ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
ОТКРЫТЫ ВСЕ ПУТИ
01.12.2010 / Газета: Наш город Николаев / № 49(263) / Тираж: 3000

3 декабря — Международный день инвалидов

На вопрос — куда пойти учиться, абитуриенты Украины получат тысячи ответов. Благо, вузов в стране сейчас больше, чем когда-либо. Другое дело, если есть проблемы со здоровьем. Не секрет, что и сегодня инвалидам тяжело, а порой и невозможно овладеть специальностью, которая позволила бы ему работать и обеспечивать себя, строить планы на будущее. Как же быть способным людям с ограниченными возможностями? С этим и другими вопросами мы обратились к Светлане Александровне Черновских, заместителю директора по воспитательной работе Николаевского межрегионального института развития человека университета «Украина».

- Статистика — вещь неумолимая. Она свидетельствует, что еще 10 лет назад в нашем вузе обралось 8 студентов с ограниченными физическими способностями. Через пять лет их стало уже 80. В нынешнем, учебном году в институте обучаются 106 инвалидов. Это примерно четвертая часть всех инвалидов Николаева и области, обучающихся в высших учебных заведениях. Наш институт сегодня -это более 5000 студентов и порядка тысячи преподавателей и сотрудников (по количеству студентов это четвертый вуз в Николаевской области). Вместе с вузом растут и шансы на достойное образование у студентов с особенными потребностями.

- Что же делается конкретно для таких студентов?

- Для студентов с ограниченными возможностями созданы специальные условия. В институте работает реабилитационно-оздоровительный центр. Так, с группами слабослышащих студентов работают сурдопереводчики, обеспечивающие общение студентов не только в рамках учебного заведения, но и в повседневной жизни, Все студенты имеют индивидуальные слуховые аппараты.

При необходимости для транспортировки студентов задействованы два автомобиля. Кроме того, за каждым студентом-инвалидом закреплены студенты-волонтеры, которые обеспечивают помощь в передвижении, доставке книг и т.п.; на каждой кафедре за ними закреплены преподаватели — для поддержки их в обучении.

В начале ноября от корейского посольства и агентства КОІСА состоялась презентация современного мультимедийного компьютерного класса с сопутствующей оргтехникой. 31 высокоскоростной компьютер оснащен всеми необходимыми для учебы программами, создана полнотекстовая база данных электронных учебников. Активно этот компьютерный класс будет использоваться для слабослышащих студентов (видеоуроки, прослушивание аудиокниг). Класс оснащен техникой для облегчения восприятия учебного материала и для студентов с проблемами зрения (аудиокни-га, наушники).

Естественно, что преподаватели вуза тоже проходят специальную подготовку. Регулярно проводятся семинары для преподавателей интегрированных групп, круглые столы, где обсуждаются вопросы методики обучения таких студентов. Также созданы условия и для привлечения самих студентов-инвалидов к научной работе. В институте организовано студенческое научное общество, на всех кафедрах работают кружки и объединения, в которых активное участие принимают студенты-инвалиды.

Студенты-инвалиды не остаются за бортом и культурной, спортивной жизни вуза. Более того, они регулярно принимают участие во Всеукраинском фестивале творческой студенческой молодежи с особыми потребностями «Сияние надежд» и часто побеждают. Регулярно проводятся соревнования клуба интеллектуальных игр по «Брейн-рингу» и «Что? Где? Когда?», турниры по шахматам и шашкам.

- Это все происходит в Николаеве. А если люди с особенными потребностями живут в райцентре, а то и в селе и съездить куда-нибудь для них проблема?

- Именно для таких случаев

в нашем вузе организован очень гибкий учебный процесс. В самом институте проводятся короткие сессии для изучения дисциплин, требующих специальной учебной базы, а затем в

течение года каждую субботу или воскресенье профессорско-преподавательский состав выезжает для консультации студентов по месту их жительства в так называемых рекламно-информационных пунктах. Их сейчас 38 — в райцентрах нашей области и в других регионах Украины. Конечно, работа с такими людьми требует немало усилий со стороны методистов этих пунктов, особого, индивидуального подхода. В этой связи хотелось бы отметить методиста из Баштанки Людмилу Васильевну Винницкую, которая имеет уже десятилетний опыт работы со студентами с особенными потребностями, Людмилу Ивановну Тодорову из Очакова.

- Студент с особенными потребностями получил диплом, а что дальше? Как и где могут работать такие выпускники?

- На базе нашего учебного заведения создан областной центр объединения студентов-инвалидов «Гаудеамус», одной из ведущих задач которого является как раз создание, совместно с институтом, возможностей эффективного трудоустройства студентов-инвалидов. Пять лет им руководил И. Порхун. Сейчас, после выпуска, Игорь возглавляет Николаевское городское общество глухих.

Наших выпускников с особенными потребностями можно встретить в разных организациях и на предприятиях. А Крепа,

в 2010 году закончившая магистратуру, сейчас работает в брачном агентстве «Гламур» переводчиком. А. Пересунько и В. Шангина работают в издательстве Новобугской районной газеты «Вперед». М. Александрова — начальник отдела кредитования юридических лиц ОАО «Надра-банк», Г. Замлелова — помощник юриста в юридической консультации, Л. Бровкина занимает должность начальника производства на предприятии УТОС.

Знания, полученные в области физической реабилитации, наши выпускники И. Снегирь (золотой, серебряный, бронзовый призер чемпионата Украины по вольной борьбе), Ю. Павленко (чемпионка мира и Европы по плаванию), И. Марченко (золотой и серебряный призер чемпионата Украины по плаванию), В. Натальчук (победитель паралимпийских игр и чемпионата Европы по плаванию, стипендиат Президента Украины) успешно реализовывают в работе тренерами в спортивных обществах и инваспорте.

Медицинская практика показывает, что лучшими специалистами по массажу являются люди с недостатками зрения или слуха. Многие из студентов начали профессиональную деятельность в реабилитационном центре института. При этом совмещая учебу с работой.

Например, Т. Лякутина одновременно с учебой в магистратуре ведет предпринимательскую деятельность, занимается массажем.

Другой пример успешного совмещения учебы и практической деятельности — студент IV курса В. Писоченко, который работает помощником адвоката.

Наши выпускники с особенными потребностями, так же, как и все остальные, имеет возможность найти себя в работе и жизни. Очень приятно, что в реализации их маленьких и больших побед принимал участие наш вуз.

Автор: Беседовала Татьяна СТЕПАНОВА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту