Идея написать очередной материал под нашей традиционной рубрикой возникла спонтанно. Эмоциональный женский голос по другую сторону телефонного провода буквально дрожал от волнения и возмущения: приезжайте поскорей, помогите обелить имя честного и порядочного человека, которого незаслуженно оклеветали!
Наша редакция всегда отзывается в подобных случаях, ведь кредо «РП» — помогать обиженным и обездоленным. Поэтому уже на следующий день мы отправились в отдаленный уголок областного центра — поселок Великую Корениху.
...Гнел Царукович Арутюнян, как несложно догадаться, по национальности армянин. Родился и вырос в небольшом селении Спитакского района Армении. Да-да, именно того региона, который наиболее пострадал в результате ужасного землетрясения 1988 года. Гнел отчетливо помнит отчаяние матерей, в одночасье потерявших своих родных, и охрипшие крики вмиг осиротевших детей...
Это случится позже. Однако и до приснопамятных событий детство армянского мальчишки вряд ли стоит назвать по-настоящему счастливым. Шутка ли, сразу семеро детей под одной крышей — шесть братьев и сестра. Даже в 60-е годы прошлого столетия такая большая семья была большой редкостью, хоть и по кавказским меркам. Родителям многоголосого семейства приходилось трудиться не покладая рук, чтобы прокормить столько «ртов». И все же о достатке приходилось только мечтать, и детишки много долгих месяцев с нетерпением ожидали Нового года, когда можно будет полакомиться конфетами и прочими сладостями.
Отец Гнела, Царук Антоносович, был уважаемым человеком, возглавляя в районе важные государственные структуры. А мама хоть и трудилась в детском садике на простой должности, но тоже пользовалась немалым авторитетом у земляков. Свое многочисленное потомство Арутюняны-старшие приучили к главному — быть честными и справедливыми, не красть, заботиться о детях и стариках. А еще — всегда жить по совести и с Богом в душе. К слову, все братья и сестра Гнела нашли свое достойное место в этом непростом мире — получили образование, создали семьи.
Сам Гнел Царукович выбрал для себя благородную и уважаемую стезю строителя. Ведь, рассуждал, что может быть благороднее — созидать и дарить людям радость от вселения в новое жилище? С этой целью юноша закончил строительный институт, после чего работал на многих стройках родной Армении. В частности, приложил немало усилий для того, чтобы восстановить нормальную жизнь земляков после Спитакской трагедии.
Армяне — народ одновременно древний и юный. Древний, потому что еще три тысячи лет назад (!), когда многие нынешние европейские народы в лучшем случае вели племенной образ жизни, протоармяне уже строили первые города и заложили основы государственности. А вечная молодость хаев (так они себя сами называют) связана с тем, что они, как никакой другой народ, всегда готовы к новым впечатлениям и открытиям, смене места жительства. Вот и из 10 миллионов армян лишь три миллиона живут на исторической родине, все остальные разбросаны по всему миру, по всем континентам (кроме, пожалуй, Антарктиды). Предприимчивые, активные, жизнелюбивые — армяне нашли достойное применение своим талантам во многих сферах человеческой деятельности.
И неудивительно, что сразу двое старших братьев Гнела (а он — самый младший в семье) продолжили писать страницы своих биографий за пределами родной Армении. Мгер, женившись на русской женщине, поселился на Вологодчине. А Роберт связал свою судьбу со столицей корабельного края — Николаевом. Именно сюда, на берега Южного Буга и Ингула, в 1992 году, спасаясь от жуткой нищеты и безработицы, перебралось семейство Гнела Арутюняна — он сам, жена Гоар Саркисовна, дети Ануш, Люсинэ и Артур.
Стоит ли говорить о том, что иностранцами в Украине они себя даже и в мыслях не чувствовали. В еще вчера единой стране с детства прививалось чувство патриотизма и интернационализма. И неважно, какой у тебя цвет кожи, профиль лица и язык, на котором ты разговариваешь, главное — что ты за человек. Поэтому Гнел Царукович и его семья с легкостью влились в южноукраинский социум. Да и, к слову сказать, Николаевщина всегда считалась краем многонациональным, а оттого — предельно толерантным в вопросах мирного сосуществования многих народов и народностей.
В нелегкие времена конца прошлого — начала нынешнего тысячелетий Гнел Царукович где только не поработал, стараясь обеспечить свою семью. В частности, в 2005 — 2008 годах возглавлял сельскохозяйственное предприятие — ЗАО «Краснопарутинское». И хотя акционерное общество со временем прекратило свою деятельность (на то были свои объективные причины), ни один из работников или пайщиков хозяйства не скажет о Гнеле Арутюняне кривого слова. В отличие от многих своих коллег-руководителей, Гнел Царукович не оставил после себя ни долгов по зарплате, ни задолженностей по арендной плате за землю.
Поэтому-то и двери его просторного и светлого дома (строил и проектировал его, конечно же, сам) в Великой Коренихе всегда открыты для друзей и знакомых, односельчан, ведь ему нечего скрывать от людей. Среди его друзей, кстати, украинцев даже больше, чем армян. Поэтому-то, наверное, и называют его больше на наш манер — Геной. А дети Гнела Царуковича и вовсе считают Николаевщину, Украину своим родным домом. «Как-то, несколько лет назад, — вспоминает глава семейства, — сын Артур спросил: «Папа, ты футбол смотреть будешь? Наша сборная с командой Армении играть будет!». Я внимательно посмотрел на наследника и ответил вопросом на вопрос: а ты что, сынок, уже француз?..».
- А вообще дети у меня хорошие, — смеется Гнел Царукович. — Старшая дочка, Ануш, с отличием закончила среднюю школу № 61 и Николаевский медицинский колледж, сейчас учится на бюджетном отделении Одесского медуниверситета. Ануш неплохо поет, в свое время даже завоевала путевку в «Артек», победив в вокальном конкурсе. Сейчас же будущий медик активно сотрудничает с Одесской филармонией. Младшая дочь, Люсинэ, получает профессию психолога в Николаевском национальном университете им. В.А. Сухомлинского. Ну а сын является студентом II курса Николаевского филиала Одесской юракадемии. К слову, Артур — перспективный спортсмен, трехкратный победитель первенств Украины по боксу, участник юношеского чемпионата Европы.
Гнел Царукович — человек широкой души. Как рассказали мне сами жители поселка, к Арутюняну можно обратиться с любой просьбой, и он всегда откликнется на чужую боль. Оказывает помощь прежде всего старикам, многодетным семьям, социально нуждающимся землякам. Бывало, даже ночью давал транспорт, чтобы отвезти больного в город на операцию. Не остается в стороне и от организации различных праздников для ветеранов. Помогает материально православной церкви, которая находится в Варваровке.
...Словно гром среди ясного неба — публикация в одной из николаевских газет очевидной «заказухи», направленной против Г. Аратюняна. Как доказательство использования грязных пиар-технологий — перепечатка пасквиля рядом других изданий (не за бесплатно, надо полагать).
Не буду перечислять всю грязь и желчь, вылитую на страницы печати и Интернета. Скажу лишь, что ни прокуратура, ни суд не нашли подтверждений ни одному из «жареных» фактов, приведенных в злополучной публикации.
Ну да Бог судья этим, с позволения сказать, представителем «вольной прессы». Меня же в этой грубой и циничной атаке на известного человека, уважаемого отца семейства поразило другое. Не раз и не два в статье делается акцент на том, что Гнел Арутюнян — кавказец, более того — «ушлый кавказец».
Подобные, и даже более жесткие, откровенно расистские высказывания в свой адрес Гнел Царукович неоднократно слышал и от человека, который, как он считает, заказал эту грязную публикацию.
Грустно, что в начале третьего тысячелетия мы сталкиваемся с подобными вопиющими фактами. Ведь последствия могут быть весьма плачевными. Вспомним, что немецкие нацисты начинали свой кровавый путь сначала от скрытого, а потом до явного непринятия лиц других национальностей и цвета кожи. Чем это закончилось, все прекрасно знают... И совсем уж свежи в памяти последние печальные события в России, которые никак не ведут к межнациональному согласию в огромной стране. Поэтому само общество должно дать отпор ксенофобии, расизму, шовинизму. И радует то, что жители Великой Коренихи крайне негативно восприняли лживую газетную статью, не поверив ни одному ее слову.
Сам же Гнел Царукович зла на свою вторую родину, гостеприимный украинский народ не держит.
- У всякого народа есть свои герои и негодяи. Мы, христиане, должны быть снисходительны к проявлениям человеческих слабостей и пороков.
Поэтому, уверен Арутюнян, украино-армянской дружбе не помешают никакие злопыхатели. И, думается, неслучайно на книжной полке хозяина дома мирно соседствуют книги двух выдающихся сынов своих народов, его любимых писателей — украинца Тараса Шевченко и армянина Оганеса Туманяна.
Гнел Царукович хорошо помнит и то, что разрушенную после Спитакского землетрясения Армению одними их первых приехали восстанавливать украинские спасатели. В общей массе украинских друзей выделялся статный и энергичный гендиректор производственного объединения «Донбасстрансремонт», в будущем — Президент Украины Виктор Янукович. Два производственника быстро нашли общий язык... В честь украино-армянской дружбы в Спитаке площадь и улица названы именем Виктора Януковича, а украинский народ там называют не иначе как братским.
Надо ли писать о том, что в Великой Коренихе, где мне удалось тет-а-тет пообщаться с местными жителями, я не услышал ни одного худого слова про Гнела Аратюняна? «Очень порядочный человек, семьянин», «От Гены можно ждать только доброты» — так отзывались о своем односельчанине женщины. «Настоящий мужик», — высшая степень похвалы от представителей сильного пола.
Я же нисколько не жалею о том, что, выполняя редакционное задание, познакомился с человеком удивительно красивой и широкой души.
Не тот больше знает, кто больше жил, а тот, кто дальше ходил. Так гласит армянская народная мудрость.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |