![]() |
|
В работе ученого много особенностей. Одна из них — потребность в обобщении и анализе фактов и событий. Это особенно важно, когда необходимо рассмотреть исторический путь развития какой-нибудь области знания или техники, выявить основные тенденции их совершенствования, показать направления, по которым шло создание новой техники. И вот что интересно. Ценность такого исследования не только историческая, но и практическая. Часто идеи, особенно в технике, неоднократно возвращаются в реальную практику на новом современном уровне.
Большой удачей бывает такая ситуация, когда ученый, предпринимающий такое обобщение, владеет писательским даром. Тогда читатель получает не только познавательное творение, но и увлекательное литературное произведение.
Все сказанное в полной мере относится к новой книге профессора Юрия Семеновича Крючкова «Подводные лодки и их создатели. 1900 — 2000 гг. Драмы людей, кораблей и идей», вышедшей к 90-летней годовщине Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова (Николаевского кораблестроительного университета) в николаевских издательствах Е. С. Тарубары и «Наваль».
Нет особой нужды представлять Ю. С. Крючкова, он — почетный горожанин Николаева, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель культуры Украины, широко известный автор исторических произведений о Николаеве и отечественном кораблестроении. После окончания НКИ он начал свой трудовой путь на Черноморском судостроительном заводе на поточном строительстве серии первой массовой послевоенной дизель-электрической подводной лодки. С 1958 по 1959 год завод выпускал по 25 подводных лодок в год. Затем Ю. С. Крючков много лет занимался научными исследованиями, связанными с подводными лодками, в ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова в Ленинграде. Значительную часть своей жизни Юрий Семенович посвятил подводному кораблестроению, а любовь и интерес к нему сохранил на всю жизнь. В данном случае автор книги по-настоящему знает, что рассказывает читателю, а это немалого стоит.
Юрий Семенович начинает свою книгу с утверждения: «Подводные лодки — это средоточие высших достижений человеческого разума, концентрация самых наукоемких технических средств и тонких технологий». И на протяжении всей 500-страничной книги эта мысль получает яркое подтверждение. Практически все интересные проекты мирового подводного флота нашли свое отражение в монографии Крючкова. Особое, однако, внимание уделено отечественному подводному судостроению. Но книга не зря имеет подзаголовок «Драмы людей, кораблей и идей». Описания исторических событий и процессов решения технических задач полны неподдельного напряжения, а о судьбах людей-творцов новой подводной техники по-настоящему читать увлекательно.
Вот одна из таких историй. Речь идет о приоритете в создании атомной подводной лодки. Известно, что первой такой лодкой стал американский «Наутилус» в 1955 году. Тогда американская пресса окрестила «отцом атомных подводных лодок» адмирала Х. Риковера. Между тем два американских ученых Р. Ганн и Ф. Абельсон еще в 1939 — 1946 годах выполнили основополагающие работы в этом направлении. Р. Ганн и Ф. Абельсон объявили, что адмирал Х. Риковер незаконно присвоил их приоритет. В перипетиях этого дела разбиралась специальная комиссия Конгресса США. Вот вердикт Конгресса: «Пионерские работы Ганна и Абельсона привели к практическому созданию АПЛ «Наутилус». Адмирал Х. Риковер, опираясь на доклады Ганна и Ф. Абельсона, добился практического осуществления первой атомной подводной лодки. Конгресс сообщает американскому народу о приоритете Абельсона и Ганна».
В то же время в нашей стране велось создание первой отечественной АПЛ «Ленинский комсомол» (1959 г.). Здесь выдающуюся роль сыграли академики АН СССР И. В. Курчатов и А. П. Александров, главный конструктор лодки В. Н. Перегудов, директор Северного машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) Е. П. Егоров — человек, который всегда носил значок выпускника НКИ на груди рядом с лауреатскими медалями и другими знаками многочисленных правительственных наград. Но рассказ о создании атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» — это уже другая история.
Еще несколько слов о книге Ю. С. Крючкова. Принципиальная особенность этой книги — высокая информативность, основой которой послужили материалы (многие из которых уникальны), собираемые Юрием Семеновичем в течение многих десятилетий. Автору удалось сочетать увлекательность изложения текста с детальной насыщенностью его рисунками и схемами. Можно сказать, что возможны два варианта чтения книги: быстрое с просмотром иллюстраций и тщательное с изучением деталей (для этого все их обозначения даются в подрисуночных подписях, а текст свободен от цифровых ссылок). Эти два способа чтения не исключают друг друга. Можно сначала прочитать свободно текст, а изучить при необходимости схемы отдельно.
В книге читатель найдет сведения не только о создателях конструкций подводных кораблей, но и конструкций атомных и дизельных двигателей, ракет, торпед и других важных для лодок устройств, оборудования и приборов, вооружения. Автор рассказывает также о судьбах ученых, конструкторов и инженеров-строителей не только отечественных, но и зарубежных.
По-настоящему хорошая книга, по-настоящему ценный подарок к 90-летней годовщине главного высшего учебного заведения города — НКИ-НУК, которую так торжественно отметила общественность этой осенью.
Профессор, д.т.н., лауреат Государственной премии СССР Б. А. Бугаенко, доцент, к.т.н., заслуженный изобретатель Украины А. Ф. Галь.
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |