Почему-то принято публиковать рецензии только на стихи и книги николаевских писателей, которые выходят в свет в текущем году. А на моем столе небольшой сборник поэзии Вячеслава Козлова «Погода на сегодня». На его обложке обозначена дата — 1991 год. И с титульной страницы на читателей смотрит умное, симпатичное и совсем молодое лицо его автора.
Вячеслава Ивановича Козлова многие николаевские читатели знают давно. Но, главным образом, как прекрасного журналиста, многолетнего чуткого секретаря отряда николаевских журналистов. Его очерки и интересные публикации на самые разные темы регулярно встречаются на страницах областной газеты «Южная правда». Их отличает отсутствие словесных штампов, стремление постигнуть и высветить суть описываемых событий. И — дать им собственную оценку. Как раз именно то, что, к сожалению, в последние годы не часто встречается на страницах наших газет, которые превращаются просто в бесстрастных регистраторов информации. И почему-то мало кто, особенно из молодых николаевских литераторов, знаком с поэтическим творчеством Вячеслава Козлова. В этом я убедился, проведя личный опрос знакомых поэтов и журналистов. Хотя, следует оговориться, один человек неожиданно процитировал мне две строчки поэта: «Есть траектория полета. Нет траектории ходьбы».
Вот и я сам, должен покаяться, коренной николаевец, неравнодушный к литературе, как-то пропустил, не обратил в свое время должного внимания на творчество Вячеслава Козлова. А ведь строчки о траекториях сидели в моей памяти давно. Но только теперь узнал, что взяты они из заглавного стихотворения указанного сборника. И, значит, эти две строчки живут в памяти николаевцев уже более двадцати лет. А ведь известно: время для оценки любого литературного произведения — главный и самый объективный критерий. Но, оказывается, подобных поэтических находок в стихах Козлова много.
К примеру, уже в следующем стихотворении «Надежда» читаю:
Надежд моих несломанные ветви
Раскачивают дальнюю звезду,
На плечи утомленного столетья
Я руки доверительно кладу.
Судьбу ему и помыслы вручаю
И жажду безобманной тишины,
Ведь до сих пор я все еще встречаю
Отца, что не пришел домой с войны.
Несомненно, так доверительно и тепло обращаться со временем и памятью могут только истинные поэты. Им же дано и умение предвидеть будущее. Убеждают в этом и строчки Козлова из полемического стихотворения «Позиция»:
Говорят: помолчи. Ох, надвинется время,
Когда ветры ворвутся, тополя теребя...
И поручик Голицын будет целиться в темя,
А корнет Оболенский станет вешать тебя.
А через несколько строф, немного поразмышляв вслух вместе с читателем, поэт приходит к такому выводу:
Если слово мое будет веско и зримо,
Если в сердце достаточно будет огня,
То поручик Голицын будет целиться мимо
И не тронет корнет Оболенский меня.
Так, негромко, но очень человечно, поэт выразил мысли целого поколения, которому пришлось болезненно переживать ломку многих исторических представлений. В. Козлов умеет бегло, несколькими штрихами передать многое и подтолкнуть читателя к глубоким размышлениям.
Сошлюсь на стихотворение «Голодовка студентов». Оно начинается вроде бы с обычной пейзажной зарисовки в две строки: «Остывают на клумбах розы от прохлады бабьего лета». Но следующие за ними строчки уже говорят о многом: «Никогда, никогда не поздно отводить темноту от света». А дальше мы узнаем, что «на Крещатике зябнут койки, словно чайки среди метели». Оказывается, так решили выразить свой протест происходящим в стране столичные студенты. В наше майданно-митинговое время такое воспринимается уже как будничное событие. Но ведь это стихотворение написано двадцать лет тому назад. И как интересен мудрый вывод, к которому пришел поэт еще в то время:
И никто не спешит до хаты,
Хотя холодом плиты дышат.
Наши дети не виноваты,
Что не в нас характером вышли...
Корни жизненной и профессиональной деятельности Вячеслава Козлова связаны со Снигиревским районом. Этой близостью к селу и природе пропитаны многие стихотворения поэта. В стихотворении «Родное поле» он откровенно признается:
Теплый дух золотого массива,
Силу в сердце вливаешь не ты ль?
Тут босыми ногами месил я
Ноздреватую, тонкую пыль.
И пшеница на фоне заката,
Чуть не тычась усами в плечо,
Все шептала: «Останься. Куда ты?»
И дышала в лицо горячо.
Здесь удивительно точны каждая деталь, отчетливо пробивается есенинское очеловечивание сельской природы. И суровая необходимость расставания с самыми близкими и родными местами.
Я специально чаще цитировал стихи из первой книжки поэта. Не потому, что она единственная. Перу Вячеслава Козлова принадлежат три стихотворных сборника. Они называются «Знак огня» и «Черная радуга». Последний опубликован в 1998 году и посвящен памяти сына поэта, который трагически погиб в молодом возрасте. В цикле стихов «Память о сыне» есть и такие горькие строчки:
На ухоженном погосте
Бьется грусть о грань стакана.
Я пришел к сыночку в гости.
ОН — моя живая рана.
Выдержка приведена не случайно. Мне хотелось, чтобы читатель еще раз убедился: настоящий Поэт даже в самые тяжкие минуты жизни — остается поэтом. И воспринимает ее на свой, особый лад.
В наше время поэтического анденграунда, пропитанного компьютерной и интернетовской лексикой, поэзия Вячеслава Козлова воспринимается как родниковая вода. Не потому, что стихи устарели. Причина в другом. Они очень чисты. По мыслям поэта, его чувствам и форме изложения. И, как к родниковой воде, к ним хочется припадать еще и еще...
Перечитывая Козлова, обратил внимание и на такую деталь. Редактором первого сборника, оказывается, был еще Эмиль Январев. Редакционное послесловие ко второму — написал Дмитрий Креминь. Думается, это не случайность. Два лучших николаевских поэта еще в те годы обратили внимание на талант Вячеслава Козлова и единогласно признали его.
В черновом варианте, первоначально, свою рецензию я озаглавил так: «Читая старые стихи». Но когда еще и еще раз перечитывал три небольших книжечки, понял, что истинная поэзия не стареет. И я откорректировал заголовок. В этой связи хочется отметить: как было бы хорошо, если бы местное отделение Союза писателей и николаевская общественность изыскали возможность подготовить и издать томик избранного творчества поэта. Это нужно скорее не Вячеславу Козлову. Такое необходимо нашей молодежи, только начинающей жизнь и думающей, как ее строить.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |