Украинцы начали привыкать к тому, что каждый товар или услуга, которые подорожали, становятся меньше или хуже. Новая «автогражданка» ломает эти стереотипы.
- Почему повышена стоимость «автогражданки»?
- Сначала короткий экскурс в историю: институт автострахования не является украинским изобретением. Еще в начале ХХ века в Германии владельцев авто обязали страховать ответственность за вред, которую они могут совершить. За это время «автогражданка» превратилась в действенный механизм возмещения ущерба пострадавшим в ДТП.
В Украине обязательное страхование гражданской ответственности было введено еще в 1997 году. А с 2005 года начал действовать соответствующий закон.
К тому времени были установлены лимиты ответственности: до 25 500 гривен за ущерб имуществу потерпевшего, до 51 000 гривен — за вред, причиненный здоровью и жизни пострадавшего.
Повышение стоимости полиса происходит впервые с 2005 г. На то время курс доллара составлял примерно 5 гривен, а средний ущерб (согласно которому был рассчитан страховой платеж) составлял 5 тысяч гривен. Со временем сумма ущерба увеличивалась, и на конец 2010 года прогнозируем средний убыток около 10 тысяч гривен. Это связано не только с инфляцией, но и с подорожанием стоимости автомобилей на украинских дорогах.
- Кто рассчитывает страховой платеж, и от чего он зависит?
- Индивидуальный платеж рассчитывают страховые компании. Его величина зависит от того, какой у вас автомобиль, где он используется, сколько лет опыта вождения имеете, случались ли дорожно-транспортные происшествия с ним раньше.
- На основе чего рассчитывается индивидуальный страховой платеж?
- Есть базовый тариф, к которому применяются корректирующие коэффициенты. Кстати, он уменьшен с 291 до 180 гривен. Страховая компания применяет к нему коэффициенты исходя из стажа вождения, объема двигателя и др. За каждый год безаварийного вождения страхователь может получать бонусы в виде уменьшения стоимости полиса. Новая система расчета позволяет более дифференцированно подходить к клиенту, так как корректирующие коэффициенты имеют диапазоны «от» и «до».
- Значит, главный аргумент подорожания полиса «автогражданки» — это существенное увеличение возмещения?
- Именно так. Евроинтеграция требует приближения к европейским нормам страхования. Например, в Германии лимит ответственности за вред, причиненный имуществу, достигает миллиона евро, а за вред жизни или здоровью — 5 миллионов. Конечно, и стоимость страхового полиса в Германии существенно больше, чем в Украине.
Законом предусмотрено, что государство может изменять размер лимита, в пределах которого будет осуществляться возмещение, с учетом индекса инфляции. С 2005 по 2009 год индекс равен почти двум. Итак, принято решение почти вдвое увеличить лимиты ответственности. Сегодня они составляют до 50 000 гривен за ущерб, причиненный имуществу потерпевшего в результате ДТП и до 100 000 гривен — за вред жизни и здоровью.
- Какова ситуация с урегулированием страховых случаев на это время?
- Услуги страхования улучшаются с каждым годом, соответственно процент урегулированных страховых случаев растет. Это обусловлено возрастающими требованиями к страховым компаниям со стороны, как государства, так и рынка. На сегодня уровень урегулирования заявлений потерпевших составляет 75%, и мы ожидаем увеличения этого показателя.
- Кто выплачивает компенсацию в случае наступления страхового случая?
- Страховая компания, которая застраховала ответственность виновника ДТП.
- Какова при этом роль МТСБУ?
- МТСБУ является объединением страховщиков, предусмотренным Законом об обязательном страховании гражданской ответственности. Бюро является координатором деятельности страховых компаний, занимающихся этим видом страхования. Из специальных фондов бюро осуществляет выплаты за льготные категории водителей, освобожденных от обязательного страхования гражданской ответственности, а также застрахованным водителям, пострадавшим от водителей, не имеющих полиса гражданской ответственности.
- Кто несет ответственность за обанкротившиеся страховые компании?
- Моторное бюро несет ответственность за те компании, которые обанкротились или ликвидированы. За компании, которые не выплачивают возмещение, ответственность несут они сами. Надзор за соблюдением страховщиками законодательства осуществляет Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг. Она контролирует их платежеспособность, выдает соответствующие предписания, в случае необходимости лишает лицензии. А когда страховщик уже доведен до банкротства или ликвидации, когда у него за душой нет ни гроша, тогда вступают в действие фонды Моторного бюро, которые образованы всеми страховщиками — членами бюро.
- Не станет ли полис менее популярным после повышения стоимости?
- Вряд ли. И дело не в размере штрафов за невыполнение закона, которые, кстати, достаточно высоки — 425-850 гривен, просто большинство автовладельцев уже успели убедиться в действенности этого вида страхования.
- Как выглядит новый полис «автогражданки»?
- С 1 января 2011 г. вводятся полисы бирюзового цвета, поменяет свой цвет и государственный знак единого образца — стикер. По сравнению с действующими сейчас желтыми бланками, новые имеют повышенную степень защиты от подделок — голограмму.
- Все ли страховые компании могут выдавать полисы «автогражданки»?
- Полисы «автогражданки» имеют право выдавать 85 компаний, у которых есть соответствующая лицензия и они являются членами Моторного бюро.
- Благодарим за содержательное интервью.
- Спасибо. Желаю читателям безопасных поездок без приключений и неприятных убытков!
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |