Скандал вокруг средств, полученных Украиной от Японии по Киотскому протоколу в период пребывания Юлии Тимошенко на посту премьера, вот уже второй год, находится в центре общественного внимания. К этой теме даже пытаются «прицепить» некую политическую подоплеку. Попробуем разобраться, что же произошло на самом деле.
В марте 2009 года Украина и Япония подписали соглашение по продаже Украиной квот на выброс парниковых газов в атмосферу.
Тогдашний премьер Тимошенко преподносила это протокольное событие как свое личное выдающееся достижение. Мол, сделала деньги «из воздуха». Тот факт, что «киотские» деньги — это далеко не подарок и, на самом деле, направления и способы их использования четко оговорены в международном документе, именуемом «Киотский протокол», Тимошенко и ее пропагандисты скромно умолчали.
Зато экс-премьер просто использовала эти средства по своему личному усмотрению. Приближались президентские выборы, и Тимошенко срочно нужны были ресурсы для агитации. В тот период одним из своих достижений правительство называло своевременную выплату пенсий (хотя это, на самом деле, прямая обязанность и сфера ответственности для любой власти). Со временем, когда встал вопрос, куда же девались «киотские» миллиарды, была обнародована версия, что они были пущены на покрытие недостачи в Пенсионном фонде. За нее сразу же активно «ухватились» пиарщики Тимошенко. Дескать, для людей старалась, хотела дать пенсионерам пенсии.
Но, даже если закрыть глаза на тот факт, что перевод этих денег в Пенсионный фонд является нецелевым их использованием (то есть — преступлением), то возникает другой вопрос. А именно — куда же тогда правительство Тимошенко подевало деньги из Пенсионного фонда? И почему в ПФ возник дефицит?
А все дело в том, что госпожа Тимошенко использовала средства Государственного бюджета как содержимое собственного кошелька. Словно забыв, что, согласно установленной международной процедуре, сторона, предоставившая средства в рамках Киотского протокола, обязана проводить мониторинг их использования на реализацию соответствующих проектов, и даже более того — несет ответственность за результаты их реализации.
Как известно, недавно против экс-премьера Юлии Тимошенко было возбуждено уголовное дело по факту превышения полномочий по использованию средств Киотского протокола. Естественно, это вызвало у японцев беспокойство, так как, в частности, это может создать им трудности при подписании аналогичных договоров с другими странами. Для нашей страны это означает не только немедленный возврат всей суммы из Госбюджета, но и огромные штрафные санкции, а также резкое ухудшение инвестиционного климата и снижение доверия международной общественности.
Какие же можно сделать выводы из этого исследования?
Первый вывод состоит в том, что так навредить государству и народу, как это сделала госпожа Тимошенко, нужно еще суметь. Во-первых, были израсходованы неизвестно на что миллиарды бюджетных средств, за которые стране необходимо отчитаться перед иностранными партнерами и, возможно, вернуть всю сумму плюс штрафы. Во-вторых, подмочена репутация Украины как государства-партнера в международных соглашениях. В-третьих — за «художества» предыдущего правительства, придется расплачиваться из последующих бюджетов.
Второй вывод: никакой политикой в этой чисто криминальной истории даже не пахнет. Просто нужно, и это третий, главный вывод, чтобы каждый чиновник, каждый член правительства, неважно — бывшего, нынешнего или будущего, — четко понимал, что бюджетные деньги — это не собственный кошелек, и за любые незаконные манипуляции с ними, какими бы благими намерениями они ни прикрывались, придется отвечать.
Может, тогда, когда это будет абсолютно понятно, Украина и станет, наконец, действительно цивилизованным и правовым государством.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |