ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Храм из огня придумал художник
30.11.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 140(3003) / Тираж: 7500

На этот раз горящий факел николаевских художников Владимира и Татьяны Бахтовых коснулся пламенем старых умирающих улочек г.Киева. Именно там, на Андреевском спуске, недавно проходил международный фестиваль «Улица игр — игры на улице», организованный немецким фондом «Гетте-Институт», центром современного искусства «SoviArt». Из 40 проектов, представленных на суд жюри фестиваля, было отобрано 12 — самых ярких и оригинальных. В том числе — проект заслуженного художника Украины из Николаева Владимира Бахтова «Сакральные реконструкции», который он осуществлял вместе с женой, художником Татьяной Бахтовой, искусствоведом Александрой Филоненко, кинорежиссером Артемом Сенчило, фотографом Юрием Косиным и др.

Проект гелиографити «Сакральные реконструкции» Владимира и Татьяны Бахтовых существует уже более 10 лет. Он предполагает визуализацию памятников архитектуры и истории, исчезнувших или исчезающих, тех, что находятся под землей и стали находкой археологов — храмов, подземных лабиринтов, рек, городских коммуникаций, различных древних зданий, др. При помощи движущихся горящих свечей или факелов Владимир Бахтов и его творческая группа воспроизводят древние сооружения в воздухе, все это фотографируется, и огненные здания остаются на фотографиях. Так Бахтовы «воскресили» многие древнегреческие сооружения на археологических раскопках Ольвии, Херсонеса, старые здания Львова, Каменец-Подольского, воссоздали образцы целых эпох. А совсем недавно во Львове Владимир Бахтов поднялся с факелом в ночное небо на воздушном шаре, чтобы нарисовать гигантские светящиеся купола храма.

- Гелиографити — это работа с реальным пространством старого города, — рассказывает Владимир Бахтов. — Рисование факелом обязательно обусловлено архитектурным объектом или достоверной информацией о нем. Артефактом действия в пространстве является фотография, на которой фиксируется траектория движения горящего факела. Объект обретает очертания благодаря представлениям автора о нем и умению отрежиссировать действие с огнем. Для реализации проекта гелиографити необходимы не только теоретические сведения об исчезнувшем здании и горящие свечки, но также фотоаппарат, компьютер, проектор, экран и еще много сопутствующих художественному проекту деталей. На фестивале в Киеве кинорежиссер Артем Сенчило снимал воспроизведение огнем на видеоролик, который был показан тут же в галерее на Андреевском спуске.

Объектом для гелиографити Бахтовых во время фестиваля современного искусства в Киеве стала Десятинная церковь — полуразрушенный каменный храм, который в наши дни находится в плачевном состоянии. Как свидетельствует история, Десятинная церковь была построена русскими и византийскими мастерами в 988-996 гг. в честь Рождества Богородицы и обошлась князю Владимиру в десятую часть (десятину) княжеских доходов. В этой церкви были похоронены князь Владимир и его жена Анна, сюда же был перенесен из Вышгорода прах княгини Ольги. В 1240 году татаро-монголы хана Батыя разрушили храм. В 1758 году его снова отстроили. Окончательно Десятинная церковь была разрушена в 1934 году большевиками. До наших дней сохранился лишь фундамент, где теперь работают археологи. Уже несколько лет обсуждается идея восстановления памятника архитектуры. Представители церкви считают, что храм должен быть восстановлен в таком виде, в каком был до 1934 года. Есть желание сделать храм действующим, в подвале открыть музей. Археологи исследуют это древнее сооружение, проектные организации изучают места раскопок для подготовки проекта. Однако идея восстановления древнего памятника архитектуры пока что дальше прожектов и дискуссий не пошла, так как существует несколько архитектурных реконструкций, которые отличаются друг от друга, а также несколько противоположных мнений по поводу окончательного варианта проекта храма. Десятинная церковь так и остается в руинах. И пока ученые будут исследовать, власти — изыскивать резервы на восстановление памятника архитектуры, художники Бахтовы воскресили его огнем и тем самым сохранили на фотографиях таким, каким его себе представляют. Действо с горящими факелами происходило ночью на площади возле Национального исторического музея при большом стечении народа и вызвало большой интерес как у участников фестиваля, так и у зрителей.

Фестиваль «Улица игр — игры на улице» был своего рода акцией протеста. Цель его — привлечь внимание к проблемам Андреевского спуска. «Чья это улица? — спрашивали участники акции. — Горожан или людей с толстыми кошельками, которые выкупают старинные дома, музеи, картинные галереи и превращают их в гламурные сооружения?». Все проекты, представленные на фестивале современного искусства, были проникнуты этой проблемой. Прямо на улице была установлена сцена, где выступали поэты, музыканты, артисты театра абсурда, был представлен хеппенинг, разгорались дискуссии. Художники развешивали на домах свои картины. Кстати, как с горечью отмечали участники фестиваля, немецкие художники, принимавшие активное участие в акции, прониклись проблемами исчезающего внешнего вида Андреевского спуска, а работники Национального исторического музея в Киеве чинили сопротивление и даже вызвали наряд милиции, чтобы разогнать с площади представителей современного искусства. И все же фестиваль состоялся, и представители разных искусств сказали свое слово в защиту исчезающей исторической улицы Киева.

Автор: Екатерина Наточа.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту