ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Новый труд ученого и писателя
09.12.2010 / Газета: Южная правда / № 136(22726) / Тираж: 24600

В работе ученого много особенностей. Одна из них — потребность в обобщении и анализе фактов и событий. Это особенно важно, когда необходимо рассмотреть исторический путь развития какой-нибудь области знания или техники, выявить основные тенденции их совершенствования, показать направления, по которым шло создание новой техники. И вот что интересно. Ценность такого исследования не только историческая, но и практическая. Часто идеи, особенно в технике, неоднократно возвращаются в реальную практику на новом современном уровне.

Большой удачей бывает такая ситуация, когда ученый, предпринимающий такое обобщение, владеет писательским даром. Тогда читатель получает не только познавательное творение, но и увлекательное литературное произведение.

Все сказанное в полной мере относится к новой книге профессора Юрия Семеновича Крючкова «Подводные лодки и их создатели. 1900 — 2000 гг. Драмы людей, кораблей и идей», вышедшей к 90-летней годовщине Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова (Николаевского кораблестроительного университета) в николаевских издательствах Е. С. Тарубары и «Наваль».

Нет особой нужды представлять Ю. С. Крючкова, он — почетный горожанин Николаева, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель культуры Украины, широко известный автор исторических произведений о Николаеве и отечественном кораблестроении. После окончания НКИ он начал свой трудовой путь на Черноморском судостроительном заводе на поточном строительстве серии первой массовой послевоенной дизель-электрической подводной лодки. С 1958 по 1959 год завод выпускал по 25 подводных лодок в год. Затем Ю. С. Крючков много лет занимался научными исследованиями, связанными с подводными лодками, в ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова в Ленинграде. Значительную часть своей жизни Юрий Семенович посвятил подводному кораблестроению, а любовь и интерес к нему сохранил на всю жизнь. В данном случае автор книги по-настоящему знает, что рассказывает читателю, а это немалого стоит.

Юрий Семенович начинает свою книгу с утверждения: «Подводные лодки — это средоточие высших достижений человеческого разума, концентрация самых наукоемких технических средств и тонких технологий». И на протяжении всей 500-страничной книги эта мысль получает яркое подтверждение. Практически все интересные проекты мирового подводного флота нашли свое отражение в монографии Крючкова. Особое, однако, внимание уделено отечественному подводному судостроению. Но книга не зря имеет подзаголовок «Драмы людей, кораблей и идей». Описания исторических событий и процессов решения технических задач полны неподдельного напряжения, а о судьбах людей-творцов новой подводной техники по-настоящему читать увлекательно.

Вот одна из таких историй. Речь идет о приоритете в создании атомной подводной лодки. Известно, что первой такой лодкой стал американский «Наутилус» в 1955 году. Тогда американская пресса окрестила «отцом атомных подводных лодок» адмирала Х. Риковера. Между тем два американских ученых Р. Ганн и Ф. Абельсон еще в 1939 — 1946 годах выполнили основополагающие работы в этом направлении. Р. Ганн и Ф. Абельсон объявили, что адмирал Х. Риковер незаконно присвоил их приоритет. В перипетиях этого дела разбиралась специальная комиссия Конгресса США. Вот вердикт Конгресса: «Пионерские работы Ганна и Абельсона привели к практическому созданию АПЛ «Наутилус». Адмирал Х. Риковер, опираясь на доклады Ганна и Ф. Абельсона, добился практического осуществления первой атомной подводной лодки. Конгресс сообщает американскому народу о приоритете Абельсона и Ганна».

В то же время в нашей стране велось создание первой отечественной АПЛ «Ленинский комсомол» (1959 г.). Здесь выдающуюся роль сыграли академики АН СССР И. В. Курчатов и А. П. Александров, главный конструктор лодки В. Н. Перегудов, директор Северного машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) Е. П. Егоров — человек, который всегда носил значок выпускника НКИ на груди рядом с лауреатскими медалями и другими знаками многочисленных правительственных наград. Но рассказ о создании атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» — это уже другая история.

Еще несколько слов о книге Ю. С. Крючкова. Принципиальная особенность этой книги — высокая информативность, основой которой послужили материалы (многие из которых уникальны), собираемые Юрием Семеновичем в течение многих десятилетий. Автору удалось сочетать увлекательность изложения текста с детальной насыщенностью его рисунками и схемами. Можно сказать, что возможны два варианта чтения книги: быстрое с просмотром иллюстраций и тщательное с изучением деталей (для этого все их обозначения даются в подрисуночных подписях, а текст свободен от цифровых ссылок). Эти два способа чтения не исключают друг друга. Можно сначала прочитать свободно текст, а изучить при необходимости схемы отдельно.

В книге читатель найдет сведения не только о создателях конструкций подводных кораблей, но и конструкций атомных и дизельных двигателей, ракет, торпед и других важных для лодок устройств, оборудования и приборов, вооружения. Автор рассказывает также о судьбах ученых, конструкторов и инженеров-строителей не только отечественных, но и зарубежных.

По-настоящему хорошая книга, по-настоящему ценный подарок к 90-летней годовщине главного высшего учебного заведения города — НКИ-НУК, которую так торжественно отметила общественность этой осенью.

Профессор, д.т.н., лауреат Государственной премии СССР Б. А. Бугаенко, доцент, к.т.н., заслуженный изобретатель Украины А. Ф. Галь.

Автор: Б. Бугаенко, А. Галь


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту