В сегодняшнем номере «Новой николаевской газеты» на страницах 3, 4 публикуется бюллетень проекта «Прозрачная работа власти — основа доверия общины», в котором размещены материалы мониторинга открытости в деятельности городской власти города Николаева.
Многие николаевцы считают, что местная власть закрыта для общественности, что её деятельность не отвечает интересам общины. Кроме того, существует мнение, что распределение городских ресурсов проводится неэффективно и с множеством злоупотреблений. Такие выводы можно сделать по результатам изучения публикаций региональных СМИ, в том числе Интернет-изданий, о реакции горожан на деятельность городской власти. На это же косвенно указывали результаты опросов жителей о различных аспектах деятельности местного самоуправления города Николаева.
Такую ситуацию можно объяснить недостаточной открытостью деятельности городской власти, непрозрачностью принятия ею решений, непредсказуемостью для горожан ее действий. Всё это, в комплексе, порождает недоверие, предвзятость и отсутствие поддержки со стороны жителей города, создаёт у них чувство отчуждения «власть сама но себе и для себя».
Можно предположить, что у некоторых представителей городской власти существует мнение о том, что их постоянная отчётность (информирование) о своей деятельности будет отнимать у них много времени, отрывать их от более важных дел по управлению городом. Кроме того, в Николаеве отсутствовала действенная система отчётности депутатов и должностных лиц органов местного самоуправления перед территориальной общиной. Освещение деятельности городской власти носило малоинформативный характер, без разъяснения принципов деятельности и мотивов принятия решений. Работа власти проходила для общественности в малопонятном, практически закрытом режиме. Прежде всего, это касалось работы коллегиальных органов — сессий горсовета, заседаний исполкома.
Необходимо было провести систематизированный сбор информации о принципах деятельности городской власти в разрезе её прозрачности и открытости, а также осуществить детальный анализ существующей ситуации. По результатам анализа — выявить и систематизировать существующие недостатки в работе городской власти относительно прозрачности и открытости её деятельности, а также подготовить соответствующие рекомендации для депутатов и должностных лиц местного самоуправления, внедрение которых позволило бы улучшить ситуацию.
Для решения этой задачи Центром социально-экономических и политических исследований и технологий «Перспектива» был разработан проект кампании общественного мониторинга «Прозрачная работа власти — основа доверия общины!». Данный проект был поддержан в рамках другого, более масштабного регионального проекта «Подготовка местных газет и негосударственных организаций к проведению мониторинга деятельности органов власти и политиков на юге Украины», который реализуется Одесской областной организацией Комитета избирателей Украины и Восточноевропейским демократическим центром (Варшава, Польша), за счёт средств, подученных от программы Польская Помощь Министерства Иностранных Дел Польши в 2010 году и Национального фонда демократии (NED, США). В рамках проекта Центра «Перспектива» был проведён мониторинг открытости и доступности информации о деятельности местного самоуправления города Николаева; изучен уровень прозрачности принятия решений; сделан анализ полученных данных и разработаны рекомендации по повышению уровня прозрачности и открытости деятельности местного самоуправления города Николаева.
Проходило постоянное информирование общественности города о существующей ситуации, о возможности её улучшении; среди горожан и представителей городской власти была распространена информация о стандартах и принципах открытости и прозрачности.
Мониторинговая часть проекта проводилась в течении августа-октября и предполагала проведение ряда мероприятий, которые позволили бы произвести систематизированный сбор информации о принципах деятельности городской власти в разрезе её прозрачности и открытости, а также осуществить детальный анализ существующей ситуации.
Прямое наблюдение волонтерами Центра «Перспектива» наличия, состояния и оформления стендов с информацией о деятельное(tm) местного самоуправления, доступа в здания и оформления помещений горсовета и депутатских приёмных специальными информационными табличками, позволило установить их наличие вообще и информативность в частности. Были изучены помещения горисполкома и четырех администраций районов города. По результатам наблюдений выяснилось, что стенды с информацией о деятельности местного самоуправления имеются в зданиях горисполкома и двух администраций районов. Однако их информативность для горожан явно недостаточна — в здании горисполкома был размещён список депутатов горсовета, с распределением их по фракциям и группам; в помещениях администраций районов — презентационная информация о городе и конкретных районах. Помещения депутатских приёмных, расположенных в зданиях администраций районов, оформлены соответствующими информационными табличками. В здании горисполкома информационные таблички с указанием названия отдела/службы, фамилиями, именами, отчествами работников размещены на всех кабинетах. Но нет поэтажных указателей. В зданиях администраций районов информационные таблички есть не на всех кабинетах, на многих отсутствуют точные названия отделов/служб, фамилии, имена, отчества работников. Поэтажный указатель есть только в одной из администраций районов.
Анализировались местные нормативно-правовые акты относительно процедур доступа к информации о деятельности местного самоуправления города Николаева, режима доступа на заседания его коллегиальных органов, порядка доступа к проектам решений и принятым решениям горсовета, исполкома, а также к распоряжениям городского головы. В частности, были изучены Регламенты городского совета и исполнительного комитета, Положение о постоянных комиссиях городского совета. В результате их изучения выяснилось, что несмотря на декларативность открытости заседаний, их проведение регламентировано таким образом, что это можно Считать полузакрытым режимом. На открытые заседания горсовета можно попасть только по предварительной записи, это касается, в том числе, и представителей СМИ. Процедура присутствия на открытых заседаниях постоянных комиссий прописана не чётко, возможность работы журналистов может быть ограничена. На заседаниях исполкома могут присутствовать только депутаты, руководители исполнительных органов горсовета и приглашенные. Участие иных лиц и представителей СМИ не предусмотрено. Во всех изученных документах нет исчерпывающего перечня причин, по которым возможно проведение закрытых заседаний.
Также были изучены публикации региональных СМИ за период с января по сентябрь 2010 года. Изучалось наличие материалов о деятельности местного самоуправления города Николаева и их направленность — в газетах: «Вечерний Николаев», «Южная правда», «Новая николаевская газета», «Николаевские
новости», «Партнер Информ», «Николаевский бизнес», «Наш город Николаев». Всего было изучено более тысячи публикаций. Большинство материалов носит новостной характер о событиях и мероприятиях, проводимых городской властью или с участием её представителей. Регулярно публикуется
информация о телефонных «горячих линиях», проводимых различными департаментами, управлениями и отделами горисполкома, графики приёма городского головы и его заместителей, депутатов городского совета в помещениях администраций районов. Нет материалов об отчётах депутатов городского совета перед избирателями. Практически нет аналитических
материалов о деятельности городской власти, о процессах принятия тех или иных решений.
Для изучения мнения региональных экспертов относительно существующего уровня открытости и прозрачности деятельности местного самоуправления города Николаева, а также для
определения возможных шагов по его повышению было проведено заседание «круглого стола». В заседании приняли участие первый заместитель городского головы; представители Управления по связям с общественностью горисполкома: региональные эксперты по вопросам развития местного самоуправления; представители научных кругов города, исследующие вопросы публичной политики; руководители местных общественных организаций. К сожалению, в работе «круглого стола» принял участие лишь один представитель от городских партийных организаций, которые представлены в городском совете. Это был представитель городской организации партии «Фронт змін». Другие парторганизации проигнорировали это мероприятие, хотя приглашения были переданы в их офисы заблаговременно. Было проведено прямое наблюдение волонтерами Центра процесса приёма граждан городским головой, его заместителями, депутатами горсовета; проведение заседаний сессий городского совета, заседаний постоянных депутатских комиссий, исполнительного комитета. По результатам наблюдений выяснилось, что графики приёма городским головой и его заместителями соблюдаются. Графики приёма депутатами городского совета соблюдаются, однако они не всегда ведут приём лично, за некоторых из них приём ведут их помощники. На заседание сессии городского совета лиц, не внесённых в список приглашенных, не пропускает охрана. На заседаниях постоянных комиссий можно присутствовать только с разрешения председателя комиссии или но её решению. На заседания исполнительного комитета без приглашения попасть невозможно, не пропускает охрана. Кроме того, в первой половине дня по пятницам, когда проходят его заседания, вход в здание горисполкома до 13.00 часов для граждан закрыт. А заседания исполнительного комитета, как правило, заканчиваются до 10.00 часов.
Как один из источников информации о деятельности городской власти изучался официальный Интернет-портал «Николаевский городской совет». Изучалось его удобство для пользователей, информативность, полнота и актуальность размещённой информации. По результатам наблюдений были сделаны выводы о том, что портал нуждается в доработке. К примеру, трудно найти все целевые программы развития, нет отчётов об их выполнении. Архив решений городского совета и исполкома не полный и неудобен в пользовании, отсутствуют распоряжения городского головы.
Ешё одним этапом сбора информации были личные неформальные интервью, проводимые но предварительно разработанному сценарию, с ведущими региональными журналистами относительно их мнения об открытости и прозрачности деятельности городской власти. Согласно полученным результатам, большинство из них внимательно следит за деятельностью городской власти. Среди основных источников
информации о её деятельности были названы Интернет-портал горсовета и официальные пресс-релизы отдела по связям со СМИ горисполкома. Некоторые называли, как источники информации, официальные комментарии представителей городского самоуправления. Большинство респондентов указали на проблемы с получением полной и актуальной информации о деятельности городской власти, не её нехватку. Эти проблемы они решают за счёт неофициальных источников информации. Практически все участники интервью считают власть недостаточно открытой для горожан, непредсказуемой и не вызывающей доверия. Однако отдельно отмечали открытость лично городского головы.
В рамках информационной кампании в партнёрском СМИ — «Новая николаевская газета», была введена рубрика «Местное самоуправление». Эта рубрика остаётся в газете на постоянной основе. Кроме того, было выпущено специальное приложение к СМИ-партнёру — бюллетень проекта «Открытость и прозрачность местного самоуправления». В рубрике освещались публичные мероприятия проекта, а во «вкладке» — информация о проекте, о его результатах, о подготовленных рекомендациях для городской власти, о принципах открытости и прозрачности.
Были проведены пресс-конференции для региональных СМИ — в начале проекта с презентацией его целей и задач, в конце — с информацией о достигнутых результатах. Для пресс-конференций готовились специальные информационные листы о проекте и пресс-релизы.
Был разработан и выпущен информационный буклет с описанием общих стандартов и принципов открытости и прозрачности. Буклет распространялся среди местных журналистов и представителей общественных организаций, работников исполнительных органов городского совета, среди депутатов нового созыва перед начатом одной из первых сессий. Большая часть тиража была распространена волонтерами Центра «Перспектива» среди жителей города на центральной улице — Советской и около здания горисполкома среди его посетителей.
Во время проведения заседания «круглого стола» среди участников (представителей НГО и городской власти, независимых экспертов) распространялись специальные информационные листы о проекте, представителям СМИ были предоставлены пресс-релизы.
По итогам кампании общественного мониторинга будет сделан презентационный выпуск аналитического отчёта. Экземпляры этого отчёта будут распространены среди представителей местных СМИ и общественных организаций. Часть тиража будет передана в публичные библиотеки города, в библиотеки вузов, расположенных в Николаеве.
Однако не всё было гладко. В ходе реализации проекта мы столкнулись с проблемой ограничения в доступе на открытые пленарные заседания сессии горсовета и на заседания исполкома. Особенно это касалось последних. Заседания исполкома проводятся в закрытом режиме. Присутствовать на них может только определённый круг лиц и те, кто специально приглашен для участия в заседании. Приглашенные лица могут находиться в зале заседаний лишь в течение того времени, пока идёт обсуждение касающегося их вопроса.
Для получения собственной оценки уровня открытости и прозрачности городской власти предполагалось провести анонимное анкетирование, по специально разработанной анкете, методом «face to face», среди депутатов горсовета и членов исполкома. Также предполагалось изучить их информированность о стандартах и принципах надлежащего самоуправления. Полевой этап исследования предполагалось провести в течении сентября-октября. К сожалению, он совпал с началом избирательной кампании в органы местного самоуправления. Многие респонденты отказывались от участия в анкетировании, а в ответах тех, кто согласился — присутствовала избирательная риторика и политические оценки. Было принято решение прекратить исследование и не применять полученные результаты при дальнейшем анализе, подготовке выводов и рекомендаций.
Проект завершается, но для внедрения принципов надлежащего самоуправления в деятельность николаевской городской власти предстоит сделать ещё немало. Конечно, многое зависит от позиции этой самой власти. Общественность, со свое стороны, готовя принять в этом участие.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |