ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Облэнерго — за честное сотрудничество
09.12.2010 / Газета: Рідне Прибужжя / № 137(3025) / Тираж: 6008

На прошлой неделе в редакции газеты «Рідне Прибужжя» прошла телефонная «Прямая линия» с коммерческим директором ОАО «Николаевоблэнерго» Николаем Гончаруком. Он дал компетентные ответы на все, без исключения, вопросы читателей и журналистов.

ОАО ЭК «Николаевоблэнерго» — большое хозяйство, насчитывающее сотни километров сетей и около полумиллиона абонентов. Несколько лет назад на предприятие пришла команда менеджеров во главе с Борисом Соркиным, которого акционеры избрали председателем правления. Николай Гончарук на нынешней должности работает с 2007 года. Именно с тех пор предприятие стало прибыльным, приступило к обновлению материальной базы и сетей.

В ожидании первого телефонного звонка мы начали с вопроса, волнующего всех без исключения: тариф на электроэнергию для бытовых потребителей не менялся уже несколько лет, несмотря на стремительную инфляцию. Когда нам ждать повышения цен?

- Это вопрос к Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики (НКРЭ). Тарифы для населения крайне убыточны, но, насколько я в курсе, в течение зимы их менять не будут. А дальше — не знаю. Ведь на тот же газ с марта цены вновь вырастут на 50%.

И вот начинают поступать звонки.

- Я из поселка Воскресенск Жовтневого района. Меня зовут Леонид Сергеевич, живу на ул. Поперечной. Давно воюю с РЭС по поводу низкого напряжения в сети. В часы пиковой нагрузки оно падает до 160 Вт, не работают холодильники, телевизоры, насосы. Звонишь диспетчеру, а там одни отговорки. Что нам делать?

- Я направлю к вам специалистов не из филиала, а напрямую из облэнерго. Мы определим причину, и, если ее можно устранить сразу, — устраним, а если нет, то я свяжусь с вами и расскажу, в какие сроки мы намерены навести порядок.

- Здравствуйте, я Овчинников Николай Ильич. Живу в «хрущевке» по ул. Б. Морской, 20. У нас в доме четыре подъезда и вот уже три месяца в них нет освещения. Оказалось, ваш инспектор опечатал общий соединительный ящик, поскольку счетчик должен пройти поверку, а ЖЭК на это не идет.

- В соответствии с «Правилами пользования электроэнергией» на нас возложена обязанность контролировать правильность работы приборов учета. Каждый счетчик должен поверяться в Госстандарте, чтобы мы могли правильно учитывать электропотребление. Подошел срок очередной поверки, мы выдали ЖЭКу соответствующее требование, а он его проигнорировал. В соответствии с «Правилами...» мы отключили электроснабжение. Для выхода из данной ситуации наша компания может установить свой прибор учета, а ЖЭКу необходимо будет оплатить стоимость поверки прибора учета и остальных работ. Если ЖЭК будет не против, мы все сделаем буквально в течение дня.

- И еще. С 2010 года за поверку и установку счетчика нашему ЖЭКу «Эрпобут» нужно заплатить вам одну тысячу гривен. Это же драконовская цена!

- Откуда вы взяли, что нужно столько платить? Если при поверке требуется средний ремонт, он стоит около 50 грн., если капитальный — примерно 200 грн. И, подчеркиваю, что это не для бытовых абонентов, а для ЖЭКа, который является собственником прибора учета. Если стоит наш прибор учета, мы все работы выполним за свой счет.

- Меня зовут Елена, проживаю в многоэтажке на пр. Ленина, 263. Вечером у нас сильно падает напряжение, лампочки горят тускло, бытовую электротехнику включать опасаемся. Особенно проблема обостряется с наступлением холодов.

- Вечером пришлем в вашу квартиру рейдовую бригаду. Пусть посмотрят, в чем дело, и если это вина ЖЭКа, будем предъявлять претензии к нему, поскольку электроустановки дома находятся на его балансе. А какой у вас ЖЭК?

- ЖЭК завода «Зоря», хотя сейчас он вроде бы перешел в коммунальную собственность. У меня есть и второй вопрос: кто отвечает за освещение улиц?

- Мэрия. Есть КП «Горсвет», отвечающее за наружное освещение улиц, а за освещение возле домов отвечает все тот же ЖЭК.

- Понятно, значит, обращусь к ним.

- По первым звонкам видим, что падение напряжения — проблема и в городе, и в селе. Отчего падает напряжение? Как правило, накладывается несколько причин. Прежде всего, большинство домов строились в 50-80-е гг., и в ДБН было заложено, что квартира должна иметь электрооборудование на 2 кВт. Из этого расчета закладывалась проводка, коммутационные аппараты. А сегодня появились мощные кондиционеры, бойлеры, электродуховые шкафы, СВЧ-печи, обогреватели. Включился термоэлемент стиральной машины — вот тебе уже 2 кВт и больше. Пик нагрузок приходится на вечер, когда люди приходят с работы и активно используют электроэнергию. Нагрузка растет, а сети на это не рассчитаны, да и физический износ их велик.

Как справиться с проблемой? Можно провести пофазную разгрузку потребителей на линии. А если она уже проведена, но эффекта не дает, тогда нужно менять проводку или даже трансформатор. А это дорогостоящая затея.

Мы заинтересованы в том, чтобы поставлять потребителям больше электроэнергии. Но для этого нужно модернизировать электрические сети домов, которые принадлежат ЖЭКам, а они от этого уклоняются: экономят средства. Нужно модернизировать подстанции, многие из которых бесхозны, но принять их на баланс нам сложно, особенно, если на это отсутствует желание местных властей. Многие сети и подстанции местные советы сами эксплуатировать не в состоянии и нам не передают.

Вдобавок, в советские времена на всем экономили, и у нас есть фидера до 3 км длиной, хотя по нормам должны быть 600 м. Их нужно срочно менять. Но беда в том, что с момента развала Союза до 2007 года наша компания практически не занималась сетями. Представьте, какое это было время, если помимо массовых неплатежей потери в сетях составляли свыше 30%. Иными словами, электроэнергия открыто разворовывалась. Только в последние годы мы получаем прибыль и реализуем инвестпрограммы. Но они очень маленькие, по 20-35 млн. грн. С такими вложениями на исправление ситуации уйдут десятилетия. Без внешней финансовой помощи здесь не обойтись. В 2000 году в 10 районах Одесской области после массовых аварий, связанных с обледенением, с помощью государства были заменены все воздушные линии. Для этого — еще при том масштабе цен! — выделили свыше 200 млн. грн. Сегодня жители этих районов не знают никаких проблем. А у нас, особенно на севере области, сети очень старые, пережившие те же обледенения. Чуть подует ветер — тут же проблемы, захлесты проводов.

Словно в подтверждение, очередной телефонный звонок. Звонит Галина Митько из Лукашовки Первомайского района.

«Постоянно сидим без света, — сетует она. — Аварийные отключения происходят практически ежедневно...»

И тут связь обрывается буквально на полуслове.

- Вот видите, — многозначительно поднимает указательный палец Николай Гончарук, — все как я сказал. К тому же, похоже, что у них и со связью проблемы.

Очередной звонок от Алексея Кондратюка — бывшего председателя сельсовета, жителя села Зеленый Яр Николаевского района.

- Нам уже много лет обещают перенести линию в 10 кВ, которая проходит прямо над жилыми дворами. Но до сих пор ничего не сделано. То на кризис ссылаются, то еще на что-то. А у нас провода в метре от конька крыши, и прямо возле деревьев. Боимся во двор выходить...

Николай Павлович Гончарук обещает разобраться и перезвонить. А потом поворачивается к журналистам: «Вот видите, что бывает, когда отвод земли, строительство домов и посадка деревьев не согласовываются с энергоснабжающей компанией!».

Пенсионер Анатолий Лозовой из Чапаевки, Березанского района также жалуется на то, что у них происходят частые отключения электроэнергии, связанные с поломками в сетях в районе Кимовки. Просит помочь раз и навсегда восстановить сети. А потом озвучивает еще одну проблему:

«У нас в селе местные «кулибины» постоянно используют электросварку. Начинаются перепады напряжения. Боимся, чтобы не пострадала бытовая техника».

- Вы, как только кто-то начнет варить, тут же звоните в наш филиал или прямо мне по тел. 49-14-63. Мы зафиксируем этот факт и отключим потребителя. Ведь сеть не рассчитана на такие нагрузки. Вот я по месту жительства своих соседей сразу предупредил: если надумаете использовать электросварку — в жизни ведь всякое бывает — заранее предупредите всех, кто запитан с вами на одной фазе, чтобы люди на время отключили электробытовые приборы. Иначе — акт и отключение.

- Я живу на ул. Молодогвардейской, дом относится к ЖЭКу ГП «Зоря» — «Машпроект», — рассказывает Валентина Карпова. — Когда строили дом, монтажники сэкономили на проводе, и у меня на двухкомнатную квартиру только одна пробка. Очень часто ее выбивает. Электрики в ЖЭКе откровенно признаются, что сделать ничего не могут. Помогите мне, ведь я добросовестно плачу за свет.

- К сожалению, помочь вам мы не можем — наш персонал такими работами не занимается. Внутренние проводки находятся на обслуживании у ЖЭКа. Если они ничего не могут сделать, попробуйте обратиться в электромонтажные фирмы, такие как «Светолюкс», «Энема». Там есть люди, специализирующиеся на таких работах.

А вот звонок из Терновки. Татьяна Литвинюк интересуется, как отличить сотрудника облэнерго от проходимцев, которые в последнее время шастают по микрорайону. Говорят, в результате их визитов происходят кражи...

- Своим работникам, которые снимают показания, мы выдаем удостоверения и специальные накидки бордового цвета с символикой компании, — просвещает Николай Гончарук. — Это два отличительных признака. К тому же, они, как правило, не ходят по двое. Съем показаний проводит один сотрудник, а при внеплановых проверках приходят сразу трое. Если у вас возникают сомнения, немедленно звоните в наш информационно-консультационный центр по тел.: 49-14-14.

Читательница задела болезненную тему. Правда речь вовсе не о квартирных кражах. Со слов Николая Павловича, существуют десятки способов хищения электроэнергии, и нередко руку к этому прикладывают нечистоплотные сотрудники облэнерго, как правило, уже бывшие, которые за хорошую мзду сами предлагают абонентам свои «услуги». Если не хотите попасть под отключение и платить штрафные санкции — в среднем около 10 тыс. грн. — не искушайте себя и не идите на ухищрения. Служба безопасности облэнерго борется с этими «горе-умельцами», недавно выявили группу из четырех человек, в числе которых — действующий сотрудник компании. Но беда в том, что наше законодательство «беззубое» и их толком не накажут. В итоге несет убытки компания, государство, а расхитители уходят от возмездия.

- Зато к самому облэнерго отношение со стороны государства очень жесткое, — продолжает коммерческий директор. — Мы не имеем права просрочить платежи перед ГП «Энергорынок», иначе будем подвергнуты жесточайшим санкциям. Есть абоненты, которые влезают в миллионные долги, но закон не дает нам права их отключать. В итоге мы платим ГП «Энергорынок» за них, а нам долги зачастую никто не погашает.

Как правильно платить за электроэнергию бытовому потребителю? Есть несколько способов. Самый распространенный — по расчетной книжке. Первого числа каждого месяца абонент должен снять показания счетчика и до 10 числа оплатить потребленную в предыдущем месяце электроэнергию. Если до 21 числа деньги на его лицевой счет не поступили, компания имеет право выдать предупреждение и ждет еще 30 дней, а затем может отключать должника. А подключение — дорогое удовольствие, в среднем 800 грн. Нередко компании пеняют, как, мол, можно отключить человека за долг в 50 грн. Но у компании 500 тыс. абонентов и если каждый не заплатит даже такую сумму, это уже 25 млн. грн. долга. Кто их погасит?!

Сейчас предприятие внедряет новую форму расчетов в сотрудничестве с «ПриватБанком». Оплатить потребление можно будет через терминал, банкомат, Интернет и даже с помощью СМС-сообщения. Банк через кассу приёмного отделения банка и базу данных облэнерго будет знать предыдущие показания счетчика абонента, все его льготы и субсидии безо всяких расчетных книжек. Ведь книжки — это дополнительные походы в филиалы облэнерго, иногда людей собирается много, могут возникнуть очереди. К чему эти лишние проблемы? Теперь сам абонент сможет выбирать: нужна ему расчетная книжка или нет.

И напоследок, ОАО ЭК «Николаевоблэнерго» проводит сразу несколько акций. Одна из них — своеобразная амнистия для граждан, расхищавших электроэнергию — объявлена с 22 ноября 2010 года по 1 января 2011 года. Если потребитель честно заявит, что использует тот или иной способ хищений электроэнергии, нарушение будет устранено, а санкции к нему применяться не будут. Возможно, кто-то даже не подозревает, что у него есть розетки или светильники, запитанные мимо приборов учета. Как не рассказать об уже известной через средства массовой информации неприятной истории, произошедшей с абонентом ОАО ЭК «Николаевоблэнерго» Мариненко Т.М. В домовладении Мариненко при проверке соблюдения правил пользования электроэнергией для населения были выявлены нарушения и составлен соответствующий акт, которым зафиксировано подключение розетки скрытой проводкой мимо прибора учета. В соответствии с утвержденной постановлением Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины Методикой определения объёмов и стоимости электроэнергии, не учитываемой вследствие нарушения Правил пользования электрической энергией потребителем, сумма убытков, нанесенных энергоснабжающей компании названным потребителем, составила 6631 грн. 39 коп. Правильность действий ОАО ЭК «Николаевоблэнерго» определена решением Центрального районного суда г. Николаева и подтверждена решением Верховного Суда Украины. Но при этом, хочу напомнить, что администрация облэнерго никогда не стояла в стороне от решения социальных проблем разных уровней и всегда являлась лидером благотворительных инициатив на всей территории своей деятельности. Поэтому и в случае с абонентом Мариненко, учитывая ее материальное положение, инвалидность членов семьи, на внеочередном собрании членов Партии регионов Украины ОАО ЭК «Николаевоблэнерго» приняли решение оплатить сумму по акту нарушения самими партийцами. Такой прием в решении вопроса не станет нормой для потребителей, но сам жест подтверждает, что наша организация всегда действует в соответствии с Законом. Если есть начисления по акту нарушения, то неоплата по нему недопустима. Поэтому, пользуясь акцией, лучше самому пригласить инспекторов для проверки электроустановки. Куда дешевле будет вовремя устранить нарушения, чем «допрыгаться» до отключения и многотысячного штрафа.

Если потребитель желает отапливаться с помощью аккумулятивного отопления (это когда ночью вода в котле нагревается за счет дешевой электроэнергии, а днем она используется для отопления дома), компания минимизирует его затраты, а именно по ценам завода-изготовителя продаст прибор учета, за символическую плату в одну гривну проведет программирование его приборов учета, внеочередную техническую проверку и за ту же сумму в одну гривну установит. В результате этого потребитель может сэкономить 2-3 тыс. грн. Но это вовсе не благотворительность. Расчет на то, что в случае роста ночного потребления удастся сгладить т.н. «ночной провал» и затраты облэнерго быстро окупятся. Аналогичные акции по приборам учета с дифференцированным тарифом проводятся для ночной подкачки водонапорных башен в населенных пунктах, а для бюджетных организаций — по ночному освещению и тому же аккумулятивному отоплению.

- Мы просим потребителей сообщать руководству компании обо всех проблемах с энергоснабжением, которые у них есть, — резюмирует коммерческий директор ОАО ЭК «Николаевоблэнерго» Николай Гончарук. — А чтобы мы имели возможность их оперативно решать, необходимо вовремя оплачивать электропотребление своих домовладений.

Автор: Станислав КОЗЛОВ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту