Тотальность реформ, уже начатых или заявленных новым правительством на следующий год, и пугает, и обнадеживает одновременно
С самого начала работы нового Кабмина заявленный властью план реформировать страну воспринимался скептически. Мол, все они, власть имущие, одинаковы... Но сегодня, подводя итоги года — первого для посторанжевых руководителей, — можно говорить, что амбиций и попыток изменить ситуацию в стране к лучшему стало гораздо больше, чем в «потерянную пятилетку».
Реформа года
Принятие сбалансированного бюджета на 2010 год и залатывание дыры в 15% ВВП в госказне, оставленной правительству Николая Азарова предшественниками, стало отправной точкой для подготовки к более основательным изменениям в стране. Все понимали, что реформы неизбежны. Но чтобы перейти от слов, деклараций и программных заявлений к делу, нужен был толчок. Маховик реформ запустил Налоговый кодекс. Несмотря на непростую судьбу его принятия и многочисленные поправки, документ в целом нужный и правильный, считают эксперты. «Факт унификации налогового законодательства сам по себе позитивен. Это увеличивает прозрачность и эффективность налоговых процедур, позволяет избежать повышения коррумпированности многих процессов», — отметил Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований.
С принятием кодекса ставки налогов снижаются, целые отрасли — судостроение, авиастроение, легкая промышленность, гостиничный бизнес — получили право вовсе не платить налог на прибыль в течение 10 лет. Поднята ставка подоходного налога для тех, кто получает больше 10 минимальных зарплат, а также введен налог на большие дома и квартиры. Богатых — впервые за все время украинской независимости — обяжут платить больше бедных. Правда, в кодексе есть некоторое расширение полномочий налоговой, а это вызывает опасения, что новые права будут использоваться против бизнеса. Однако с другой стороны, это даст возможность усилить борьбу с «минимизаторами», которые при миллионных барышах умудрялись платить в казну сущие копейки.
Быстро и решительно
Налоговый кодекс заработает с 1 января 2011 года — власть решила не давать отсрочку документу, ведь это означало бы отсрочку всех реформ, затормозило бюджетный процесс и лишило бы Украину шансов развиваться. «Идеально было бы внедрить все реформы — пенсионную, коммунальную, таможенную и остальные — в течение трех — четырех месяцев. Лучше сразу вылить ведро холодной воды на людей, чем пытаться лить по одной чашке. Эффект можно будет увидеть по средней зарплате, по продолжительности жизни», — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Три — четыре месяца — это вполне реальная перспектива, уверен вице-премьер Сергей Тигипко. Еще в середине года под его руководством был начат целый ряд реформ в экономике, которые, по расчетам вице-премьера, должны создать основу для экономического роста.
Например, в рамках строительной реформы внесен в Верховную Раду законопроект о градостроительной деятельности, он оживит строительную отрасль, которая даст не только рабочие места, но и новое жилье. А поскольку в документе максимально упрощены все разрешительные процедуры, сводится к минимуму взяточничество, которое увеличивало себестоимость строительства. Теперь, по оценкам самих строителей, цены на квартиры упадут на 20 — 30% — и это уже в обозримом будущем, то есть 2 — 4 года, когда в продажу поступят первые «декоррумпированные» квадратные метры.
Другая бесспорно важная и нужная реформа Тигипко, — реформа по дерегулированию экономики. Она уже позволила избавиться от десятков лишних лицензий для бизнеса. И внедрить принцип «молчаливого согласия», когда начать бизнес можно не дожидаясь разрешения, в случае если оно не было выдано чиновником в срок.
До конца января должна быть готова новая редакция Таможенного кодекса. Нормы документа сделают прозрачнее процедуры прохождения импортных товаров. А это значит — меньше будет «коррупционный довесок» в их цене на полках магазинов. После проведения такой реформы, если верить вице-премьеру, безосновательно (или умышленно) задерживать фуры на границе станет гораздо сложнее.
Кроме преобразований в экономике, власть развивает активность и в других сферах — еще летом была проведена судебная реформа, совсем недавно «быстрый старт» был дан административной реформе, но самые масштабные реформы намечаются в социальном блоке, наиболее сложном и болезненном для простых граждан.
Что дальше
Реформы в социальном секторе, как правило, называют «непопулярными», потому что их внедрение почти всегда связано с временными неудобствами для населения. Но по этому пути идут все страны, которые понимают, что потратить можно ровно столько, сколько удалось заработать. Правда, эксперты считают, что реформы этого блока, и в частности, анонсированная властями пенсионная реформа и реформа трудовых отношений, требуют огромной разъяснительной работы, что значительно облегчит их прохождение. «Если у нынешней власти будет понимание, что нужно людям разъяснять, если она пойдет на опережение, то, думаю, шансов для реформ в Украине будет больше», — отмечает руководитель социологической компании R
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |