несмотря на то что мы эффективно и быстро выполнили работы по пуску тепла, люди продолжают оставаться с холодными батареями в отдельных квартирах. Со своей стороны мы работаем с ЖЭКами, но и штабу, который проводится при департаменте ЖКХ, следует на это обратить внимание.

- В редакцию обращаются читатели и с вопросами о переходе на автономное отопление.

- По моему глубокому убеждению, переход на индивидуальное, автономное отопление в большой степени связан не с качеством предоставляемых услуг, а с тем, что цена на газ для потребителей в 2,5 раза ниже, чем для теплоснабжающих предприятий. Кроме того, как показывает практика, если речь идет не об угловых квартирах, то абонент, отключившийся от централизованного отопления, не несет серьезных тепловых потерь, ведь со всех сторон его квартиру окружают теплые стены. И получая часть тепла от соседей, человек платит за отопление значительно меньше. К сожалению, в 2005 году, когда было разрешено отключение отдельных квартир от централизованного отопления, этот момент, как и ряд технических аспектов, был упущен. После детального анализа в 2007 году принято решение о запрете отключения отдельных квартир. Сегодня перейти на индивидуальное отопление можно только всем домом, если все жильцы согласны на это и есть необходимые технические возможности: достаточный диаметр газопровода, наличие вентиляции и т. д.

Там, где только часть квартир переведены на индивидуальное отопление, страдает качество услуг для остальных жильцов дома, нарушается гидравлический режим. Большой проблемой становится и некорректная оплата, особенно остро ощущается это в домах, оборудованных приборами учета. Все просто — прибор считает тепло, поступившее в дом. Объем дома остался тот же, а потребление тепловой энергии снизилось незначительно. Там, где отключения, к примеру, в 108-квартирном доме доходят до 40%, стоимость 1 гигокалории повышается в 2,5 — 3 раза, вызывая естественное возмущение людей.

- Еще один вопрос читателей: насколько оправдана установка теплового счетчика? Что, прежде всего, нужно учесть тем, кто хотел бы установить такой прибор учета в своем доме?

- В Николаеве тепловыми счетчиками оборудовано 45% жилого фонда, в 733 домах и 95% бюджетных учреждений. Но нужно понимать, что сам по себе счетчик не экономит. Прежде всего, жильцам дома нужно избрать ответственного и получить инструктаж об экономном использовании теплоносителя. Если не обращать внимание на этот момент, то никакой экономии жильцы не ощутят. Очень важный момент — прежде чем установить счетчик, необходимо привести систему отопления дома в техническое соответствие с паспортными данными для того, чтобы услуга была качественной, а оплата за нее — справедливой. При самовольном вмешательстве в систему отопления, что встречается у нас нередко, те, кто получают теплоноситель первыми, получают и больше тепла, одни мерзнут, а другие регулируют температуру, открывая форточки. Значительную экономию можно получить, если будут хорошо утеплены наружные ограждающие поверхности дома — стены, окна. Там, где есть счетчики, это очень эффективно.

На мой взгляд, при реконструкции системы теплоснабжения города установка тепловых приборов учета должна стать приоритетной, люди должны платить за то, что они потребляют. И мы увидим, сколько выработано тепла, сколько потребили, остальное — потери. Кстати, при нормативных потерях 11,02% фактические у нас ниже — 10,5%.

Еще одна рекомендация — до тех пор, пока наше предприятие не примет работу у организации, выполнявшей монтаж узла учета тепла, не рассчитываться с ней в полном объеме.

- Ноябрь удивил неожиданно теплой погодой, были дни, когда отопление казалось и вовсе лишним.

- После ранних холодов в октябре среднесуточная температура за 15 дней ноября сотавила 13,5 градуса, а 9 — 10 ноября она достигала 16,5 — 16,8 градуса тепла. В такие дни, особенно в дневное время, котельные работают на минимальном расходе газа, вплоть до полного отключения топлива на несколько часов. Но идет циркуляция теплоносителя, работает обслуживающий персонал: с началом отопительного сезона мы приняли на работу операторов, машинистов котельных, операторов бойлерных и ЦТП, т. е. предприятие несет расходы. Впереди — самые сложные, непредсказуемые зимние месяцы. Вся наша работа направлена на то, чтобы обеспечить нормативную температуру в квартирах 18 — 20 градусов. Мы обращаемся к сознанию людей и просим всех наших потребителей не расслабляться, ведь лимит на газ будет выделяться в соответствии с уровнем платежей, которые выполняет предприятие. Да, сегодня мы входим в число лучших областей Украины по расчетам за газ, но задолженность есть. И если начнутся ограничения, мы не сможем оказывать качественные услуги. Не хотелось бы, чтобы николаевцы почувствовали это в зимние морозы.

Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем горожанам: хотите, чтобы в стужу в ваших домах было тепло, оплачивайте своевременно выставленные вам счета, не допускайте задолженности за отопление.

- Спасибо Владимир Николаевич за беседу, за то, что так обстоятельно ответили на вопросы читателей газеты. Мне остается только пожелать вам и всему коллективу крепкого здоровья, успехов и безаварийной работы.

Автор: Беседу вела Валентина ИГНАТЧУК


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту