Проект Трудового кодекса, который должен прийти на смену действующему в Украине с 1971 года КЗоТ, вызывает не меньше споров, чем Налоговый кодекс, принятие которого привело к возникновению Майдана-2. Но самое интересное в том, что единого мнения о проекте Трудового кодекса нет у тех сил, которые всегда позиционировали себя как защитники трудового народа, — у коммунистов и Федерации профсоюзов Украины. В этом смогли убедиться региональные журналисты, принявшие участие в заседании медиа-клуба «На власний погляд», инициированном Украинским журналистским фондом 29 ноября в Киеве.
Петр Симоненко: «КЗоТ стоял на страже интересов рабочего, Трудовой кодекс защищает работодателя»
Гость медиа-клуба — народный депутат Украины, лидер КПУ Петр Симоненко — настроен негативно по отношению к Трудовому кодексу, проект которого уже подготовлен ко второму чтению в парламенте. «Фракция коммунистов в парламенте голосовать за такой Трудовой кодекс не будет», — заявил журналистам Петр Симоненко.
По мнению П.Симоненко, ныне действующий в Украине КЗоТ — пожалуй, единственное достижение социализма, которое удалось защитить от посягательств украинских олигархов. Советский Кодекс законов о труде гарантировал всем наемным работникам социальную защиту и был признан Международной организацией труда одним из лучших в мире. Хотя лидер КПУ и признает, что трудовое законодательство Украины надо модернизировать (общественно-экономическая формация значительно изменилась), но тот проект Трудового кодекса, который во втором чтении будет рассматривать Верховная Рада, — совсем не та модернизация, которую могут поддержать коммунисты.
- Что предлагает Трудовой кодекс? Не 8-часовый рабочий день, а 12-часовый, не 40-часовую рабочую неделю, а 48-часовую. Принятием Трудового кодекса представители бизнеса увеличат свои сверхприбыли за счет ужесточения эксплуатации, урезав при этом права трудящихся, всех наемных работников — от разнорабочего до менеджеров среднего и высшего звена, — говорит Петр Симоненко.
Острую критику Петра Симоненко вызвало одно из положений проекта Трудового кодекса о том, что на предприятиях малого бизнеса с персоналом до 20 человек увольнять работника можно, предупредив его об увольнении всего за две недели, тогда как по действующему КЗоТ предупреждать работника об увольнении необходимо за два месяца.
Также возмущение Петра Симоненко вызывает и расплывчатость формулировок в проекте Трудового кодекса. По его словам, у работодателя появится возможность продлить рабочее время больше 12 часов в день, если, например, работник ожидает задание или материалы. По мнению народного депутата, фактически речь идет о том, что за простой или бездеятельность по вине работодателя расплачиваться придется наемному работнику.
Ничего хорошего, считает Петр Симоненко, не несет проект Трудового кодекса и украинским женщинам. Если КЗоТ запрещает использовать женский труд в ночное время, то в проекте Трудового кодекса такой запрещающей нормы нет. А это позволяет предположить, что работодатель сможет заставить своих работниц работать и ночью.
Журналисты спросили у народного депутата, как же так получилось, что точка зрения коммунистов расходится с точкой зрения Федерации профсоюзов Украины? На это Петр Симоненко ответил так: «Когда украинские профсоюзы проводили такие акции, как в Европе? Нет ответа на этот вопрос».
Федерация профсоюзов Украины: «Трудовой кодекс вобрал в себя практически весь позитив КЗоТ»
Свою позицию относительно проекта Трудового кодекса региональным журналистам представляли заместитель главы ФПСУ Григорий Осовой и руководитель юридического департамента ФПСУ Вера Орлова. По их мнению, проект Трудового кодекса вобрал в себя все позитивное, что было в КЗоТ, но при этом он, образно говоря, идет в ногу со временем.
По словам В.Орловой, Трудовой кодекс обогащен рядом норм, которые усиливают защиту наемного работника. Так, в проекте Трудового кодекса (который на самом деле представляет собой свод законов о труде) предусмотрен запрет дискриминации в сфере труда, в том числе по существующим ныне признакам — возрасту, состоянию здоровья, инвалидности, подозрению или наличию заболевания ВИЧ/СПИД, семейных обязанностей (наличие маленьких детей — прим.авт.), участию в забастовке или намерению обращаться в суд или другие органы в связи с защитой своих прав.
Кроме того, в случае отказа работодателя предоставить работу наемному работнику в соответствии с заключенным трудовым договором работник имеет право на признание трудовых отношений такими, которые возникли с дня заключения трудового договора, а значит, работник должен с этого дня получать зарплату. По мнению В.Орловой, эта норма — хорошее противодействие распространенной практике «испытательных сроков», когда наемный работник работает, однако зарплату не получает, а потом через несколько месяцев может быть уволен без всякой оплаты.
Также в проекте Трудового кодекса есть норма, которая запрещает увольнять наемного работника в то время, когда он находится в командировке (добавим, что в действующем КзоТ этот момент никак не учтен). Также нельзя увольнять работника в связи с достижением им пенсионного возраста.
Теперь о выплатах. В проекте Трудового кодекса увеличен размер гарантированной повышенной оплаты работы в ночное время с 20% до 30% тарифной ставки (оклада) за каждый час (это важно, считает В.Орлова, например, для медперсонала, среди которого большинство женщин), на 20% повышается тарифная ставка (оклад) оплаты труда при делении рабочего дня на части. Также повышена плата сверхурочных работ (в тройном размере), если их продолжительность превышает 120 часов в год. А в случае нарушения установленных сроков выплаты заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат, работодатель обязан заплатить работнику пеню в размере двойной ставки НБУ за каждый день просрочки (на сегодняшний момент в КзоТ есть только норма, по которой остаток невыплаченной вовремя зарплаты подлежит индексированию на уровень инфляции).
Много внимания Вера Орлова уделила объяснению часто звучащих от оппонентов проекта Трудового кодекса обвинений в том, что народ теперь будет работать 12 часов в день и 48 часов в неделю.
По ее словам, в ныне действующем КзоТ нет такого понятия, как «нормальная продолжительность рабочего дня», что, в принципе, позволяет устанавливать продолжительность ежедневной работы (смены) и 12, и 15, и 18 часов (в КзоТ прописаны только ограничения для водителей). Именно поэтому в проекте Трудового кодекса появляется норма, которая призвана обуздать аппетиты работодателей в части продолжительности рабочего дня, — не более 12 часов. Однако это не означает, что наемный работник должен будет работать по 12 часов в день 5 дней в неделю, потому что норма продолжительности рабочего времени в неделю, как в ныне действующем КзоТ, так и в проекте Трудового кодекса, осталась неизменной — 40 часов в неделю.
Да, в проекте Трудового кодекса допускается установление большей продолжительности рабочей недели — например, при вахтовом методе организации работ. Однако при суммированном учете рабочего времени за месяц должна сохраняться норма рабочего времени — 40 часов в неделю. Как, например, работают в больницах медицинские работники — они дежурят сутки, а потом двое суток отдыхают. За неделю у них «набегает» в среднем 48 часов, однако при подведении итогов за месяц получается, что работали они в среднем 40 часов в неделю. Это не ухудшает положение работников, занятых на работах с суммированным учетом рабочего времени, подчеркивает В.Орлова, а наоборот «страхует» их от чрезмерной и не контролированной интенсификации труда.
Впрочем, при всей положительной оценке проекта Трудового кодекса у Федерации профсоюзов есть точки соприкосновения с позицией лидера КПУ Петра Симоненко. Речь идет о правилах увольнения работников, занятых в малом и среднем бизнесе. Заместитель главы ФПСУ Григорий Осовой считает неприемлемым норму, по которой наемного работника, занятого на малом предприятии с количеством работающих менее 20 человек, можно предупреждать об увольнении за 2 недели. Есть единый социальный статус — «наемный работник», а значит, и права и гарантии социальной защиты должны быть одинаковы для всех наемных работников, вне зависимости от того, работают они на большом предприятии любой формы собственности или же на маленьком. То есть предупреждать об увольнении наемного работника должны не менее, чем за 2 месяца. И за эту норму ФПСУ намеревается бороться.
Закон — как дышло?
Ощутить на себе прелести закона можно только тогда, когда начнешь по нему работать. В данном случае дать оценку проекту Трудового кодекса довольно сложно. Мы не можем опереться на свой личный опыт просто потому, что в силу специфики нашей работы такого понятия, как «нормальная продолжительность рабочего дня» или «нормальная продолжительность рабочей недели», для журналиста не существует: мы можем работать и по 12 часов в день, по выходным и праздничным дням. Если надо.
Но настораживает другое. Если некоторые положения Трудового кодекса так по-разному прочитали люди, которые «специализируются» на защите интересов трудящихся, то это означает, что он не столь однозначно написан и ничем не отличается от других законов, к которым применима общая народная характеристика — «как дышло». А это значит, что работодатель тоже может его прочитать так, как ему будет выгодно.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |