ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Музей умеет дружить
28.12.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 152(3015) / Тираж: 7500

Три года назад (к 165-летию со дня рождения великого художника В.В.Верещагина) сотрудники Николаевского художественного музея решили учредить музейную награду — юбилейный Верещагинский знак. Он вручается тем, кто постоянно поддерживает музей и помогает ему. Любому учреждению культуры сегодня трудно существовать и выживать без помощи друзей. И таковых за многие годы в музейной судьбе «накопилось» немало. Слава Богу, есть в нашем городе неравнодушные люди, которым дорого наследство, доставшееся нам от предков.

Среди награжденных в минувшие годы — президент Украинской академии искусств, ректор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, народный художник Украины, профессор Андрей Чебыкин; руководитель Николаевской ОД «Райффайзен- Банк Аваль» Сергей Прудкой; Александра Судак, которая помогла вернуть в Украину 65 работ художников Кричевских; директор облрадиотелекомпании Александр Митрофанов; бывший начальник управления культуры ОГА Виталий Лоскутников; художники Юрий и Инна Макушины, Михаил Озерный и другие. Всего 36 человек.

Они помогали делать в музее ремонты, реставрировать картины, издавать альбомы... Они рассказывали горожанам о жизни музея в статьях и телепередачах, дарили музею свои произведения искусства, организовывали выставки, проводили детское Верещагинское биеннале, открывшее немало новых юных имен в искусстве живописи...

В уходящем 2010 году музей удостоил своей уникальной награды еще пятерых заслуженных горожан. Вручение Верещагинского знака состоялось 21 декабря, когда город продолжал праздновать День Святого Николая. Прежде всего награды получили председатель Николаевской организации Национального союза художников, заслуженный деятель искусств Украины Олег Приходько и еще один член НОНСХУ, график, скульптор, заслуженный деятель искусств Украины Иван Булавицкий.

Журналисты «Вечерки» всегда с огромным удовольствием откликаются на приглашения и принимают участие в мероприятиях, которые проводят сотрудники музея им. В.В.Верещагина... ну а потом, естественно, в своих статьях рассказывают об этом читателям. Другом музея на протяжении многих лет является наш главный редактор, заслуженный журналист Украины, глава правления благотворительного фонда «Николаев-2000» Владимир Пучков — и вместе с ним дружит с музеем весь журналистский коллектив «Вечернего Николаева». Поэтому мы очень рады, что и Владимир Юрьевич, и мы вместе с ним — также удостоились Верещагинского знака.

Кроме того, награда была вручена Владимиру Андриевскому, пресс-секретарю главы Николаевской облгосадминистрации, фотохудожнику — он воплотил в жизнь идею альбома «Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина», самого объемного альбома за всю историю существования музея.

И вполне справедливо, что в 2010 году награда «нашла» еще одного заслуженного героя — Ларису Тверитинову, которая 37 лет работает в нашем музее: смотритель, экскурсовод, младший научный сотрудник, ученый секретарь, главный хранитель фондов, заместитель директора музея им. В.В.Верещагина по научной работе, лауреат областной премии им. Аркаса — это путь человека, до глубины души преданного любимому делу. В нынешнем году Лариса Тверитинова была отмечена управлением культуры облгосадминистрации как один из лучших работников культуры Николаевщины.

- Важно то, что художественный музей умеет не только дружить, но и быть благодарным своим сподвижникам, — сказала, вручая награды, начальник управления культуры ОГА Светлана Гладун. — Его директор Сергей Росляков — человек скромный, благородный, не слишком умеющий просить, но умеющий «притягивать», вовлекать в общее дело и художников, и банкиров, и руководителей предприятий.

Следует отметить, что одно из предприятий, которому город должен быть бесконечно благодарен за участие в судьбе музейной экспозиции, это Николаевский глиноземный завод. При поддержке РУСАЛа смогла осуществиться программа «Возрождение шедевров». В рамках этой программы, начиная с 2001 года, для музея были отреставрированы 11 большемерных полотен: 3 картины Верещагина, два полотна Айвазовского, шедевры Перова, Судковского, Сарьяна, Чумакова, Боголюбова...

Николаевцев, присутствовавших 21 декабря на церемонии награждения в уютной музейной гостиной, ожидал сюрприз. Реставрирована еще одна картина, которая 62 года лежала в запасниках, просто накрученная на бобину. Неизвестный художник: мадонна с младенцем и ангелами... Это полотно в очень плохом состоянии поступило в музей в 1948 году, числилось как копия картины, созданной в эпоху Возрождения: предположительно — итальянского мастера Пармиджанино, середина 16 века.

Реставрационными работами занимались (и вот тут советуем нашим читателям прочувствовать всю значимость момента) молодые реставраторы, николаевцы Николай Плехов и Дмитрий Савелюк. Во-первых, Николай Плехов — ученик Олега Приходько, который в нынешнем году стал лауреатом Верещагинского знака. Во-вторых, реставрация картины стала дипломной работой студентов на получение звания магистра — оба реставратора, которые, по большому счету, этой работой вписали свои имена в историю николаевского музея, закончили Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры, где «ректорствует» Андрей Чебыкин. Так соединились в музейной истории имена учителей и учеников. И это означает, что вырастает новая генерация умных, думающих специалистов... что круг музейных друзей растет, пополняется новыми силами, и в процессе этом существует замечательная преемственность.

Реставраторы «корпели» над холстом целый год, заделывая многочисленные прорезы, дырочки, восстанавливая осыпавшуюся краску, скрупулезно, мелкими мазками выполняя тонировку: то маслом, то акварелью... Но самое интересное: реставрационная работа привела Николая Плехова к неожиданному открытию — перед нами не копия работы Пармиджанино, считает молодой художник, а «образец» болонской школы 17 века. Об этом свидетельствует «трактовка» волос, изображение рук, своеобразие использованных грунтов и прочие моменты, подвластные исследованию реставратора. Может быть, это кто-то из последователей Пармиджанино — представители знаменитой болонской школы Гвидо Рени, братья Карачи, Гверчино?

- Есть пища для ума и поисков, есть над чем работать нашим сотрудникам — прокомментировал «открытие» Сергей Росляков. — Думаю, однажды мы соберем вас еще раз, чтобы поведать тайну полотна. А в целом, мы очень рады, что музей пополнился еще одним произведением «экспозиционного вида», тем более — картиной болонской школы, которая у нас не была представлена ни одной работой.

И напоследок — еще одна хорошая весть. На церемонии награждения присутствовал желанный гость, директор Центра социальных программ РУСАЛа Дмитрий Мурашко. Он пришел с потрясающей новостью (об этом в условиях грянувшего кризиса музейщики не могли и мечтать): в 2011 году НГЗ продолжит финансирование программы «Возрождение шедевров».

- Я прошу от всех нас передать огромное спасибо за поддержку еще одному другу нашего музея, директору Николаевского глиноземного завода Юрию Овчинникову, — завершил этот необыкновенный вечер Сергей Росляков.

Автор: Наталья Христова.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту