Общественность покупает свои мнения так же, как покупают мясо или молоко, потому что это дешевле, чем держать собственную корову. Только покупное молоко состоит в основном из воды.
Самюэл Батлер, английский писатель.
Поутихли страсти, раздутые средствами массовой информации в связи с перегрузкой отходов гексахлорбензола через николаевские порты. Пришла пора спокойно осмыслить то, что происходило, как происходило, в чьих интересах и с какой целью.
Есть в Ивано-Франковской области город Калуш. Рядом с городом расположены несколько крупных промышленных предприятий, которые в советские времена определяли экономическую мощь Украинской ССР. Теперь большинство из них не работает. Но последствия от их деятельности остались. Под городом образовались огромные пустоты из-за выработанных шахт, в которых добывали калийные соли, необходимые для производства калийных удобрений. Сейчас в эти пустоты проваливаются дома и даже целые улицы.
Но это не все беды. На окраине Калуша в лесу находится один из крупнейших в мире могильников токсичных отходов. Там захоронены почти 12 тысяч тонн ядовитого вещества — гексахлорбензола. Это побочный продукт производства хладонов, которые вырабатывала УССР для развития холодильной промышленности. Захоронение гексахлорбензола началось в 60-х годах прошлого века и происходило без соблюдения элементарных мер безопасности. Бочки с этим веществом закапывали в землю на глубину 2 метра, покрывали полиэтиленовой пленкой и присыпали землей.
Со временем бочки проржавели, и яд стал выделяться в окружающую среду. Место захоронения посетила совместная комиссия ООН и ЕС, которая пришла к выводу, что если срочно не принять меры, гексахлорбензол просочится в водоносные горизонты реки Лимница, далее в Днестр, Днестровский лиман и Черное море.
Территория Калуша была объявлена зоной чрезвычайной ситуации, и правительство впервые за годы независимости Украины выделило (это в условиях сильнейшей нехватки бюджетных средств!) более 500 млн. грн. на ликвидацию полигона.
Ликвидацией занялось Государственное предприятие «Национальный центр обращения с опасными отходами» при Министерстве охраны окружающей природной среды.
Специалисты предприятия при помощи экскаваторов сняли верхний слой грунта, затем рабочие в противогазах и защитных костюмах лопатами выгребли гексахлорбензол из прогнивших бочек и засыпали его в новую тару, имеющую международную сертификацию, так называемые «биг-бэки». Эти «биг-бэки» были помещены в железнодорожные вагоны и направлены в Николаевский морской торговый порт, где сразу, с колес, менее, чем за сутки, загружены в специальное судно и вывезены в Великобританию на специализированное предприятие компании Tradebe, где при температуре 1200 градусов были сожжены. Зола, оставшаяся после сжигания, захоронена на специальном полигоне рядом с заводом.
А теперь давайте поговорим о реакции некоторых общественных организаций, политиков, средств массовой информации на то, что происходило.
Как только стало известно о том, что гексахлорбензол будут перегружать в Николаеве, некоторые общественники организовали пикетирование облгосадминистрации, а никому не известные партии выстроились возле областного управления охраны окружающей среды. Самое удивительное, что в акциях протеста приняли участие члены общественного совета при областном управлении охраны окружающей среды.
Сделано это было только с одной целью: попугать обывателя несуществующими страшилками и напомнить о себе: вот, мол, власть о народе не думает, но есть люди, которые денно и нощно пекутся об интересах николаевцев. И тут я хочу снова обратиться к эпиграфу, который вынес в начало статьи. Подумать, изучить факты, проанализировать ситуацию, сделать собственные выводы, сформировать свое собственное мнение всегда сложнее, чем прочитать пугающие статейки в желтой прессе о глупых выходках экстремистов и сильно испугаться.
Но если и дальше мы будем идти на поводу у популистов, манипулирующих общественным мнением, то ничего в нашей стране не изменим.
Любой мало-мальски грамотный человек понимает, что мы ядовитые отходы не завозим, а вывозим из Украины, тем самым улучшая ее экологию, а не ухудшая! Вывозим не куда-нибудь, а в Великобританию — страну с многолетними экологическими традициями. В Великобритании никаких манифестаций, протестов по поводу завоза отходов из Украины нет! Потому, что британские экологические организации понимают важность утилизации ядовитых отходов. Понимают, что если этого не делать, то яды распространятся через Черное море, Средиземное море по всему миру и плохо будет всем. Не понимают этого только наши «горе-общественники» и желтые сайты, для которых заработать 5 копеек на «жареных» фактах важнее, чем предотвратить новую экологическую катастрофу.
Я участвовал в работе оперативного штаба по вывозу гексахлорбензола, присутствовал в порту от начала до конца перегрузки. Могу с полной уверенностью сказать, что все было организовано настолько серьезно и четко, что никаких непредвиденных ситуаций не могло быть.
Поверьте, работа штаба была напряженной. И, наверное, те, кто принял ответственность на себя, вправе были рассчитывать на поддержку экологической общественности, которая, понимая важность того, что делает государство, должна была помочь ему в вывозе отходов. Помочь разъяснить людям необходимость утилизации, целесообразность действий государственных органов.
А что вместо этого? А вместо этого — глупые «страшилки», сообщения о том, что, дескать, «пары гексахлорбензола достигнут улицы Советской», что при отравлении гексахлорбензолом надо вызвать рвотную реакцию и т.п. В Великобритании в подобной ситуации экологи поблагодарили бы власть и присудили бы ей какую-нибудь экологическую награду. Но это в Великобритании...
Кстати, интересный штрих. Когда мы начали англичанам объяснять, что у нас есть общественные организации, которые будут против перегрузки гексахлорбензола, они долго не могли понять, о чем идет речь. Переводчик старался и так и эдак. Наконец, англичане заулыбались, закивали головой. Нам перевели: английские партнеры понимают, что, узнав о вывозе гексахлорбензола, николаевские общественники возьмут лопаты и кинутся к воротам порта, чтобы помогать докерам. Но поскольку у них нет соответствующей подготовки, то их допускать к этой работе нельзя. И это может стать причиной конфликта. Да, иногда нас очень трудно понять.
Не могу не сказать о позиции народного депутата Р.Е. Забзалюка. Выступая в программе «Добрый вечер», он сказал о том, что мол, молодцы одесситы, не пустили гексахлорбензол в город, а «плохие» николаевские власти согласились. Если бы Р.Е. Забзалюк лучше изучил вопрос, он бы знал, что через Одессу никто и не собирался вывозить отходы. Порт выбирали исходя из оснащенности причальной стенки, осадки судна, метеорологических факторов. А в Одессе этот вопрос перед выборами поднял бывший глава Партии зеленых В.Н. Кононов, который баллотировался в Одесский горсовет. После выборов он мне признался, что надо же было на чем-то строить предвыборную кампанию, хотя он и понимал, что это популизм чистой воды. Кстати, в Одессе «зеленые» 3-процентный барьер не преодолели, а в Николаеве «зеленые» прошли.
Но поскольку Р.Е. Забзалюк носит высокое звание народного депутата Украины, то хотелось бы у него спросить: а что будет с Украиной, если завтра «молодцами» в его понимании окажутся не только одесситы, но и николаевцы, и крымчане, и не дадут вывозить гексахлорбензол в Великобританию. А послезавтра «молодцами» окажутся ивано-франковцы и не дадут вывозить непригодные пестициды из Крыма, Николаева и Херсона в Польшу, где они утилизируются? Что тогда будет со страной, которую Р.Е. Забзалюк так любит?
Кстати, об «экологических пристрастиях» Р.Е. Забзалюка можно говорить долго. Чего стоит одно только решение его ставленика — бывшего начальника областного управления экологии, члена БЮТ о даче разрешения на выбросы в атмосферу до 2014 года ООО «Экотранс», который теперь на законных основаниях травит жителей Намыва и Лесков.
Такая вот любовь к народу и стране. Все говорят, что любят Украину. Просто одни только говорят, а другие что-то делают для страны. Давайте не словом, а делом доказывать свою преданность, а время все расставит по своим местам.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |