На вопросы читателей «НБ» ответил начальник областного управления по защите прав потребителей Валерий Дашевский
Безопасно ли совершать покупки через интернет? Как добиться от продавца исполнения гарантийных обязательств? Из чего сегодня делают колбасу? Это далеко не полный перечень тем, которые были подняты в ходе прямой линии. Но все же наибольшее количество звонков касалось качества жилищно-коммунальных услуг. Эта тема более всего интересовала наших читателей.
Когда в квартире холодно
- Добрый день! У меня вопрос по отоплению. Я инвалид 2-й группы, у нас ванна не отапливается, это 3 квадратных метра, а плачу за всю квартиру. Можно ли ее исключить?
- А у вас есть прибор обогрева в ванной?
- Нет. Я этот вопрос задавала в теплоэнерго, с меня потребовали принести справку о составе семьи. А потом сказали, что перерасчет мне не положен.
- Скажите ваш адрес. Я пришлю специалиста, чтобы он на месте изучил ситуацию, после чего можно рассмотреть вопрос по сути. Я думаю, ванную комнату мы исключим.
- Здравствуйте! У нас в доме по пр. Ленина, 171 в 2004 году продали подвал под игровые автоматы. С тех пор у меня в квартире зимой выше 16 градусов температура не поднималась. Было и 12 градусов, я болела бронхитом. Что делать?
- У вас это как-то документально зафиксировано? Составляли ли вы акты о некачественно оказанной услуге?
- Какие акты?
- Если вы обратились в теплоснабжающую организацию, и в течение двух дней к вам никто не пришел, то вы имеете право в присутствии двух соседей составить акт об оказании услуг не в полном объеме.
- Да, такие акты мы составили. Я обращалась с заявлениями и в ЖЭК, и в горисполком, и в ТЭЦ. Я отказалась оплачивать услуги ТЭЦ, пока не будет тепла в квартире. Они подали в суд и требуют уплатить, а в будущий понедельник истекает срок подачи апелляционной жалобы.
- Тогда не откладывайте и в понедельник прямо с утра приходите к нам на Шевченко, 58. Возьмите решения суда первой инстанции и всю переписку с ЖЭКом, горисполкомом. С юристом мы подготовим апелляционную жалобу и постараемся защитить ваши права в суде.
- Мне непонятно, как ЖЭКи распоряжаются деньгами. Они берут с нас деньги за ремонт труб, подъездов. А ничего не делается. Куда нам обратиться?
- Есть структура тарифа, где видны услуга, которые должны оказываться. Если услуга не оказывается, то фиксируйте это всем подъездом, домом. Потом пишите письмо, прикладывай-
те акт и направляйте его в ЖЭК, в департамент ЖКХ, жилкоминспекцию, к нам, а потом, возможно, и в суд.
- С нового года мы будем оплачивать вывоз мусора отдельно, а не в общей квартплате. Как это отразится на качестве услуги?
- Это позитивный шаг. ЖЭК, будучи в данных правоотношениях посредником, вбирал в себя плату за вывоз мусора, а рассчитывался с возчиком мусора по остаточному принципу. То же и по лифтам было. Образовывалась задолженность, что сказывалось на качестве услуг. Всегда лучше, когда два субъекта заключают договор друг-с другом, а не через посредника.
- Супермаркеты приторговывают просроченными продуктами. Вы контролируете работу супермаркетов?
- Мы ежемесячно проверяем около 100 субъектов хозяйствования, в том числе Два-три супермаркета. Об объективности проверок, к сожалению, говорить не приходится. По закону за 10 дней мы должны предупредить предприятие о проверке, а это большой срок для устранения любых недостатков. У нас был случай: на одном предприятии перепутали, полагая, что мы должны проверить совсем другое подразделение, и по ошибке свезли туда весь просроченный товар. Когда мы начали делать проверку, то просто ахнули. А вообще супермаркеты лидируют по объемам забракованных и снятых с реализации товаров.
Стулья — утром, гарантия — вечером
- Приобрела газовую колонку фирмы «Аква-Х» на рынке в Корабельном районе. После покупки обнаружилось, что гарантия на изделия будет только при условии, если установку проведет
сервисный центр, который находится в Одессе. Оплата поездки и расходов специалиста за счет покупателя. Это правомерно?
- Конечно же, нужно было обратить внимание на эти условия при совершении покупки. Я всегда советую всем, кто покупает сложную бытовую технику: установку изделия должна делать организация, которая имеет аккредитацию данного продавца на территории области. У нас был случай: женщина по интернету купила кондиционер за 4 тысячи гривен — сын посоветовал. Устанавливать технику взялся представитель другой фирмы. В процессе монтажа лопнула трубка, и весь фреон ушел. Что делать? Благо, нашли, кто привез товар, предложили ремонт, но покупатель требовал деньги назад. Но закон говорит, что первичен только ремонт. Раньше потребитель мог расторгнуть договор купли-продажи, либо потребовать замены на аналогичный. Сейчас по законодательству вам. положен только бесплатный гарантийный ремонт. Если вам в течение 14 дней его не сделали, то лишь тогда у вас появляется право на расторжение договора купли-продажи. Поэтому когда покупаете, обращайте внимание на информацию о гарантии.
Интернет — рискованный посредник
- Как вы относитесь к покупкам через интернет?
- Крайне отрицательно. Во-первых, в большинстве своем идет недобросовестная реклама. К примеру, декларируют: покупаешь миксер, если не понравился, то в течение 14 дней можешь его вернуть. Но забывают при этом упомянуть, что он не должен быть в употреблении. Потом, документ (чек, гарантийный талон) часто отсутствует, а если и предоставляется, то с большими нарушениями. Не указаны дата реализации, субъект хозяйствования, адрес указывается зачастую фиктивный. Когда начинаются проблемы с товаром, начинаются поиски продавца.
- На что в первую очередь нужно обратить внимание при покупке через интернет?
- Во-первых, * потребовать документ, подтверждающий покупку: это может быть кассовый, товарный чек, на крайний случай, даже расписка, где будут указаны продавец, дата и сам товар. Второе — ознакомиться с гарантийными обязательствами. Третье — получить всю необходимую информацию о производителе. Сегодня, по закону, выдача чека — не обязанность продавца, а право потребителя. Если не потребуешь, то его могут и не выдать.
Как разобраться в колбасных обрезках
- Скоро Новый год. Что вы можете сказать о качестве продуктов и спиртного?
- Что касается алкогольных напитков, то приобретать их нужно только в стационарной торговой сети и только тех брендов, которые себя зарекомендовали. Последние два года бракуем в основном продукцию по причине нарушения сроков реализации, либо из-за несоблюдения технологии производства. Такого количества фальсификата, как это было три-четыре года назад (была «паленая» и донецкая, и одесская водка), уже нет. Бракуем 17-20% спиртного, а раньше доходило и до 45%.
А вот про колбасные и рыбные изделия такого сказать нельзя. Колбасу, которую мы едим, и колбасой подчас назвать сложно. Сегодня производитель явно «перебарщивает» с пищевыми добавками и соей, заменяя главный ингредиент -мясо. Законодатель предусмотрел большую свободу производителю, который может сам разрабатывать и утверждать технические условия. Раньше ведь был единый ГОСТ для колбасных изделий. Рецептура тоже коммерческая тайна. А лабораторий, которые могли бы выявить количество консервантов, красителей, ароматизаторов и прочих добавок, есть не во всех областях. Аналогична ситуация и по исследованиям товаров, содержащих ГМО. Так что при покупке колбасных изделий, да и остальных продуктов, внимательно изучайте, из чего они сделаны.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |