ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Ингульскому мосту — 30 лет!
13.01.2011 / Газета: Вечерний Николаев / № 3(3019) / Тираж: 7500

Ингульский мост — разводной мост через реку Ингул, который соединяет центральную часть города с микрорайоном Соляные.

Разводной пролёт предназначен для пропуска кораблей и судов, построенных и ремонтируемых на судостроительном заводе имени 61 коммунара (бывшее адмиралтейство, положившее начало городу Николаеву).

Интересно, что мост расположен именно в том месте реки, где сразу же после основания города, в 1790 году, для перехода вновь построенных кораблей через устьевые бары Ингула начались дноуглубительные работы. Для их проведения была построена «фарватерная машина». Она представляла собой понтон с черпаками по бокам, приводившимися в движение с помощью огромного деревянного колеса, по которому ходили люди. С помощью этой дноуглубительной машины удалось прочистить фарватер в устье Ингула протяженностью 20 м и шириной 8 м при глубине 4,5 м.

Спустя 184 года начались работы по возведению в этом же месте перехода для автомобильного транспорта, но в поперечном направлении реки.

Технические характеристики Ингульского моста

Длина моста составляет 472 м, с подходами 1330 м, ширина — 18,5 м (4 полосы автотранспорта), два тротуара по 2,25 м.

Схема: 5 * 33 м разводной пролет 76,25 м 7 * 33 м. Пролётные строения: эстакадная часть — 33-метровые — сборные железобетонные преднапряженные балки. Русловый пролет: 76,25 м, разводной, металлический, однокрылый с противовесом, вертикальной конструкции, подъемный. Фундаменты — на оболочках диаметром 0,6 м. Тело опор — сборно-монолитное.

В октябре 1972 года Киевским филиалом института «Союздорпроект» совместно с институтом «Ленгипротрансмост» была закончена разработка проекта нового Ингульского моста, а в 1974 году было начато его строительство. Выполнение работ поручили мостоотряду № 73 под руководством начальника строительства Льва Георгиевича Карели, который уже был знаком николаевцам по строительству Варваровского и железнодорожного мостов.

Мостовый переход должен был пересечь реку Ингул от улицы Пушкинской до мыса «Стрелка» и по эстакаде крутым поворотом выйти на Киевское шоссе. Он как бы «разрезал» расположенный за рекой парк Победы на две части. В центре парка был расположен памятник воину-победителю, который оказался в непосредственной близости от новой автомагистрали (там, где сейчас начало аллеи Славы), и его пришлось демонтировать.

Интересной была технология строительства пролетных частей моста. Между смонтированными опорами моста устанавливался специальный кран, чем-то похожий на рельсоукладчик, который устанавливал 33-метровые секции пролетных строений на свои места.

Объединить две «разрезанные» мостом части парка Победы должен был подземный переход, ставший первым и на долгие годы единственным подземным переходом в Николаеве.

Несмотря на внешнюю простоту моста, его декоративному украшению уделялось отдельное внимание со стороны партийных органов. Так, под непосредственным контролем первого секретаря горкома партии Эдуарда Алексеевича Шорина работала группа художников, создававшая литые декоративные вставки на перила моста.

Пешеходные спуски с моста планировались на каждой стороне с двух берегов, но к моменту окончания строительства так и не были завершены (не закончены они и сейчас). Из запланированных четырех лестниц частично построена только одна со стороны Флотского бульвара, да и у той строители промахнулись с высотой, и теперь при спуске на набережную горожанам приходится вначале подниматься на одну ступеньку вверх. Лестница, имеющая выход на противоположной стороне моста, так и осталась недостроенной. А со стороны парка Победы продолжают лежать железобетонные ступени для двух винтовых лестниц, предусмотренных там по проекту. Думаю, что они уже никогда так и не будут достроены.

Движение по новому Ингульскому мосту открылось 6 января 1981 года.

Путь по новому мосту был значительно длиннее, чем по старому, а троллейбусная линия в Соляные так и оставалась планом. Чтобы приучить горожан к новому мосту, практически сразу же был разведен «старый» Ингульский мост, который стоял в разведенном положении до своей реконструкции 1990 года.

Троллейбус на мосту

Спустя полтора года после открытия моста продолжилась реконструкция Киевского шоссе с учетом пуска по нему троллейбуса. Во второй половине 1982 года НТТУ и НСУ-407 начали укладку электрических кабелей, установку опор для троллейбусной линии, а завод имени 61 коммунара приступил к сооружению тяговой подстанции.

Пуск троллейбуса через Ингульский мост состоялся 31 декабря 1982 года. С этого времени в Николаеве открыли новый 6-й троллейбусный маршрут от парка имени Петровского до предприятия «Облсельхозтехника». Уникальность новой троллейбусной линии состояла в том, что на Ингульском мосту пришлось соорудить специальные разводные конструкции контактной сети троллейбуса на случай разводки моста. Подобные конструкции в СССР эксплуатировались только на разводных мостах через Неву в Ленинграде. До 1996 года Ингульский мост был мостом с самой большой разводной частью в Европе, а сейчас он уступает меньше 6 метров мосту в Роттердаме.

Происшествия, связанные с Ингульским мостом

В середине 80-х с Ингульским мостом произошел первый серьезный инцидент. Вероятно, какое-то плавсредство врезалось в пролет, непосредственно граничащий с разводной частью. Что именно произошло, мне неизвестно, но вот последствия были видны всем: пролет рядом с разводной частью получил механические повреждения. К мосту подвезли одну секцию пролетной части. Спустя несколько дней движение по мосту было закрыто на три дня. Транспорт пропускали через мост завода имени 61 коммунара. Одну секцию пролета демонтировали и на ее место установили новую. Восстановили асфальтобетонное покрытие, и три дня николаевцы могли наслаждаться пешими прогулками по проезжей части моста. Поврежденную часть моста просто опустили плавкранами в реку возле набережной (там, где раньше был Дикий пляж).

Еще один инцидент произошел уже в 90-х. Рано утром мост начал самопроизвольно разводиться. Сработал подъемный механизм. Тогда об этом писали в газетах. После этого на разводной части моста появились бетонные блоки, которые при каждой разводке убирали краном на неподвижную часть.

4 марта 2008 года стало известно об инциденте, имевшем место во время вывода судна из акватории завода им. 61 коммунара. Испанские заказчики забирали заказ — судно, спущенное на воду еще перед Новым годом. Два буксира провели судно через разведенный пешеходный мост и продолжили движение к Ингульскому мосту, который к тому времени находился в разведенном состоянии. Неожиданно пролет Ингульского моста начал опускаться. Команды обоих буксиров применили экстренные меры для остановки буксируемого судна. Буксир, идущий сзади, сумел отработать «полный назад», и только благодаря этому удалось избежать столкновения с мостом. Судно пришлось вернуть обратно на завод. Как рассказал диспетчер, который дежурит на мосту, ЧП произошло из-за проблем с механизмом. Якобы из него вытекло масло, и гидравлика отказала. После того, как прокачали масло и продули механизм, стало возможно вновь развести мост.

Автор: Андрей Шинкаренко www.bazar.nikolaev.ua


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту