Николаевские музейщики продолжают пополнять многотомную историю родного города всё новыми и новыми страницами — совершая неожиданные открытия и возвращая из забвения имена наших земляков, затерявшиеся в столетиях. Уходящий год подарил много интересных находок: в частности, сложил вместе исторические нити, ведущие к насельнику одесского Свято-Успенского монастыря Юрию Белен-де-Баллю, к нашей современнице Зое Борисовне Кашировой и... к митрополиту Нестору.
Фамилия Белен-де-Баллю
Со старшим научным сотрудником краеведческого музея Татьяной Губской, которая более четверти века собирает материалы о священниках николаевской земли, мы идем в гости к Зое Борисовне Кашировой. Фотографии 60-70-х годов прошлого столетия, которые обнаружились в семейном архиве у нашей горожанки, повергли научного сотрудника в полный восторг: на них запечатлены знаменитый «апостол Камчатки» митрополит Нестор, патриарх Московский и Всея Руси Пимен, нынешний митрополит Киевский и Всея Украины Владимир Сабодан... И рядом со знаменитыми священнослужителями — родной брат Зои Борисовны, диакон Борис (в миру Юрий Белен-де- Баллю).
- Когда я — еще в 90-х годах — просматривала старые журналы Московской патриархии, нашла в них упоминание о нашей Кировоградской и Николаевской епархии, — рассказывает Татьяна Губская. — Тогда мое внимание привлекла необычная фамилия: Белен- де-Баллю. В журнале была приведена краткая биография: Юрий Белен-де-Баллю (архидиакон Борис) родился в Николаеве в 1938 году, закончил духовную семинарию, а затем и духовную академию в Загорске. По окончании учебы служил в Троице-Сергиевой лавре Загорска, со временем был переведен в Одессу, в Свято-Успенский монастырь. Здесь и похоронен. Более полных сведений о нем за минувшие годы получить не удалось. И вдруг — спустя почти 20 лет — случайная, потрясающая встреча с Зоей Борисовной Кашировой, девичья фамилия которой — Белен-де-Баллю.
...В небольшой двухкомнатной квартирке тесно от вазонов с цветами, маленьких иконок и фотографий на стенах. Сегодня среди этих милых сердцу хозяйки вещей есть просто раритетные. Например, простенькая иконка святой великомученицы Зои, на обратной стороне надпись: ...Да будет благословенна жизнь твоя от господа Бога, твой Богомолец м.Нестор. 26.VII.60 г.» — тонким перышком, тушью.
Или вот на стене в круглой рамочке старое фото: на нем митрополит, посвящение на память и подпись — «от Не100ра». Используя этот ребус при написании имени, он любил пошутить, отправляя послания детям.
«Твой богомолец
м. Нестор»
Жизненных коллизий, которые судьба уготовила архипастырю Нестору (Николаю Александровичу Анисимову), хватило бы, по крайней мере, на три необычные людские биографии. Однако все горести и радости этой большой жизни достались ему одному. Пять трудных лет он жил на Камчатке: строил новые церкви и ремонтировал старые; крестил коряков, ительменов, эвенов; боролся с эпидемиями; в рамках своей миссионерской деятельности создал сначала Камчатское православное братство, а спустя годы — Петропавловскую и Камчатскую епархию.
В годы первой мировой войны, как истинный патриот, отец Нестор отправился на фронт — священником в лейб-гвардии драгунский полк: был назначен начальником санитарного поезда, принимал участие в боевых действиях. За мужество император жаловал ему три ордена и наперсный золотой Крест на Георгиевской ленте.
После установления советской власти и последовавших гонений на церковь отец Нестор эмигрировал в Китай. В Харбине он работал не менее активно, чем на Камчатке: создал Камчатское Подворье, Дом милосердия и трудолюбия. В 1945 году вернулся в СССР, и уже через год был осужден по 58-й статье. Вынес 10 лет тюрем и лагерей.
После освобождения Нестор продолжал служение в качестве митрополита Новосибирского и Барнаульского, Кировоградского и Николаевского (1958-1962). Был реабилитирован почти 30 лет спустя после смерти — в 1990 году. Сегодня стоит вопрос о его канонизации.
По долгу службы митрополит Нестор нередко бывал в Николаеве. Здесь он узнал тогда еще совсем молодого Юрия Белен-де-Баллю, впоследствии принявшего церковное имя Борис. Нестор нередко называл его сыночком. Общалась с митрополитом и Зоя Борисовна. Вот на одной из фотографий, хранящихся в семейном архиве, они стоят втроем.
Документальные кадры
...Зоя Борисовна много, интересно, с большой любовью рассказывает о своем брате. Из старого альбома извлекаются новые уникальные фото. Самое, пожалуй, исторически ценное: 8 октября 1972 года, патриарх Пимен совершает Божественную литургию в Троице-Сергиевой лавре города Загорска, рядом с ним — диакон Борис.
Любопытных фотографий много — по этой причине в глазах старшего научного сотрудника то и дело загорается профессиональный интерес. В ответ на просьбу Татьяны Губской Зоя Борисовна вспоминает имена и фамилии многих священнослужителей, изображенных на групповых снимках. Эти имена отныне будут занесены в «Картотеку персоналий» и не затеряются в лабиринтах истории.
Листы в старом альбоме Кашировых уже давно существуют «врассыпную». Ему очень много лет... Вдруг, в одну минуту, фотографии, которые мы рассматриваем, переносят нас совсем в другую эпоху. Николаевский морской госпиталь, раненые солдатики, сестры милосердия... Стало быть, первая мировая война. Зоя Борисовна показывает фото своей бабушки — Евгении Поповой, следом разворачивает пожелтевшую страницу документа: ...приказом главнокомандующего армиями фронта от 15.11.16 г. наградить... сестру милосердия золотой нагрудной медалью на Анненской ленте с надписью «За усердие». Замечательная бабуля! А было Женечке в то суровое время всего-то 30 с небольшим лет.
В ходе знакомства с фотографиями в Татьяне Николаевне Губской просыпается не только старший научный сотрудник, но и недюжиный экскурсовод.
- Видишь, это Симеоно-Агриппинская церковь, которая стояла на пересечении нынешнего проспекта Ленина и Пушкинской. Здесь не раз служил митрополит Нестор. В 2010 году исполнилось 50 лет со дня ее разрушения. Грустный «юбилей»...
Фотографий с изображением церкви практически не сохранилось, несмотря на то, что храм стоял в нашем городе почти 100 лет (освящен в 1869 году, в 1897 году перестроен в двухпрестольный). Завещала построить церковь во имя Симеона Богоприимца и святой мученицы Агриппины сестра вице-адмирала Семена Алексеева — Агриппина. Умирая, она оставила деньги на строительство.
Церковь грамотно взорвали ночью опытные саперы. После нажатия одной-единственной кнопки, ведавшей всей системой взрывчатки, заложенной в стены, храм целиком приподнялся над землей, затем опустился на место и — рассыпался. Он мешал разворачиваться дальнобойным большегрузным машинам, которые принимали участие в строительстве коммунизма в великой державе СССР.
- А это могила моей родни на нашем старом кладбище. Здесь похоронены бабушка, дедушка, папа, бабушкина мама и другие родственники. Но это вам, вероятно, не нужно... — Зоя Борисовна спешит отложить фотографию, однако в глазах Татьяны Губской снова вспыхивает профессиональный интерес. Ибо старшему научному сотруднику музея этот склеп давно известен как могила ученого с мировым именем — востоковеда, историка, археолога Николая Николаевича Пантусова.
Информация о том, что Пантусовы и Белен-де-Баллю состояли в родстве, потому и похоронены вместе, — становится еще одним краеведческим открытием 2010 года.
***
Сегодня в селе Петрово-Солониха служит сын Зои Борисовны — священник Борис Каширов. В день его крещения, которое состоялось в 1960 году, свое благословение из Кировограда послал новорожденному митрополит Нестор. «Мы всегда считали митрополита крестным отцом Бориса. Ну а на его выбор стези священнослужителя, безусловно, огромное влияние оказал мой брат архидиакон Борис»...
Зоя Борисовна закрывает альбом. Кто знает, сколько еще тайн хранят эти старые фото...
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |