В полумиллионном городе N отродясь не было достаточного количества храмов искусства: два театра, два музея, два выставочных зала, 4 кинотеатра и одна бездомная филармония. И совсем удивительно, что пару лет назад в городе N появился совсем уж непривычный для нашей глубокой провинции «храм» — киностудия «Никофильм». Что ж, хвала безумцам, которые наперекор всему идут к своей мечте!
...Сценарий с рабочим названием «Пашка» лежал в столе Байрама Гаджиева два года. Проект, который он задумал, изначально был некоммерческим. Не экшн, не боевик. Социальный проект. О мальчике из детдома, который разыскивает свою мать, лишенную родительских прав. Украинский сценарист Леся Волошин, воплощая на бумаге давнюю идею Байрама, написала хороший сценарий.
Общение Байрама Гаджиева с украинскими продюсерами положительных результатов не дало — кризис сказался, ну и, безусловно, новоукраинский менталитет. Никто не взялся вкладывать деньги в социальное кино. Съемки нынче финансируются телеканалами, а им интересны определенные темы... Какие именно — мы каждый день видим на экране телевизора.
Оставалось надеяться только на себя. Режиссер Байрам Гаджиев оказался готов вложить в съемки собственные средства. Сегодня в Киеве продюсер будущего фильма занимается набором съемочной группы. Однако о том, чтобы снимать весь фильм в Николаеве, как того хотел режиссер, не может быть и речи. Обеспечить питание, ночлег и оплату рабочих дней для группы в 20-30 человек — дорогое удовольствие. Дешевле одному Байраму отправиться в столицу на весь съемочный период. И все-таки он мечтает о том, чтобы частично в фильме присутствовали николаевские «картинки». Например, детский интернат на Аляудах, где можно было бы снять реальные кадры из мальчишеской интернатской жизни.
Хорошее кино могут сделать только хорошие специалисты — в Киеве такие есть. Но и без хорошего главного героя самый хороший сценарий ничего не стоит. Придется объявлять кастинг среди мальчишек 7-8 лет.
- Проблема еще в том, что зритель всегда хочет видеть на экране узнаваемых актеров, хотя бы в маленьких, эпизодических ролях, — говорит Байрам. — А узнаваемые лица стоят дорого. И все-таки я хочу попробовать пригласить, каким-то образом «выпросить» на второстепенные роли кого-либо из сегодняшних российских кинозвезд, среди них есть немало выходцев из Украины... даже «близких соотечественников» — родом из соседних к Николаеву областей.
Полтора десятка лет назад диплом юриста привел Байрама Гаджиева на работу в уголовный розыск. Но киномечта оказалась сильнее. В 2005 году он отправился в Москву и поступил на Высшие курсы режиссеров и сценаристов в мастерскую Аллы Суриковой, где проучился почти два года. Мастер-классы на курсе вели Никита Михалков, Сергей Соловьев, Владимир Меньшов, Владимир Хотиненко, польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси и еще целая вереница легенд российского и мирового кинематографа.
Следующим шагом к киномечте стало оборудование в Николаеве собственной маленькой киностудии и работа над фильмами. Пока что — документальными. В 2008 году была создана лента «Мы строили корабли авианесущие», в 2009-м — еще две: «Служба длиною в жизнь» (история николаевской полиции и милиции) и «День святого Георгия» (история Николаевского УБОПа).
Фильм об авианосцах оказался заметным явлением: он не только рассказывает зрителю о выдающихся страницах, имевших место в истории николаевского кораблестроения, но и содержит 35 минут подлинной исторической хроники, которую Байрам собрал в архивах Николаева и Киева, где нелегко было отыскать сохранившиеся скупые, немногочисленные кадры. Надо отдать должное городской общине — фильм был снят при поддержке мэра Владимира Чайки и Благотворительного фонда «Николаев-2000» (председатель правления Владимир Пучков).
...Каждое утро, обращаясь к новому дню, режиссер Байрам Гаджиев устраивает «внутри себя» борьбу мотивов. Надо или не надо? Бросить всё или еще раз попробовать? Может, взяться за выгодный проект, чтобы потом можно было фильм продать? Так острое желание снимать настоящее, хорошее кино разбивается о финансовую реальность времени. Но к коммерческому кино у него душа не лежит. Значит, надо еще раз попробовать приблизиться к своей киномечте.
Сегодня в режиссерском багаже Байрама Гаджиева несколько удачных учебных, экзаменационных, документальных фильмов. В планах — создание киноленты о проблеме СПИДа, о трагической жизни обыкновенного человека, случайно инфицированного вирусом ВИЧ.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |