«Уважаемая редакция!
К вам обращаются работники энергетического хозяйства завода им.61 коммунара с проблемой, которая давно волнует нас. Предприятие постоянно задерживает зарплату, не выплачивает по нескольку месяцев, с большим трудом нам приходится возвращать то, что мы заработали. Вот и сейчас задолженность по зарплате накопилась за 2009-2010 гг.
Наше подразделение своим каждодневным трудом обеспечивает живучесть завода, поддерживает необходимые коммуникации в исправном состоянии: энергетический комплекс, телефонную связь, пожарную безопасность, водопровод, канализацию, кислород, ацетилен и т.д. Мы работаем добросовестно, как привыкли работать на заводе многие годы. А дирекция завода как будто не замечает нашего существования. И как обидно, что наш труд не ценится никак. У нас нет средств, чтобы купить продукты питания своей семье, мы не можем приобрести даже самые необходимые лекарства, оплатить коммунальные услуги. Долги постоянно накапливаются, а погасить их мы не можем. Каждый день добираемся на работу и с работы в раннее и позднее время суток, у нас нет денег на транспорт (сейчас это в основном «маршрутки»).
Мы чувствуем себя униженными, подавленными, никому не нужными. А ведь мы работники государственного предприятия. Выходит, государству безразлично, как и за что живут люди? На наши проблемы просто закрывают глаза , не хотят видеть и слышать. А мы терпим свою незащищенность и честно работаем, причем поддерживаем хозяйство завода круглосуточно. Многие из нас проработали на этом предприятии не один десяток лет и отдали свои силы, знания, умения, профессионализм и здоровье. Мы всегда гордились тем, что мы — корабелы, и детей воспитывали в духе уважения к профессии.
Мы не просим материальной или благотворительной помощи, а только хотим получить то, что заработали. А ведь в ст.43 Конституции Украины записано, что каждый гражданин Украины имеет право на труд и своевременное вознаграждение за него.
(В.Г.Кириленко, Г.В.Мирошник, Л.Г.Осадчая, Г.Ф.Сербенко,
М.А.Моисеенко и др. Всего 126 подписей).»
С письмами такого же содержания работники ЭХЗ обратились к Премьер-министру Н.Я.Азарову, генеральному директору ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара И.П.Козыреву, главе облгосадминистрации Н.П.Круглову, председателю обкома профсоюза судостроительной промышленности В.А.Смелову, председателю профкома ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара» Н.Я.Головченко. Это не первые письма работников завода им.61 коммунара. Коммунаровцы опять с надеждой ждут от вышестоящих органов разрешения проблем, сочувствия и понимания.
Завод им.61 коммунара — всегда был гордостью г. Николаева, как старейшее судостроительное предприятие. Каждый первоклассник знает о первой верфи, первом боевом корабле «Святой Николай», еще тысячах боевых кораблей и мирных судов, сошедших со стапелей завода. Перед зданием заводоуправления не так давно николаевцы поставили памятник основателю города Григорию Потемкину-Таврическому, благодаря которому была построена здесь первая верфь. Грустно теперь говорить о том, что предприятие бездействует, больше не строит боевых кораблей, не выплачивает зарплату своим славным корабелам. История упадка началась в 90-е годы прошлого столетия во времена развала могущественной СССР и развала всей судостроительной промышленности. Тогда каждое предприятие пыталось выжить по-своему. Завод им.61 коммунара остался в государственной собственности и, казалось бы, должен находиться под государственной защитой и при государственной поддержке. Как оказалось, предприятие стало обузой для государства, а люди, работающие на нем — жертвой ошибочной государственной промышленной политики. Кризис окончательно ударил по предприятию. Завод ничего не производит, даже ремонт судов, что в прежние годы хоть как-то создавало видимость деятельности. Число работников завода уменьшилось в несколько раз. Сейчас их немногим больше 1300 человек. И все же многие, самые стойкие, здесь продолжают работать, поддерживать жизнеспособность завода, охранять его, не получая зарплаты или получая мизерную ее часть. Долги по зарплатам растут, люди доведены до отчаяния. Чтобы узнать, как развивались события на заводе и почему ситуация не разрешается уже много лет, мы обратились в службу посредничества и примирения в Николаевской области — независимую организацию, которая много лет отслеживает ситуацию и пытается решить проблемы законным путем. Вот что рассказал начальник службы Владимир Братуха.
- Задача нашей службы — урегулирование конфликтных ситуаций на предприятиях Николаевской области мирным и законным путем. За 10 лет существования нашей службы было разрешено больше 20 трудовых споров. ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара» вот уже много лет является объектом трудовых споров, он оказался самым проблемным. Иногда нам удается разрешить эти споры, но зачастую все решения так и остаются невыполненными. Вот трудовые споры только за 2009-2010 годы, о которых рассказывают работники завода в своем письме. Первый спор состоялся 29 апреля 2009 года. Тогда мы выдвинули официальные требования администрации завода по своевренной выплате заработной платы работникам завода. В первом полугодии 2009 года завод погасил задолженность по зарплате на общую сумму 3 млн. грн. Но долги по зарплате постонно растут. На протяжении 2009-2010 гг. примирительная комиссия заседала еще четыре раза. Снова были заседания примирительной комиссии, профкома, подписание намерений, составление соглашений, и, как последняя инстанция — заседание арбитражного суда, решение которого администрация завода обязана была выполнить в полном объеме, но не выполнила. Тогда служба примирения начала переписку с генеральным директором ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара» И.П.Козыревым, где напомнила, что решение арбитражного суда является обязательным для исполнения. На что И.П.Козырев ответил, что для выполнения договора администрация завода «подготовила соответствующие документы для получения разрешения в Минпромполитики на продажу имущества цеха №23. Но на своем заседании Кабмин наложил временный мораторий на отчуждение какого-либо имущества...».
На заводе побывали представители Минпромполитики, облгосадминистрации и других государственных и ведомственных учреждений. Все они пытались внести конструктивные предложения по разрешению проблем. И на каждом заседании выносились резолюции для администрации и персонально генерального директора ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара» И.П.Козырева: ...погасить долги по зарплате работникам предприятия. Закон обязательный для исполнения». В противном случае, говорилось в резолюциях, «вы понесете дисциплинарное, гражданско-правовое, криминально-административное наказание...».
Из рассказов работников ЭХЗ завода им.61 коммунара:
«Видимо, для представителей администрации завода еще не придумали таких наказаний, которые бы заставили их позаботиться о своих работниках. Или же дирекция завода умело занимается очковтирательством, называя общую сумму выплаты задолженности, а не конкретные выплаты по долгам. Иногда, очень редко, нам выдают какие-то деньги, но от таких мизерных сумм еще больше хочется плакать. Представьте себе, на днях мы получили — кто по 70, а кто по 130 грн. Это первые деньги за последних три месяца. Разве это можно назвать зарплатой? Что за них можно купить?».
«У меня долги за коммунальные услуги составляют около 4 тысяч грн. А долги по зарплате на заводе — 26 тысяч грн. За 100 грн., которые я получила на своем родном предприятии, я никак не могу рассчитаться за коммунальные услуги и накормить свою семью».
«Многие работники в разные годы ушли с завода, не дождавшись погашения долгов, многие уже умерли, так и не получив денег даже на свои похороны. Я знаю людей, которые проработали на заводе много лет, а теперь серьезно болеют, в том числе онкологическими заболеваниями. За какие средства они будут лечиться, делать операции...».
А между тем жизнь на судостроительном заводе им.61 коммунара не стоит на месте. Она меняется, но, к сожалению, не в лучшую сторону. Уже многие годы на стапеле стоит недостроенное судно — заказ греческой компании Ласкаридиса, который стал убыточным для нашей страны. На территории завода продолжает ржаветь недостроенный крейсер Украина», который тоже нужно содержать. Министерство обороны время от времени рассчитывается с заводом за содержание крейсера, эти деньги иногда идут на погашение долгов по зарплатам, но их хватает только на мизерные нерегулярные выплаты. О полном расчете с работниками завода речь не идет. Судостроительное предприятие уже много лет не имеет серьезных заказов, благодаря которым завод мог бы жить. Для еле дышащего завода финансово-экономический кризис в стране стал последней разрушающей каплей. Сейчас рассматриваются возможности сотрудничества судостроительного завода им.61 коммунара с Российской Федерацией в плане размещения заказов на предприятии (как перспектива). А также о продаже ракетного крейсера, что поможет разрешить проблему погашения задолженности по зарплатам перед работникам завода им.61 коммунара. В октябре этого года на ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара» начала работать украино-российская специальная комиссия по комплексной оценке целесообразности достройки ракетного крейсера «Украина»... Но это тоже пока что еще ничего не значит.
Из беседы с работниками завода им.61 коммунара:
«Мы хотим добиться от руководства завода в лице генерального директора, от собственника завода — Министерства промышленной политики, от государственных органов власти в лице Президента Украины, Премьер-министра Украины, главы Николаевской облгосадминистрации защиты наших трудовых и социальных прав.»
«Если волокита с невыплатой заработных плат, принадлежащих нам по закону, и дальше будет продолжаться, то мы вынуждены будем объявить забастовку. Нашему терпению уже пришел конец. Как бы крейсер «Украина», который ржавеет на пирсе уже много лет, не превратился в крейсер «Аврора». Да не выстрелил..!».
Наш крейсер, конечно, не «Аврора». Авось не выстрелит! Но ситуация на заводе им.61 коммунара сложилась взрывоопасная. Если государство не выполняет законы, которые принимает, то что можно требовать от простых граждан?
Удивительные у нас люди: годами не получая зарплату, не имея средств к существованию — на нормальное питание, обучение детей, лечение, одежду, они называют свой завод «родным», ходят регулярно на работу, трудятся добросовестно, терпят унижения и оскорбления. Единственное, что они требуют, — чтобы их услышали, вернули им то, что им принадлежит по праву — вознаграждение за труд. Где есть еще такие люди?
P.S. Как сообщила пресс-служба облгосадминистрации, 25 ноября глава облгосадминистрации Николай Круглов провел совещание по вопросам задолженности по выплате заработной платы на ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара», в котором приняли участие руководители предприятия, профсоюзных организаций, налоговой администрации, государственной исполнительной службы, депутаты облсовета. Речь шла об исполнении решения суда по удовлетворению иска работников предприятия, а также о недоразумении, возникшем между органами налоговой администрации и государственной исполнительной службы по реализации оборудования цеха №23 с целью погашения долгов по заработной плате на судостроительном заводе. Глава облгосадминистрации предложил присутствующим найти оптимальный вариант по реализации части имущества предприятия с тем, чтобы полностью погасить задолженность по заработной плате перед работниками завода и Пенсионным фондом. Николай Круглов также сообщил, что в начале прошлой недели встречался с Премьер-министром Украины Николаем Азаровым и вице-премьером Украины Андреем Клюевым. Министру промышленной политики Украины Дмитрию Колесникову было дано письменное поручение в ближайшее время выехать в Николаев для решения проблем, которые возникли на ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |