Государственное предприятие «Дельта-лоцман» завершило строительство ограждающей морской дамбы морского подходного канала глубоководного судового хода (ГСХ) р. Дунай — Черное море по гирлу Быстрое. Презентация проекта состоялась на минувшей неделе в Вилково.
Строительство гидротехнического сооружения завершило первый этап проекта программы по восстановлению судоходства в данном регионе. Напомним, что ГСХ был открыт в августе 2004 года в режиме эксплуатационно-экспериментального судового хода. Ограждающая дамба на то время была построена лишь частично (около 300 м). Во второй раз судоходство по каналу было возобновлено в апреле 2007 года. В 2008 году впервые была обеспечена проходная осадка, предусмотренная первым этапом — 5,85 м.
Глубоководный судовой ход р. Дунай — Черное море — масштабный транспортный проект, один из элементов программы по созданию национальной сети международных транспортных коридоров и ее интеграции в транспортную систему стран Европы, Азии, Балтийского и Черноморского регионов. Восстановление ГСХ может вывести Украину в лидеры регионального судоходства. А также способствовать реализации евроинтеграционного курса страны.
Директор ГП «Дельта-лоцман» Александр Голодницкий рассказал, что ограждающая дамба (протяженностью 2,73 км) построена в соответствии со всеми проектными требованиями. Подтверждением этому служит постоянный авторский надзор. Геодезисты ведут регулярный мониторинг всех параметров выполненных работ. Этот объект отвечает техническим и экологическим требованиям согласно международным конвенциям по обеспечению безопасности мореплавания. Он находится под пристальным вниманием ООН, ЮНЕСКО, Международной морской организации (ИМО) и других международных ведомств.
Известно, что серьезной проблемой канала было его заиливание. Поэтому постоянно приходилось проводить дорогостоящие дноуглубительные работы. Строительство дамбы снизило затраты работ, необходимых для содержания канала, и стабилизировало величину проходной осадки по ГСХ на уровне 5,5 м. Стоит отметить, что ограждающая дамба предназначена для защиты канала от наносов во время штормов северного и северо-восточного направления. (Только выносимые самой рекой частицы составляют порядка 1 млн. кубометров в год). Еще одна функция — защита от оплывания укосов канала под воздействием волн. Таким образом, созданы условия, обеспечивающие безопасный вход в ГСХ судов с моря при сильных северных и северо-восточных ветрах, которые являются доминирующими здесь в осенне-зимний период.
Об экономической выгоде отечественного проекта свидетельствует статистика. За 10 месяцев текущего года по ГСХ р. Дунай — Черное море выполнено 1253 судопрохода, что больше прошлогоднего показателя на 130 единиц. Наибольшее количество судов прошло по ГСХ в/из портов Измаил, Рени, Усть-Дунайск. 11 ноября был зафиксирован абсолютный рекорд по количеству судопроходов — за сутки устьем Быстрое проведено 19 судов. Главное то, что украинский канал опередил своего румынского конкурента — Сулинский канал: за 10 месяцев 2010 года судопроход по румынскому каналу — в 1,2 раза меньше. ГСХ имеет и ряд других преимуществ: круглосуточное и двустороннее движение судов (у румын — одностороннее и только в светлое время суток), гарантированное безопасное судоходство и конкурентные тарифы.
ГП «Дельта-лоцман» планирует приступить к реализации второго этапа проекта восстановления судоходства р. Дунай — Черное море в 2011 году. В планах — довести проходные осадки судов до 7,2 метра. Но существует и проблема на пути реализации проекта. Румынская сторона выступает против начала работ на ГСХ канале. Ведь если Украина полностью реализует проект, то последует отток судопроходов с румынских каналов. Министерство транспорта и связи Украины ведет активные переговоры с соседней стороной. Предполагается, что уже в начале следующего года начнется согласование проектной документации по проведению дноуглубительных работ как на морской части ГСХ, так и на речной. Кабинет Министров Украины уточнил финансовые показатели инвестиционной программы по восстановлению украинского ГСХ, в соответствии с которой в 2010 — 2011 гг. в ГСХ будет инвестировано 106,1 млн. грн. Полная стоимость строительства составит 120 — 150 млн. грн. По оценкам заместителя главы Укрморречфлота Виктора Сударева, реализация второго этапа проекта развития ГСХ р. Дунай — Черное море завершится в 2012 году.
Говоря о перспективах проекта, нужно учесть, что судовой ход позволит развивать украинские порты в дельте Дуная и экономически стимулировать депрессивные районы края. Возникнут новые рабочие места, появятся дополнительные заказы для предприятий региона, благоприятные условия для развития туризма. Кроме того, он будет способствовать расширению транспортных путей и увеличению объемов грузоперевозок в рамках международного транспортного коридора № 7. Одним словом, для Украины развитие данного проекта — стратегическая задача.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |