Уже с месяц в супермаркетах на самом видном месте красуются зеленые, искусственные, но совсем как «живые» елки-сосны, блестят и переливаются украшения вечнозеленых символов новогодних праздников, завлекают маскарадные костюмы и прочая мишура. О том, что встреча Нового года совсем не за горами, ничто не напоминает на городских рынках. Не знаю, потому ли, что день хождения по торговым точкам выдался пасмурным и дождливым, или же по причине встревоженного настроения продавцов из-за принятия нового Налогового кодекса, — но промтоварный «Колос», один из наиболее популярных среди горожан рынок, выглядел серо, невыразительно и скучно.
Цивилизованная торговля в интерьере рынка
«Колос» с множеством улочек, линий, тупиков и закоулков чуть заметно изменился. Особенно часть, где работают полюбившиеся покупателям магазинчики с довольно удобными примерочными и возможностью увидеть (и выбрать!) весь ассортимент товара. В какой-то мере улучшилось обустройство и оформление помещений, магазинчики, как правило, отапливаются (а летом охлаждаются), хозяева многих из них для лучшей наглядности приобрели манекены, которые разодеты в лучшие образцы предлагаемого товара и приветливо встречают посетителей уже у порога. В этих торговых точках с претензией на почетное звание «бутиков» наблюдается заметно, по сравнению с продавцами лотков под открытым небом, более любезное обращение с потенциальными покупателями. Информацию о товаре предоставляют исчерпывающую и не скупятся на похвалу, что именно на вас та или иная модель «сидит» отлично.
Впрочем, это абсолютно адекватное поведение современного торговца в условиях острой конкуренции недорогих магазинов одежды с вещевым рынком. Бороться, как рассказала хозяйка одного из магазинчиков, приходится за каждого клиента. По ее наблюдениям, люди стали меньше покупать вообще, а доля так называемых импульсных покупок, характерная для наших женщин, как следствие тотального дефицита (по формуле — увидела, понравилось, купила) — практически сошла на нет.
В то же время требования покупателей к одежде значительно выросли и относительно качества пошива, и относительно информации о производителе и материалах. Значительно повысились и требования покупателей к самому процессу выбора новой вещи, — люди готовы платить не только за качественный товар, но и за определенный сервис, за возможность сделать покупку в комфортных условиях.
Судя по тому, что на одного покупателя на рынке в этот рядовой рабочий день было, навскидку, по десять и более реализаторов, — моя собеседница совершенно права. Тем более что те немногие посетители, которые решили к осени-зиме приодеться, действительно, предпочитали именно эти небольшие магазинчики. Поэтому, несмотря на то, что, по оценкам специалистов, около 65% украинцев до сих пор предпочитают одеваться на вещевых рынках, «палаточникам», «контейнерщикам» и «лоточникам» не позавидуешь, — невозможность хорошо рассмотреть и удобно примерить товар делает свое «черное» дело. Снижение уровня продаж, по высказываниям некоторых реализаторов, составляет 40-50%. Выживут ли эти предприниматели и какой ценой, — об этом стоит задуматься, особенно, в свете данных, обнародованных ГУ статистики в Николаевской области о том, что наиболее популярным видом деятельности в непроизводственном секторе экономики региона остается торговля, хотя ее доля по сравнению с 2006 годом сократилась с 74% до 63%.
Что почем?
По сравнению с глобальным ростом цен на продукты, кажется, что цены на одежду так существенно не увеличились. Хотя сказать, что они остались на прежнем уровне, нельзя, на это влияют разные факторы — дефицит хлопка, ведущий к подорожанию, повышение цен на энергоносители, рост зарплат в Юго-Восточной и Средней Азии, где сосредоточено более 80% мирового производства одежды. А, как известно, свыше 70% рынка одежды Украины занимает вещи производства Турции, Китая, Пакистана, и процессы, происходящие в этих странах, не могут не отражаться на уровне цен у нас. Хотя стоимость товаров одной группы может колебаться в весьма широкой амплитуде. Так, женские пальто у нас стоят в среднем в пределах 1200-3500 грн., теплые куртки — от 300 до 600 грн., новые модели платьев и костюмов — от 300 до 700 грн., актуальные в наступающий сезон зимнего отдыха лыжные костюмы отдают за 600-800 грн. Предложение блуз, кофт, свитеров, брюк, юбок и прочих «мелочей» в зависимости от материала, качества пошива, «бирки», соответствия модным тенденциям — по цене очень разнообразно. То же самое в принципе относится и к обуви: сделанная из недорогих материалов и несезонная стоит в пределах 100-200 грн., а красивые кожаные женские утепленные сапоги, например, по цене в несколько раз дороже и стоят 800-1300 грн.
Кстати говоря, повсеместно на рынке применяется гибкая система скидок, и весьма приличных — даже до 50%. Но стоит очень приглядеться к товарам, выставленным на распродажу. Во многих случаях это товары не прошлого, а позапозапрошлого сезона, от лежания на прилавках утратившие мало-мальскую привлекательность. Интересно, что хозяева, с одной стороны, жалуются на сограждан, не желающих тратиться на новый гардероб, и спад реализации, а с другой, — не очень стремятся привлечь покупателей более низкими ценами. В итоге во многих торговых точках висят никому не интересные мешковатые серо-коричневых оттенков пальто с меховыми и искусственными воротниками образца советских времен, предлагаются вышедшие из моды невероятные цветастые платья и «никакого вида» костюмы. Кстати, то ли из-за глобального потепления, то ли по причине высоких цен и отсутствия спроса на рынке практически нет меховых пальто и шуб. Предлагают актуальные ныне меховые жилеты-безрукавки, «кожу», но лидерами продаж из теплой верхней одежды остаются так называемые, «скафандры» — утепленные и пошитые из водоотталкивающих материалов пальто, полупальто, куртки, ассортимент которых разнообразен и даже красив.
Хотя говорить о модных тенденциях в отношении товаров с рынка по крайней мере затея не очень серьезная. Модные «штучки» следует искать в бутиках премиум-класса. Смотрите сами!
Остро модным в этом сезоне является стиль «милитари», а именно — куртки и пальто в стиле формы летчиков и моряков, а также «по мотивам» военной одежды разных лет. Ничего такого увидеть не довелось. Популярен искусственный мех, но на прилавках встречаются очень не много и отнюдь не разнообразных моделей «плюшевых» шубок. В модный сезон осень-зима 2010-2011 гг. снова актуальны вельвет и бархат, пройма на одно плечо и длинные перчатки. Один из самых модных трендов — жаккард, или так называемый «норвежский узор». Свитер, джемпер, пуловер, платье, жакет, шарфик, гольфы с «норвежским узором» позволят чувствовать себя, говорят кутурье, очень даже модной и «актуальной». Не знаю, может, мне просто не повезло найти что-нибудь из этого перечня? Самые модные цвета для осени и зимы — коралловый, бордо, багряный, лиловый, шоколадный, цвет жимолости, а также зелёный цвет, особенно его камуфляжные оттенки во всех видах одежды. Впечатление от рядов нашего рынка, к сожалению, — преобладающий черно-серый тон.
Но на самом деле, конечно же, все не так плохо. Если терпеливо и целенаправленно искать, то можно найти очень красивые вещи и на наших рынках. А себя и свою окружающую жизнь каждый, несомненно, способен разукрасить самостоятельно — в тех тонах, которые нравятся ему. Продавцы тоже не отчаиваются, ждут декабря. Приближающийся главный праздник года обязательно, уверены они, «расшевелит» рынок.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |