6 декабря 2010 года Премьер-министр Украины и главы областных госадминистраций получили распоряжение Президента Виктора Януковича о принятии неотложных мер для обеспечения жилищных прав граждан, которые проживают в общежитиях и в соответствии с законом «Про забезпечення реалізації житлових прав мешканців гуртожитків» имеют право на приватизацию занимаемой жилплощади. Срок — до конца 2010 года.
Меж двух статусов
Сам закон был принят еще осенью 2008-го. Прошел 2009-й, близится к концу 2010-й, а в некоторых николаевских общежитиях «воз и ныне там». Удивительное дело — жильцам приходится месяцами обивать пороги соответствующих инстанций, чтобы процесс приватизации наконец-то сдвинулся с мертвой точки.
Летом нынешнего года в городе, при поддержке общественной организации «Експертна громадська рада «Захист людей праці (ЗаЛП), был создан «Комітет мешканців гуртожитків», где в борьбе за свои законные права объединились самые активные горожане Николаева. В начале декабря представители этой организации пригласили корреспондента «Вечерки» в общежитие по ул. Васляева,45. «Там есть проблема. Начальник КЖЭП НГС «Зоря» не торопится менять статус общежития, намеренно затягивает этот процесс, поэтому люди не могут вплотную заняться приватизацией своих жилых комнат», — рассказал глава комитета Вадим Шелякин.
...Заводское общежитие-девятиэтажка было построено предприятием «ЮТЗ «Заря» в 1977 году: 193 комнаты, 483 койко/места. На протяжении 30 лет здесь селились заводчане. Иные живут уже по 15-20 лет: когда-то стояли в очереди на квартиру, но так и не дождались отдельной жилплощади — остались на всю жизнь в общежитии. Опять же, молодежь женится, обрастает детьми: пяток лет проходит — глядишь, в семье уже четверо, а живут всё на тех же 18 метрах, с которых начинали семейную жизнь.
В беседе с журналистом приняли участие «жильцы со стажем» Надежда Салицкая, Татьяна Башак, Елена Тодорова, Валентина Прохоренко, Ирина Михайлова.
- Я пенсионерка, живу здесь 28 лет... и таких, как я, в нашем общежитии немало — ведь оно создавалось как женское, для одиноких, — рассказала Надежда Салицкая. — У меня комната 17,5 кв.м. По нормам общежития, установленным еще в 1977 году, она рассчитана на трех человек. А поскольку оплата с нас взимается за койко-место, сегодня мне приходится оплачивать комнату в тройном размере — это трижды по 105 гривен плюс 33 гривни за воду и газ. Горожане за трехкомнатную квартиру столько не платят, сколько я — за одну комнату в общежитии. Если бы работники нашего КЖЭПа поторопились с оформлением нового статуса для этого общежития, мы бы уже несколько месяцев назад могли приватизировать комнаты и платить не за койко-место, а из расчета за квадратный метр площади...
Действительно, договор о передаче общежития по ул. Васляева, 45 от НПКГ «Зоря»-«Машпроект» в городскую собственность был подписан 5 марта 2010 года. Жильцы, узнав о том, что долгожданная передача наконец-то свершилась, заторопились в КЖЭП — пора готовить документы о перемене статуса и заниматься приватизацией. Но жилищно-эксплуатационное предприятие не разделило радости людей, стоящих на пороге получения законного ордера на приватизированную комнату. КЖЭП никуда не торопилось, откладывало подготовку документов под разными предлогами.
С сентября 2010 года, когда уже появилось решение сессии горсовета о принятии дома в коммунальную собственность, озадаченные жильцы стали обращаться с вопросами о перемене статуса прямиком в горисполком. «Ваш ЖЭК не предоставляет необходимые документы, — был ответ в кабинетах чиновников. — Иначе мы бы давно уже с ними работали. Мы не раз посылали в этот ЖЭК запросы, но ответов так и не получили».
Не уповая на ЖЭКовского «дядю», жильцы общежития, будучи активными членами Экспертного общественного совета, избрали домовой комитет, который возглавила Татьяна Башак, и... сами занялись подготовкой документов. Узнали в горисполкоме, какие именно бумаги нужны, и стали их собирать. Скрупулезно прошли по этажам, составили списки жильцов и комнат, сверили прописку (то есть сделали работу за мастера ЖЭКа и паспортиста). Собирая документы, Татьяна Башак добровольно взвалила на себя массу обязанностей: моталась в санстанцию, горисполком, газовое хозяйство, на завод и т.д. «Все вопросы в горисполкоме мы начнем решать сами, поставьте только свое ходатайство», — не надеясь на реальную помощь, обращалась она к начальнику КЖЭП «Зоря».
«Готельные» тарифы
...А между тем, пока общежитие «зависло» между двумя статусами, ЖЭКовские сотрудники настаивали на том, чтобы жильцы подпиcали договоры по оплате коммунальных услуг из расчета за койко/место. Договоры людям предоставили в начале декабря, в то время как решением сессии с 15 сентября дом уже был передан в коммунальную собственность города. Жильцы заключать договоры отказывались («Получается, что мы должны подписывать их «задним числом»?), отказывались также платить по «готельным тарифам» (иначе как назвать эту грабительскую оплату за койко-место?).
- Мы консультировались с юристом, — к нашему разговору подключается Татьяна Осипова. — Если дом находится на балансе города, к нам уже не могут применять старые тарифы. «Как только статус поменяется, мы сделаем перерасчеты на квадратные метры», — не раз обещал начальник КЖЭПа. Но сколько же можно ждать? Это во-первых. Во-вторых, мы считаем, что нынешние тарифы, выставленные в договорах, завышены. Консультировались со специалистами, они пришли к выводу, что койко/место в нашем общежитии — учитывая уровень предоставляемых услуг — не может стоить больше 80-85 грн., в то время как нам насчитали 105. И никто даже не собирался с жильцами эти тарифы обсуждать, нас просто поставили перед фактом...
Татьяна показывает калькуляцию, в которую в числе прочих «составляющих» заложены премия сотрудникам ЖЭКа (30%), рентабельность «по максимуму» — 12%, оплата воды при стоящем на доме счетчике — 23 грн. с человека (это означает 8 кубов, про которые давно известно — столько воды можно истратить, если лить ее круглосуточно) и т.д.
- Если «подкорректировать» ЖЭКовские зарплаты, премии и прочие необоснованные расходы, как раз 80 гривен и получится, — говорит Татьяна. — Сегодня нам с маленькой дочкой выставлено к оплате 300 гривен за комнату 9 квадратных метров. Три года назад мы платили в пределах 50-ти.
Экскурсия
Ко всему вышесказанному следует добавить, что беседа с жильцами плавно перетекла в экскурсию по одному из этажей общежития. Впечатления от нее остались сильные. На весь этаж (12 комнат и 25 жильцов) одна кухня с единственной газовой плитой. Вторую нельзя поставить из соображений пожарной безопасности. Ситуация не изменилась с 1977 года — 30 лет люди по вечерам стоят в очереди, чтобы приготовить ужин.
В одной на всех постирочной комнате, где процесс стирки белья идет вручную в тазиках, постоянно текут краны и о горячей воде можно только мечтать. Туалет и душ — в таком же плачевном состоянии.
Заглядываем в одну из комнат: на площади 9 кв. м прописаны двое... в общежитии немало матерей-одиночек, проживающих вместе с детьми. Что такое 9 кв. м? Это 4,5 кв. м на человека... при закрепленной законодательно санитарной норме — 6 кв. м. В другой комнате — площадью 18 кв. м — ютится семья из 4 человек... Значит, снова 4,5 кв. м, и семья имеет полное право на увеличение жилой площади.
Сегодня на 80% общежитие по ул. Васляева, 45 состоит из семейных людей, здесь в молодых украинских семьях подрастают более 100 ребятишек. В каких условиях они растут — разговор особый. Так, с первыми холодами уже начались проблемы со светом: тонкие батареи не дают тепла, из-за множества включенных обогревателей отключается электроэнергия, аварийная служба горэнерго отказывается приезжать, потому как ЖЭКП не заключило с ними договор. Такая стандартная, такая знакомая цепочка связанных между собой проблем, которые тянутся из года в год...
- Видите, в каких условиях мы живем. А теперь скажите мне, за что я должна платить ежемесячно по 350 гривен? — комментирует Надежда Салицкая. — И при этом прошу учесть, что все ремонты в помещениях уже много лет жильцы делают за свой счет. За 33 года здесь не было ни одного капитального ремонта.
Надежда Александровна показывает заключение, которое в 2008 году по результатам проверки сделала комиссия обкома профсоюзов работников судостроения: ...предоставленные документы свидетельствуют о полном содержании общежития и части ЖКО непосредственно за счет жильцов».
«Подводные камни»
В этот же день обсуждение проблем, связанных с переменой статуса и приватизацией, продолжалось в кабинете начальника КЖЭПа НГС «Зоря» Виктора Даниловича Кравченко. В ответ на претензии жильцов Виктор Данилович пояснил, что де-факто здание общежития было передано в коммунальную собственность города только 15 сентября 2010 года — переоформить статус общежития за такой короткий срок физически невозможно. Оказывается, всё это время КЖЭП занималось «организационными вопросами», связанными с передачей, а также «набирало в штат новых сотрудников»... (Интересно, неужели на «разруливание» организационных моментов нужно целых два с половиной месяца?).
Затем начальник показал запрос из горисполкома, датированный 7 декабря и подписанный главой комиссии, ведающей вопросами приватизации общежитий, Юрием Гранатуровым: в нем городские власти, следуя президентскому распоряжению, решили поторопить КЖЭП с решением приватизационных проблем. «У нас уже готовы все документы на переоформление статуса общежития, и мы вплотную начинаем заниматься этим вопросом», — сказал при этом Виктор Кравченко.
Между прочим, при наличии всех необходимых документов переоформление статуса общежития в горисполкоме занимает ровно два дня. Пример тому — коммунальное общежитие по адресу: проспект Героев Сталинграда,4, где усилиями всё того же Экспертного общественного совета в августе 2010 года был поднят и уже успешно решен вопрос о приватизации. Быстро решен, кстати сказать, благодаря мэру Владимиру Чайке и директору специализированного коммунального предприятия «Гуртожиток» Олегу Захарову, которые готовы и в дальнейшем помогать общежитиям.
Насколько честно будет проходить приватизация — сегодня этот вопрос чрезвычайно волнует жителей дома №45.
- Мы просим начальника КЖЭПа, представителей горисполкома: при наличии свободных площадей дайте их не «чужим», не случайным людям со стороны, а тем, кто много лет живет в нашем общежитии и нуждается в расширении жилплощади... Защитите заводских работников! — говорит Татьяна Башак.
Волнению людей, живущих в заводском общежитии по 10-20, а то и 30 лет, способствует еще одно щекотливое обстоятельство: штамп о прописке в паспортах жильцов с указанием конкретной комнаты начали ставить только в 2008 году. Раньше это был просто штамп с адресом: Васляева,45. Однако, согласно законодательству, право на приватизацию комнаты имеет лишь тот жилец, который прожил в ней 5 лет. Будет ли он иметь право на эту жилплощадь завтра? Или ему укажут на дверь новые хозяева общежитского здания?
Чтобы разобраться в этих «подводных камнях», председателю домового комитета Татьяне Башак пришлось получить несколько консультаций — вплоть до Киева. Благодаря ее настойчивости, жильцы вооружились правовой информацией: при оформлении документов на приватизацию власти станут учитывать самый первый штамп с пропиской, стоящий в паспорте.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |