Трудовой стаж электрогазосварщика Владимира Власовича Городкова превышает 40 лет. Еще до пенсионного возраста ему пришлось уйти с работы из-за резкого ухудшения здоровья. Однако подтвердить его многочисленные профессиональные заболевания в Николаевском морском торговом порту, откуда он увольнялся, отказываются. Даже после убедительного заключения экспертов Харьковского научно-исследовательского института гигиены труда. Похоже, что должностным лицам порта больше всего не хочется признавать нелицеприятный факт профзаболевания. И меньше всего при этом они думают о человеке, который потерял здоровье на производстве.
В холоде и в жаре
Работа газосварщика недаром относится к категории наиболее вредных и тяжелых. Свою трудовую деятельность Владимир Власович Городков (по этическим соображениям фамилия изменена) начинал судовым трубогибщиком. Переносил руками трубы длиной более 2 метров и весом в 35 кг каждая, что привело в результате к тяжелому заболеванию кистей рук.
Позже работал газосварщиком на нескольких предприятиях, но всюду условия были примерно одинаковыми: повышенная запыленность и излучение сварочной дуги, воздействие вредных химических веществ, постоянный шум и грохот вокруг рабочего места, необходимость находиться всю смену на холоде или, наоборот, в невыносимой жаре. Часто работать приходилось полусогнувшись, что вызывает особое напряжение организма. При таких условия работы нередко приходилось обращаться к врачам.
Резкое ухудшение здоровья он почувствовал в 2004 году. С тех пор практически каждый год ему приходится ложиться в стационар и проходить курс лечения гипертонической болезни, сердечно-сосудистых и легочных заболеваний, не считая тех недомоганий, которые он лечит амбулаторно. Владимир Власович обращается в разные лечебные учреждения города, в том числе, не раз лежал и в больнице моряков — ведомственном подразделении Николаевского морского торгового порта, откуда в 2008 году Владимир Власович уволился из-за невозможности продолжать работу, В медицинской карточке Городкова собраны все справки и выписки о перенесен ных заболеваниях. Но когда речь зашла о связи состояния здоровья с профессией, администрация и медики порта заявили о том, что Владимир Городков ... на самочувствие никогда не жаловался.
Работать не может...
В мае 2008 года Владимир Власович в очередной раз лечился в 4-й поликлинике, где врачи высказали предположение, что его заболевания связаны с трудовой деятельностью. В больнице посоветовали проконсультироваться с областным профпатологом, который устанавливает связь заболеваний с характером труда. Профпатолог направил его на, обследование в Харьковский институт гигиены труда и профзаболеваний. Пройдя там полное обследование, Владимир Власович получил заключение экспертов, в котором назывались сразу три тяжелых заболевания, связанные с профессией: хроническое обструктивное заболевание легких токсико-пылевой этиологии, вегетативно-сенсорная полиневропатия верхних конечностей со стойкими вегетативно-трофическими нарушениями на кистях (от физического перенапряжения), нейросенсорная тугоухость профессионального характера.
Одновременно исследования показали, что все недуги развивались постепенно, а с возрастом дали знать о себе в полной мере.
В документе харьковских экспертов говорилось: «Согласно представленной санитарно-гигиенической характеристике условий труда от 01.08.2008 года, Городков В.В. подвергался воздействию вредных производственных факторов на рабочем месте, что составляло 85,6% рабочего времени.
На основании длительного стажа работы в условиях воздействия вредных производственных факторов (36 лет), клинических проявлений заболеваний, результатов обследования решением ВЭК установлены вышеуказанные профессиональные заболевания».
Окончательный вывод гласил: «Нетрудоспособен. Направить на МСЭК для пенсионирования по профессиональным заболеваниям. Учет терапевта, пульмонолога, невропатолога, кардиолога, лор-врача. Медицинское Обеспечение — согласно приказу МОЗ Украины №128 от 19.03.2007 года».
Вместо помощи — проволочки
В порту, где к тому времени Городков проработал 8 лет, как требуется по закону, назначили комиссию по расследованию профессионального заболевания. Чуть больше месяца отводится комиссии для определения причин такого случая и принятия необходимых мер. Однако и сейчас, через два года, Городков не может получить заключительный акт, который позволил бы ему оформить пенсию по профзаболеванию.
Вместо акта, который 'комиссия обязана выдать работнику, ему сообщили о том, что все ее члены сделали вывод: «Вопрос о профессиональном заболевании является спорным».
«Вы ежегодно проходили медицинские осмотры, при проведении которых у вас не были выявлены ранние признаки профзаболеваний, и в соответствии с действующим порядком расследования профзаболеваний администрация порта обратилась за подтверждением наличия у Вас профзаболевания в Институт медицины труда Академии медицинских наук Украины (г. Киев), — говорилось в ответе администрации порта в августе 2009 года.
Таким образом, не признав заключения харьковских медиков, портовое руководство предложило Городкову... пройти еще одно обследование, только уже в столичном институте. Понятно, что человек, и без того уставший от больниц и вынужденный тратить немалые средства на лечение, отказался от предложенной поездки.
Нам приказ — не указ
Почему же в морском порту не учли экспертизу Харьковского института? Аргументы администрации, главного врача больницы моряков и профкома порта были такими: «Харьковский институт не является легитимным. Разница между Киевским и Харьковским институтами та же, что между университетом и училищем. Мы признаем результаты Обследований только киевских специалистов».
Между тем, клиника государственного Предприятия «Харьковский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний» является одним из 10 лечебных учреждений страны, которые в соответствии с утвержденным перечнем имеют право устанавливать окончательный диагноз относительно профессиональных заболеваний. Перечень таких специализированных лечебно-профилактических учреждений утвержден приказом Кабинета министров Украины от 25 марта 2003 года №133. В этом списке значится и Киевская клиника Института медицины труда Академии медицинских наук Украины (куда порт направляет Городкова), причем, оба учреждения по закону абсолютно равнозначны.
То, что экспертиза харьковских профпатологов абсолютно законна и достоверна, подтвердила и начальник управления здравоохранения Николаевской облгосадминистрации Светлана Хотина.
«Экспертиза, выданная Харьковским институтом, — это совершенно обоснованное, профессиональное заключение компетентных специалистов, которому можно доверять. Почему для руководства Николаевского морского порта это не так, можно только гадать, — сказала она. — Думаю, что дело здесь не в компетенции харьковских врачей.
В морском порту никогда раньше не регистрировались случаи профессиональных заболеваний. Помню, случаи профзаболеваний были на заводе «Заря» и на глиноземном заводе. А вообще получить подтверждение профпатологий на любом предприятии всегда было очень сложно. Скажу так: человека заставляли пройти «все круги ада», прежде, чем он мог получить необходимые справки от предприятия, на котором работает. Поэтому таких подтверждений всегда было немного.
В случае с Владимиром Городковым считаю, что неподтверждение его профессиональных заболеваний морским портом, несмотря на то, что имеется экспертное заключение специализированного института, — это каприз самого предприятия».
Так же считает и областной профпа-толог Наталья Настенко, которая и выдавала Владимиру Городкову направление на экспертизу в Харьков.
«Предприятия всегда чинят препятствия при определении профзаболеваний. Администрации в таких случаях, как правило, всегда недовольны. Из-за этого и случаются конфликты.
Что касается квалификации Харьковского института, то, согласно распределению Минздрава, он является для нас региональным и обслуживает нашу область уже несколько десятков лет, и его компетенция ни у кого не вызывает сомнений.
К тому же, на его базе работает старейшая в Украине школа профпатологии, здесь собраны специалисты высочайшей квалификации.
Среди 10 учреждений, которые имеют право устанавливать профзаболевания, существует определенная специализация. Так, например, Киевский институт чаще рассматривает случаи профессиональных заболеваний в химической промышленности или в сельском хозяйстве. А Харьковский -как раз больше имеет дело с отраслями машино- , судостроения, которые развиты в нашей области».
Мусор из избы?
По всей видимости, дело, действительно, не в компетенции харьковских врачей и не в том, что Городков «симулирует» болезни, в чем его совершенно необоснованно обвиняют в порту. Вспомним, что до Городкова в порту не регистрировались случаи профзаболеваний. Л каждый такой факт — это настоящее ЧИ для предприятия, Только этим можно объяснить враждебно-негативное отношение к людям, получившим профессиональные заболевания и требующим документальные подтверждения этого.
Городков получил отказ в больнице моряков, в администрации и даже в профкоме порта, который, по идее, должен защищать права своего работника, а не слепо подчиняться руководству, выполняя его волю. Доказывать свою правоту Владимиру Городкову так трудно пришлось еще и потому, что его история, получившая широкую огласку, оказалась чуть ли не прецедентом на предприятии, где всячески препятствуют обнародованию подобных случаев.
Сберечь честь мундира, то есть скрыть факт профзаболевания, для порта в данном случае оказалось важнее, чем судьба самого Владимира Городкова, добросовестно отработавшего на предприятии 8 лет и вынужденного уйти на пенсию раньше времени. Не выдав ему акт расследования профзаболевания, администрация порта лишает его возможности получать хоть небольшую поддержку в виде страховых выплат.
При этом материально порт нисколько не страдает, хотя и платит обязательные страховые взносы. Непосредственно выплаты осуществляет районный Фонд социального страхования от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Похоже, что порту попросту невыгодно признавать факт, который не добавляет авторитета предприятию. Но ведь и скандал, возникший в результате огласки истории с Городковым, имеет тот же эффект: порт предстает здесь не в лучшем свете. И возможно, в порту это уже поняли. Отказав Городкову, на предприятии оформили несколько случаев профзаболеваний, чего раньше здесь никогда не было. Возможно, вскоре и отношение к Владимиру Городкову поменяется?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |