ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
ПЕНЯ... ПОЛЕЗНА ТОЛЬКО ПРИ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ОТНОШЕНИЯХ ОБЕИХ СТОРОН ДОГОВОРА
12.01.2011 / Газета: Новая Николаевская газета / № 2(769) / Тираж: 10000

Мнение Михаила Мотуза

Одной из широко обсуждаемых тем в предновогодние и посленовогодние дни стал ввод с 1 января 2011 года пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг и электроэнергии.

Много лет назад (при Президенте Л. Кучме) пеня была отменена в связи с несвоевременностью выплаты зарплат, задолженностями перед работниками и пр. Но, как всегда, у нас с разрешением одной проблемы рождается другая. Предприятия-поставщики, справедливо требующие уплаты пени, отчитываются о 90% — 110% платежах населения за их услуги, и уже не один год. Таким образом, у населения есть финансовая возможность платить, только необходимо соблюдать сроки, указанные договорах со стороны потребителей и обязательства по количественным и качественным показателям услуг со стороны их поставщиков.

А вот теперь — отдельно по каждому из поставщиков (исполнителей) услуг. Тут ситуация резко не одинаковая

Возьмем «Николаевгаз» и «Николаевводоканал». Здесь большинство бытовых потребителей имеет договоры и учет (либо по счетчикам, либо по норме). Услуга предоставляется практически бесперебойно. Поэтому у этих предприятий есть и моральное, и юридическое право начислять пеню за срыв срока оплаты. У «Николаевоблэнерго» и вовсе нормальная ситуация: 100% приборный учет и наличие договоров, что дает полное право начислять пеню.

Для Николаевской ТЭЦ и «Облтеплоэнерго» ситуация несколько более сложная. Здесь «размыты» понятия «поставщик» и «исполнитель услуги» — из-за нерешительности городской власти. Не все потребители имеют договоры (вот там-то должно быть указано, кто исполнитель услуги), но учитывая довольно четкие ежемесячные расчеты и проводимые перерасчеты за недооказанные услуги, можно считать, что, желая получить крайне необходимые средства ежемесячно, тепловики быстро урегулируют ситуацию.

Теперь самое интересное — услуги по эксплуатации жилья, уборке придомовых территорий, вывоз) мусора. Так давно обещанных жителям договоров как не было, так и нет. Контроль за выполнением работ также отсутствует. Перерасчеты если и производятся, то только за неработающие лифты (там, где оплата за них еще входит в состав квартплаты). О перерасчетах оплаты за услуги по содержанию жилья можно только мечтать. («Новая николаевская газета писала об этом в материале «Коммунальная «лапша на ушах» потребителей услуг», опубликованном в №1 газеты от 5 января с.г. — прим. ред.).

В дом, где живет автор этих строк, например, не ступала нога слесаря-сантехника с момента окончания прошлого отопительного сезона. Еще топили, а ЖЭК уж сдавал готовность дома к следующему сезону (и приняли!), а затем два месяца в подвале текло, но по бумагам — все в порядке... Уборка придомовой территории производилась по методу: на два часа «загнали» во двор 10 дворовых рабочих в форменных жилетах, они быстренько вынесли разом всю оставшуюся опавшую листву (в основном жители сами это сделали раньше), хулиганы её успешно сожгли.

Раза четыре за всю осень во дворе появилась женщина в форме родного ЖЭКа на 10 -15 минут. И всё — «услуга оказана». На электропроводку в подъезде страшно смотреть, свет на лестничных клетках не выключается 10 лет, нет выключателей, об ободранных стенах и т.п. нечего говорить. Таким образом, из того минимума услуг, которые обязательно должны выполняться, часть выполняется частично, а часть — не выполняется вообще. И только вывоз мусора производится регулярно (во всяком случае, в нашем районе). Аналогичная ситуация во всем городе, только в разных вариациях — то ли мусор не вывозят, но метут, то ли сети хорошо обслуживают, но не метут и не вывозят мусор и т.д.

И неважно, какой формы собственности жилищное предприятие, которое навязали жителям, чтобы собирать с них деньги без договорных отношений. Так ведь легче и удобнее. За тем и шли они на конкурсы по обслуживанию домов. Таким образом можно собирать деньги за вывоз мусора, обслуживание лифтов, а также за невыполняемые собственные обязательства, благо, что они закреплены лишь в виде стоимости в тарифе, без обязательств перед жильцом в виде договора. И возникает вопрос — а за что платить, да еще с пеней? Может, поэтому так своевременно принятое недавно решение о выводе услуги по вывозу ТБО (бытового мусора) из квартплаты лихо остановили мораторием, с абсолютно невнятными объяснениями причин.

А ведь правда, люди готовы будут платить отдельно за вывоз мусора, если его будут вывозить. Лифтовики также давно решительно настроены взимать плату за обслуживание лифтов напрямую, минуя квартплату... Вот тут и наступит «момент истины». Люди поймут, что приятно платить за услуги, если они реально оказываются, и взаимно уважать поставщиков электроэнергии, тепла, газа, воды, возчиков мусора. Народ прозреет, и, как амброзия в августе в Николаеве, начнут плодиться ОСМД. Люди быстро найдут, кто им обслужит внутридомовые сети, уберет двор, а в райадминистрациях, наконец, поймут, что территории, закрепленные за районом по уборке, придется убирать уже не за счет денег квартплаты, а за те средства, которые выделяются из бюджета города.

Конечно, создать новое ОСМД — это не механически перерегистрировать 150 ЖСК в ОСМД (чем так гордились недавно руководители Департамента ЖКХ). Это уже другой уровень проблем (отвод земли для ОСМД, встроенные нежилые помещения и подвалы, и многое другое). А ЖЭКи, ЧП, ООО и т.п., наконец, поймут, что либо пора браться за определенные виды работ и договариваться с ОСМД (с взаимными обязательствами, в т.ч. и пеней), либо вообще искать другую нишу для своей деятельности.

И еще одна проблема. Готовы ли наши банковские учреждения в те сроки, которые сегодня указаны в договорах солидных предприятий, принять всю массу плательщиков. Ведь лишь считанные банки (Сбербанк, например) принимают плату в субботу, и никто — в воскресенье. А огромные очереди, «чудеса» с платой за комиссию (кстати, сейчас банки втихаря могут ее увеличить)?.. И мы получим результат — дешевле уплатить пеню, просрочив платежи, чем уплатить по 3 -10 грн. комиссии за один платеж. Об этом власть, вероятно, должна позаботиться. А если уже позаботилась, то это большой ей плюс. Кивать на автоматы, банкоматы и пр. бесполезно. Это пока еще — для немногих пользователей.

Таким образом, приходим к выводу, что пеня нужна, но при цивилизованных отношениях обеих сторон договора. Сегодня они есть у основных поставщиков услуг. Но вне системы цивилизованных отношений остаются жилищники, желающие въехать в цивилизованность «зайцами». Вот этого допустить нельзя. Еще раз повторюсь. За грандиозными планами и перспективами нельзя забывать, что в городе живут обыкновенные люди. Их большинство, они — народ. И об их удобствах и проблемах необходимо постоянно думать.

Автор: Михаил Мотуз


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту