Художник Юрий Корнюков работает в области станковой и книжной графики, живописи и графического дизайна, создавая собственный, неповторимый мир художественных образов. Интеллект и чувства, фантазии с «привкусом» сюрреализма, которые присутствуют в произведениях мастера, доставляют эстетическое удовольствие и склоняют к размышлению. О его любимых темах, жанрах и этапах творчества рассказала персональная выставка в Доме художников.
Путь в искусство Юрия Корнюкова начинался в родном Николаеве. Освоив азы в изостудии Дома офицеров флота, он продолжил художественное образование в Украинском полиграфическом институте им. И. Федорова. Атмосфера Львова с интересной культурной жизнью, традиции высшей школы и педагоги, учившие тому, что искусство должно волновать сердце и мысли, оказали большое влияние на становление личности и таланта. После окончания учебы сотрудничал с молдавским издательством «Художественная литература», но хотелось свободного творчества, не ограниченного рамками конкретных заказов на иллюстрацию и оформление книг. У Юрия Константиновича разносторонние интересы, в том числе и литературные, которые всегда вдохновляли на творческий поиск. В разные годы он обращался к произведениям известных писателей — драме «Пер Гюнт» Генрика Ибсена, научно-фантастической повести «Трудно быть богом» братьев Стругацких. Биография Пушкина и его «Последняя дуэль» проиллюстрированы офортами «Невольник чести», «Пушкин и Данзас», «Выстрел», «Все кончено». К литературному наследию Николая Гоголя, одного из самых любимых писателей, особое отношение. В «Гоголиану» Корнюкова вошли «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством. В Петербург», «Вий», «Черт», сюжеты и образы которых носят ассоциативный характер. Картина «Второй том...», датированная 2009-м, посвящена 200-летию со дня рождения автора «Мертвых душ» и выставлялась на Всеукраинской выставке «Микола Гоголь. Україна і світ» в Полтаве.
Офорты к стихотворным сатирам Себастиана Бранта «Корабль дураков» созданы в 1982 году. Книга немецкого гуманиста, написанная «ради пользы, поощрения мудрости, во имя исправления рода человеческого», критикует нравы и пороки, обличает дураков, наделенных властью, взяточников, врачей-шарлатанов и прочих. Проблемы, волновавшие интеллектуальную элиту Западной Европы в XV веке, не канули в Лету. Наш современник, человек небезучастный, тоже приглашает на «суд Разума», предлагая выбор между добром и злом. Из многого выбрано только пять сюжетов: «О себялюбии», «О глупцах, не признающих себя глупцами», «О бражниках-гуляках», «О болтунах», «Глупец останется глупцом». Технику исполнения офортов по Бранту и пастелей, которые были представлены на Всеукраинской выставке «Художник и книга», Всесоюзной выставке книжной иллюстрации в Москве и других выставочных проектах, оценили высоко. В 1986 году Корнюков был принят в Союз художников.
Начало 90-х ознаменовалось новым творческим этапом, свободным от диктата социалистического реализма. Тогда появились полуразрушенная «Стена» и «Этот странный дом...», не устоявшие в переломные моменты истории. Опустевший, печальный дом не единственный. «Периодически я возвращаюсь к теме, влияют обстоятельства и ход мыслей в определенных ситуациях», — говорит автор. Архитектурных сооружений с лестницами перед глухой стеной на фоне опустошенного пейзажа несколько и выглядят они по-разному, но лейтмотив один — тревога за общий дом, в котором мы живем. На протяжении нескольких лет, пользуясь правом свободы самовыражения в искусстве, художник работает над полиптихом «Фундаментальная ирония», наполненным иносказанием и подтекстом. На листе VI персонажи-близнецы в королевских мантиях — один увенчан короной, у другого колпак с бубенцами. Кто из них настоящий король? Возможно, шут — из тех, что возвышаются над арлекинадой, в которую иногда нас вовлекают короли. Иронические сюжеты балансируют на грани вымысла и реалий, сочетают реализм и сюрреализм. Причудливая лошадь, разделенная надвое, не что иное, как сопоставление совершенства внешней формы и уродливой внутренней сути. Художник предлагает задуматься над гармонией бытия, в котором каждому отпущен срок. Подчеркивают мысль о ходе времени часы механические, солнечные и красноречивое изречение «periculum in mora» — «опасность в промедлении». «Урожай» с щедрыми дарами земли и моря затрагивает морально-экологические проблемы. Под огромной вазой с яркими плодами удручающая картина — покрытая пеплом безлюдная Земля. Обитатели водной стихии на крючке у представителей рода человеческого, отравляющих на нашей планете все живое и себя. Подобные работы являются метафорой состояния современного мира, заставляют делать выводы и очень важны в эпоху кризиса «вечных» ценностей и идеалов. Художник Константин Головин дает совет: «Задержитесь у графических листов дольше, чем хотелось бы, и тогда они раскроются во всей своей красе и значимости».
Высокохудожественный стиль Корнюкова проявляется в графике и живописи, в метафоричных образах, натюрмортах и пейзажах. «Натура дает впечатления», которые он преломляет сквозь индивидуальное мировосприятие. Тематика работ связана с Николаевом, Грушевкой, Кинбурном и Крымом, временами года, днями солнечными, пасмурными и лунными ночами. Художник наблюдает мир внимательно и замечает, что есть очарование в обычной, ничем не примечательной «Николаевской улице», «Лесках» и в музыке «Дождя». Элегические ноты пронизывают «Тишину» и другие пейзажи из серии «По Южному Бугу», где невесомой дымкой затянут горизонт, в тончайших оттенках серого туман, облака и берега реки. Уводят зрителя от шума городского «Вечер на лимане» и «Яхт-клуб. Иней». «На Кинбурне», в «Песках Кинбурна», в «Кинбурнском натюрморте» с удочками и вяленой рыбой есть образы и колорит Кинбурнской косы, пока еще заповедной. Серия «Закат» не лишена двузначности. Юрию Константиновичу по душе состояние природы, когда вечерняя заря окрашивает нежным розовым цветом небосвод и отражается на стенах «Маяка». Отблески лучей заходящего солнца на старом трудяге-буксире, который «Списали», говорят о чувстве сожаления. Из крымских путешествий он привозит впечатления, для которых находит особые средства художественной выразительности. Застыли в белом мареве утомленное зноем море, «Солнце и скалы». Домики и ступени «Старого Гурзуфа» украсила желто-зелено-багряная листва. На крутом повороте «Дороги к морю» невозможно зафиксировать детали, и мелькнувший на мгновение пейзаж поздней осени остался в памяти широкой полосой холодного синего моря, желтой травы и цветом терракотовых деревьев. В сериях «Крым осенний» и «Воспоминание о Симеизе» поэтичны темные аллеи стройных кипарисов, желтый круг танцплощадки при свете ночных фонарей, сторожевые огни и лунная дорожка, уплывающая за горизонт. Лирических мотивов сколько душе угодно! Быть может потому, что в Крым вместе с мастером уезжает его муза — супруга Лидия Николаевна, без которой не появился бы «Октябрь в Симеизе» с запахом осени, рафинированный «Крым», «Южная ночь».
Избегая однообразия в творчестве, мастер пишет картины маслом, работает в сложной, кропотливой технике офорта и пастели. В последнее время пристрастия многих творцов отданы живописи, в которой можно быстрее выразить мысль на холсте, но его стихией по-прежнему остается графика. Опыт и знания передает молодым. Студентам кафедры дизайна НФ КНУКиИ Корнюков преподает «трудные» дисциплины — компьютерную и проектную графику, рисунок, пластическую анатомию и шрифты. «Замечательный педагог, художник-философ, удивительно цельная натура, интеллигентный человек», — так характеризуют его коллеги и надеются, что в будущем Юрий Константинович будет удостоен звания «Заслуженный художник Украины». Персональную выставку посетили многие горожане, в основном молодые люди, по мнению которых «в «волшебной» графике чувство меры и вкуса, правдивое изображение действительности и возвышенный мир». Работы, выполненные безупречно и с душой, являются лучшими образцами современного украинского изобразительного искусства. В 2010-м в Киеве на Всеукраинской выставке-конкурсе графики имени Георгия Якутовича экспонировались листы из серии «Искусство». В искусстве превыше всего ценится яркая творческая индивидуальность и профессионализм. Юрий Корнюков — художник исключительный, и это факт неоспоримый.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |