ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Триумф лицедея
16.12.2010 / Газета: Рідне Прибужжя / № 140(3028) / Тираж: 6008

Уже зима, а еще совсем недавно в погожие ноябрьские вечера он садился на скамеечку, что недалеко от его подъезда, и смотрел вдаль. Очень емкое это слово. Даль — это и сравнительно близкий окоем с гладью Южного Буга и Варваровского моста над ним. Это и фамилия известного автора толкового словаря русского языка, который почти ежедневно листает или вспоминает Николай Алексеевич. Даль — это его почти девяностолетнее былое, в котором он и сейчас переживает жизненные события, эпизоды. Некоторые радуют, некоторые накатываются волнами тихой щемящей грусти. Совсем недавно ушла из жизни незабвенная Белла Ахмадулина, но навечно остались нам ее стихи, ее восхитительные строчки: «Отвори мне калитку в былое и былым мое время продли».

Былое Н.А. Троянова, драматурга, заслуженного артиста Грузии, почетного гражданина нашего города, фронтовика и автора многих пьес, рассказов и стихов, поныне руководителя Народного драматического театра в Доме культуры строителей, начиналось в малоприметной деревне Косицкое в России, в Новгородской области.

Каждое слово, если оно глубоко национальное, народное, имеет свою историю, глубокие этимологические корни. Косицкое знаменито лесами и заливными лугами, пропахшими в пору сенокоса ароматами клевера, хлеба, парного молока и еще чего-то неуловимого значимого. В одном из своих стихотворений Николай Алексеевич очень тонко отразил эти признаки, вспомнив и острую косу отцовскую в своих руках, и мудрость материнских слов, и глубокий по значимости жизненный вывод: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». С раннего детства, благодаря родителям, он был окружен книгами. Но в 19-летнем возрасте он уже участник боевых действий на Украине под Шепетовкой. Затем бои при форсировании Десны, окружение его боевого подразделения фашистами, из которого ему с небольшой группой красноармейцев удалось вырваться живым. Пешком через леса и болота, больше ночами, прорывались они на север, к родным краям. Удалось пройти незамеченными по территории семи областей. В лесах Псковщины и затем Новгородской области Н.А. Троянов организовал партизанскую группу из таких же разрозненных красноармейцев, а затем отряд, который немало вреда нанес гитлеровцам. После партизанских боев о молодом командире отряда узнало командование 5-й партизанской бригады Ленинградского фронта. Направили учиться на курсы усовершенствования офицерского состава. А после — снова сражения уже в составе одной из боевых частей Белорусского фронта.

Николай Алексеевич участвовал в боях на Нарвском плацдарме, на реке Висле, под Данцигом был тяжело ранен. О конце войны, Великой Отечественной, он узнал, находясь в госпитале. А после выписки встал вопрос: кем быть? В это время он жил в городе Воскресенске Московской области. Благодаря проявившимся литературным дарованиям, сотрудничал в местной газете, писал статьи, стихи на темы недавних событий на фронте и послевоенного возрождения города из руин.

- Вы знаете, я и не думал тогда о своей актерской будущности, — с улыбкой вспоминает он. — Хотя участвовал в художественной самодеятельности, в драматическом кружке играл роли в небольших спектаклях, инсценировках.

Тогда это был почти курьезный случай. Подружка юности решила поступить в Московское театральное училище имени Щепкина. Потом оно стало институтом. «Знаете эти девические: ах, я волнуюсь, ах, провалюсь». Молодой, статный, красивый лейтенант еще в офицерской форме решил поддержать робкую подругу. Поехал с ней в столицу.

А там уже в стенах училища был вопрос и к нему:

- А Вы чем знамениты, молодой человек, что прочитаете нам?

- А разве можно?..

И решил попробовать, прочел монолог и сцену из спектакля, который недавно играли в Воскресенске. Потом еще пробы, собеседования, и через время он обнаружил себя в списке принятых в знаменитое театральное училище, выпускники которого прямиком шли на сцены Малого театра, МХАТа...

Но выпускнику Николаю Троянову, оказалось, вовсе не светили подмостки сцены Малого театра. В те годы большое значение имел, строго правдиво заполненный, важный документ о семи листах под названием «Анкета». А в нем среди множества вопросов были и коварные. На один из них о месте пребывания в годы войны молодой офицер, не таясь, написал: «В такое-то время был в окружении».

И был ответ кадрового инспектора: «Можете работать в любом из театров, но не в Малом». Малый театр считался элитным, кремлевским. А тут случилось предложение поехать в солнечную Грузию, в Тбилиси, там в столичном театре имени Грибредова можно быть востребованным актером. Кто в молодые годы долго думал над таким предложением? И вот решение принято, до свидания, Москва, здравствуй, Тбилиси!

Десять лет актерской деятельности в солнечной Грузии были самыми счастливыми годами в жизни Н.А. Троянова. Здесь на сценах театров он занят в ролях Треплева чеховской «Чайки», Николки в булгаковской пьесе «Дни Турбиных». Играет грузинских персонажей пьес местных драматургов, да так, что режиссеры грузинским актерам в пример ставят русского Николая Троянова. Здесь он в 1957 году получил звание заслуженного артиста Грузинской ССР. Здесь, в Тбилисском театре, он познакомился с прекрасной, обаятельной и милой Ниночкой, актрисой Ниной Петровной, которая вскоре стала его женой...

...Мы сидим на той же скамеечке, недалеко от его подъезда пятиэтажного дома. Николай Алексеевич вздыхает, умолкает ненадолго, и в этой паузе слышатся капли дождя и шелест неопавших листьев, едва доносящийся шум машин, едущих по мосту. А в вздохе — грусть об утрате самой дорогой, самой близкой любимой жены, подарившей ему полноту семейной и творческой жизни, незабвенную любовь и самое дорогое — сына Алексея.

- Ее мама жила в Николаеве, — продолжил после паузы Николай Алексеевич, — и обстоятельства сложились так, что мы переехали сюда.

Это было в 1960 году. Помолчав немного, он оживился. Мудрый, интеллигентный, убеленный сединами лицедей вспоминает о действительно триумфальном периоде творческой деятельности в русском драматическом театре имени Чкалова и об организации Народного театра в Доме культуры строителей. На сценах этих храмов Мельпомены он — и актер, и режиссер. Играл роль Мортимера в спектакле «Мария Стюарт», был занят в «Иркутской истории» и других спектаклях. С 1963 года в ДК строителей ставил спектакли классических и современных, зарубежных и отечественных драматургов. Почти 50 лет активной творческой деятельности было отдано Народному театру, с которым не прерывает отношения и сейчас. Хотя встречаться с юными актерами приходится все реже. Пьесу «Адмирал Корнилов» Сергеева-Ценского удалось поставить в Доме офицеров флота, за что получил благодарность от командования флота. Сотрудничал и со студентами Николаевского педагогического института им. В.Г. Белинского в постановке классических пьес и тех, которые написал сам. Это «Гнев», «Магда» и другие, которые пользовались успехом у зрителей. Более ста спектаклей, поставленных Н.А. Трояновым, увидели зрители на сцене ДК строителей.

- А как же юношеское желание стать писателем?

- Оно частично реализовалось в написанных пьесах, воспоминаниях, — задумчиво отвечает он, — но нынче я больше являюсь читателем.

В квартире Николая Алексеевича стен не видно, они за полками книг. Здесь русская, зарубежная классика, произведения строго отобранных современных авторов. Ему близко знакомы имена писателей, философов, поэтов Древней Эллады, Рима. У христианских богословов есть свое представление о Вечности, полное значение которой ведомо только Всевышнему. В земном представлении у Вечности нет ни прошлого, ни будущего, — она вне времени. Вечность — это всегда. Сейчас. Трудно до глубин осмыслить такое представление. Но о нем вспомнилось в разговоре с Н.А. Трояновым. Для него имена Софокла, автора «Электры», историка Геродота как персонажа в его пьесе «Ольвия», Шекспира, Анатоля Франса и других драматургов, писателей, поэтов так же близки, как и современные авторы, режиссеры, театральные деятели. Он был знаком с А.Т. Твардовским, следил за поэтическим и писательским творчеством Константина Симонова, Фадеева. Видел и слышал легендарного актера Остужева, беседовал с Г.А. Товстоноговым. Размышляя об античных и современных создателях классических шедевров, Н.А. Троянов проводит параллели, сравнивает, порой критически оценивая их мастерство. Отдельные исторические события из далекого прошлого становятся сюжетами его поэтических произведений. Так, сравнительно недавно в Пушкинском клубе была прочитана его баллада «Два блондина», в которой отображен спор писателя Вальтера Скотта и поэта Роберта Бернса, имевших разное представление о рыцарской чести и служении королю и короне. Члены клуба с трепетом слушали, нет, не чтение, а драматическую игру настоящего мастера сцены, развернувшего перед ними эту неразрешимую коллизию. И потом аплодисменты, возгласы «Браво!», а автор и драматический исполнитель этого стихотворения, опираясь на палочку, тихо опустился в кресло. В одной из его недавно изданных книг «Люди, которых я встретил» ровесники автора и многие, кто помоложе, с интересом читают увлекательные рассказы о выдающихся режиссерах, актерах Николаевского русского драматического театра, есть повествование об осветителе, журналисте переплетчике и других представителях интеллигенции, с которыми сотрудничал или встречался Николай Алексеевич. Рассказы проникновенные, с интересными подробностями, иногда с легким оттенком юмора, написаны с любовью и глубоким уважением к героям повествований. На протяжении долгих лет своей творческой деятельности именно эти черты характера, именно эти чувства проявлялись всегда в его взаимоотношениях со всеми.

16 декабря 2010 года Троянову исполняется 89 лет. Уважаемый Николай Алексеевич, ценители и почитатели Вашего таланта, творческого потенциала и неиссякаемой энергии с глубоким почтением склоняют пред Вами головы. Здоровья и сил, вдохновения и бодрости желают Вам все приходящие на встречи с прекрасным в Пушкинский клуб, почетным членом которого уж сколько лет являетесь Вы.

Долгих лет творческой жизни, здоровья и бодрости желают Вам ваши поклонники, посетители николаевских театров.

Автор: Валерий ФАЛЕВ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту