ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Герб Николаева побывал в космосе
07.12.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 143(3006) / Тираж: 7500

Николаев все-таки связан с космосом: где-то там, в просторах Галактики, есть планета Николаев, также мы гордимся земляком-космонавтом Юрием Гидзенко (он, правда, не николаевец, а уроженец Еланецкого района). А теперь вымпел нашего города, вместе с вымпелом Одессы, провел 177 дней в космосе — на Международной космической станции (МКС). Частицу нашего города на родную землю вернули те, без кого такое путешествие наш вымпел точно бы не совершил, — военный летчик Александр Скворцов и российский летчик-космонавт Александр Скворцов, отец и сын, встреча с которыми состоялась в мэрии 4 декабря.

Как рассказал Скворцов-старший, который с 1990 года живет в Одессе, накануне полета сына в качестве командира экипажа МКС-23 и МКС-24 у него возникла мысль отправить в космос герб Южной Пальмиры — в ознаменование 65-летия Великой Победы. А, побывав в Николаеве, Скворцов-старший решил, что неплохо было бы, чтобы и герб Николаева побывал на орбите. Через летчика-космонавта Юрия Гидзенко вымпел Николаева был передан в Одессу, затем Скворцов-старший отвез его в Москву, оттуда — на Байконур, где и передал его сыну Александру.

- Саша глянул на вымпелы и даже удивился: вымпел Одессы — такой маленький, а Николаева — большой, шикарный, — с улыбкой вспоминает Скворцов-старший.

2 апреля этого года Скворцов-младший отправился к МКС на корабле «Союз ТМА-18» и пробыл на МКС 177 дней. 25 сентября вместе с экипажем он вернулся на Землю.

- Для меня было большой честью поднять в космос, вывести на орбиту частицу города — герб. 177 раз минимум (считать можно по виткам, но были моменты, когда мы над Николаевом проходили два раза в сутки) герб пролетел над городом Николаевом. Очень приятно и торжественно для меня будет вручить этот герб вам, — сказал Александр Скворцов-младший.

Наш герб, хотя и не носит следов космической пыли, имеет доказательства пребывания в космосе. На лицевой стороне вымпела есть печать Международной космической станции, а на оборотной — целых две печати: с временем прибытия на станцию (пристыковались 4 апреля) и временем убытия со станции (их лично, как командир станции, проставил Скворцов-младший). Правда, с временем убытия получилась заминка: отстыковаться от станции должны были 24 сентября (эта дата и стоит на вымпеле), но станция, как мягко выразился космонавт, не хотела отпускать экипаж, поэтому отстыковка произошла только 25 сентября. На самом деле, во время отстыковки обнаружилась одна поломка, которую за сутки ликвидировали (были проблемы с телеметрией). Кроме вымпела с печатями, космонавт привез и другие доказательства пребывания нашего вымпела в космосе — фотографии с МКС.

- Я хотел бы пожелать всем жителям города Николаева космического здоровья. А герб, на котором есть частичка нашего космоса, — поможет, — уверен Александр Скворцов-младший.

Впрочем, не только и не столько о вымпеле просили рассказать космонавта участники встречи — летчики-ветераны, школьники, студенты и журналисты. Интересовало все — от того, какие ощущения испытывает космонавт на станции и после приземления, до того, есть ли на МКС Интернет.

По словам Скворцова-младшего, возраст для космонавта не играет первостепенной важности, важнее состояние здоровья. И, конечно же, подготовка. Со времени отбора Александра в отряд космонавтов и до собственно полета прошло почти 13 лет — все это время приходилось готовить себя не только физически, но и интеллектуально. Хотя физподготовка тоже очень важна, и ее уровень космонавты поддерживают и на орбите — занимаются на тренажерах. Но после возвращения на Землю, тем более, после такого длительного срока пребывания в невесомости, в любом случае нужен длительный период реабилитации. Как только врачи «отпустили» космонавта, он сразу же приехал в ставшую родной Одессу, а потом — в Николаев.

- Тело отвыкает работать в гравитации. Говорят, сколько летал, столько надо и восстанавливаться. Теряешь много кальция. Я тоже потерял (а еще и колени перетрудил), но не так много, как, например, мой бортинженер. Так что уже хожу, бегаю по чуть-чуть, но ни в футбол любимый, ни в волейбол пока играть нельзя. Разве что в бильярд, — рассказал Александр Скворцов-младший.

Конечно, те требования, которые предъявляются к кандидатам в космонавты, более жесткие, чем требования, которые предъявляются к космическим туристам. По словам Скворцова-младшего, на Земле космических туристов мягко знакомят с центрифугой (чтобы они почувствовали невесомость), учат в туалет сходить, водички попить и... не мешать командиру. «Хорошо бы им еще и электронные ошейники — чтобы знать, куда полетел», — пошутил космонавт. Однако в его шутке была лишь доля шутки. Все-таки у космических туристов нет такой подготовки, как у профессионалов, и своим телом они владеют плоховато. Так, первый космический турист Дэннис Тито уже на МКС сильно оттолкнулся и полетел, да затормозить не успел и расшиб себе лоб о какую-то стойку. И весь полет провел в бейсболке, чуть ли не натянутой на уши, — чтобы скандала не вышло из-за травмирования туриста.

Обычный распорядок дня на МКС — подъем в 6.00 и отбой в 21.30 (время по Гринвичу). Спят космонавты на МКС в спальных мешках — это очень удобно: тело само принимает позу эмбриона, и во время такого сна ничего не «затекает», крутиться, чтобы найти удобную позу, не надо. А вот сны там Александру практически не снились. Членам экипажа надо по возможности быстро оправиться утром (привести себя в порядок после сна — обтереться полотенцем, ведь вода-то там из крана не течет), позавтракать и успеть к сеансу утренней связи с Землей. Потом до обеда — работа, после обеда — тоже работа. Командир МКС, как пошутил Александр Скворцов-младший, отвечает всего лишь за две вещи — за безопасность полета и за полноту выполненного задания. На ужин Скворцов-младший старался собирать весь экипаж за столом — пообщаться, и неважно, где, собственно, этот стол будет — в российском или американском сегменте МКС. Такие походы «в гости», по словам Александра, вносят разнообразие — как в питание, так и в саму жизнь на станции. Из необычных ощущений, связанных с едой в этом полете, вспоминает о суши и праздновании дня рождения японского императора. Хотя питание там все-таки скудноватое, хотя и вкусное, и после приземления на землю обычная еда необычайно вкусна: Александр, к примеру, очень хотел яблок, а его бортинженер — огурцов. Но если в яблоках Александра сразу же после приземления не ограничивали, то его бортинженеру дали съесть всего лишь один огурец, хотя к кораблю притащили целое ведро, — там все-таки углеводы.

Что же касается Интернета, то, как выяснилось, он есть на МКС, но только в американском сегменте. В российском Интернета нет — Роскосмос не хочет платить за доступ к ресурсам. Поэтому переписка (а Александр, кроме написания электронных писем, еще вел блог в рамках проекта «Напиши письмо космонавту») шла через американский сегмент. Но зато без проблем Александр пользовался IP-телефонией — звонил в Одессу и домой.

По словам Александра, Земля потрясающе красива — смотрел бы на нее из иллюминатора все время. А еще в свободное от работы время Александр, да и другие члены экипажа, много фотографировал. Но если фотографий Одессы у Александра много, то Николаева — нет.

- Николаев тяжеловато найти из космоса — он частенько закрыт облаками. Да и время идет быстро: только Одессу сфотографировал, а через 8 секунд — уже Николаев...

На память из нашего города Скворцовы увезут не только книги о Николаеве, памятную монету к 220-летию города и статуэтку святого Николая, но и вымпел с гербом города — тем, который не летал в космос.

Автор: Виктория Тонковид.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту