«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков», — учил фантазер и публицист Даниель Дефо. Наш внутренний мир, круг общения, условия труда и отдыха, даже настроение и эмоции, которые мы испытываем, приходя каждый день на работу, серьезно влияют на результаты нашей деятельности. Есть на Юж но-Украинской атомной подразделение, работу которого очень сложно измерить цифровыми показателями. Но от этого его значимость не становится меньше. Этот немногочисленный (всего 6 человек), но сплоченный коллектив отвечает за психолого-педагогическое обеспечение персонала сложнейшего атомноэнергетического предприятия.
* * *
Психологи АЭС в своей работе руководствуются принципом конфиденциальности. А это значит, что данные о психологических особенностях, личных мнениях, оценочных суждениях работников являются конфиденциальными и не подлежат разглашению.
* * *
Первый тест на профпригодность
Каждый без исключения будущий работник АЭС сдает его специалистам ЛППО (лаборатории психолого-педагогического обеспечения), которые определяют уровень развития профессионально важных качеств кандидата. Заключение психологов направляется в комиссию по профотбору, принимающую решение о приеме на ту или иную должность. «Можно сказать, что мы — первая линия защиты в обеспечении безопасности», — говорит руководитель лаборатории Раиса Боровицкая. На эту должность она, психолог с 10-летним стажем работы, назначена недавно, сменив на данном посту ушедшего на заслуженный отдых Виктора Копылова.
Главная задача психофизиологического обследования — оценить уровень развития таких профессионально важных качеств работника, как внимательность, ответственность, осторожность, память, уровень логического мышления и ряд других показателей, которые позволяют установить пригодность человека для работы на АЭС. Для каждой должности — свой набор тестов. «Немаловажно, что после того как человек устроится на работу, в процессе деятельности наша связь с ним не теряется, — продолжает разговор психолог Екатерина Черешня. — Мы даем свои рекомендации и при переводе персонала на вышестоящую должность, и в случае возникновения проблемных ситуаций».
Мы работаем на перспективу
«Знания в области психологии управления и вопросов, связанных с влиянием человеческого фактора на обеспечение культуры безопасности, которыми делятся психологи на занятиях, могут быть применены персоналом и через месяц, и через годы, когда, например, сегодняшний молодой специалист станет руководителем. Наша работа рассчитана на перспективу», — уверена Раиса Боровицкая. Именно поэтому она считает, что деятельность ЛППО нельзя выразить цифровыми показателями. Конечно, есть какие-то итоговые данные, например: в 2010 году психофизиологическое обследование прошли 707 человек, консультативная помощь предоставлена 744 работникам станции, всего для разных категорий персонала проведено 263 занятия, но психологи АЭС уверены, что не в этом суть деятельности ЛППО. «Каждый работник — индивидуальность. Увидеть в нем Личность, поддержать, научить, помочь настроиться на позитивный результат — вот главная задача нашего коллектива, — считает руководитель лаборатории. — Мне приятно работать в команде единомышленников и настоящих профессионалов, и в этом немалая заслуга нашего бывшего руководителя Виктора Аркадьевича Копылова».
Обследуем. Учим. Консультируем
За 21 год существования службы психологической поддержки персонала АЭС круг ее задач существенно расширился. Сегодня в перечне основных направлений работы ЛППО уже упомянутое психофизиологическое обследование, психолого-педагогическая подготовка персонала, консультативная помощь, социально-психологические исследования. В арсенале специалистов лаборатории разнообразные методы: семинары, лекции, тренинги, дискуссии, анализ реальных ситуаций, анкетные опросы, тестирование, занятия по индивидуальным программам (при подготовке на вышестоящую должность). «Если до 2009 года индивидуальное обучение основам психологии и вопросам культуры безопасности проводилось лишь для оперативного персонала, то начиная с прошлого года такие занятия организуются при подготовке на должность и для руководителей низового, первичного и среднего звеньев управления», — уточняет психолог Елена Шамис.
Обязательные занятия по культуре безопасности — непременная составляющая каждого двухгодичного цикла поддержания квалификации оперативного персонала. В программе — вопросы по эффективной коммуникации, командному взаимодействию, управлению группой, контролю стрессовых ситуаций. Все эти знания действительно нужны и важны для оперативников. Получается, каждые два года — знакомая тема? Как при этом сделать занятия живыми, интересными и, главное, полезными? «Для этого мы используем отчеты о станционных событиях, в которых были задействованы совершившие ошибку работники того же уровня, — делится опытом психолог Юлия Беломоина. — Совместный с преподавателем разбор причин ошибочных действий коллеги — зачастую мощный стимул для пересмотра своего отношения к теме безопасности». Ну, а качество усвоения теоретических знаний специалисты ЛППО оценивают, наблюдая за действиями персонала в процессе занятий на полномасштабных тренажерах, где учебные тренировки максимально приближены к реальным ситуациям. По результатам наблюдений психологи разрабатывают рекомендации как инструкторам, так и обучаемым.
Чтобы ошибки стали опытом
Давно доказано, что даже самые высоконадежные технологические системы могут быть уязвимы с точки зрения человеческих ошибок — от них не застрахован любой высококлассный и опытный специалист. Но можно ли обратить ошибочный опыт в пользу?!
Положительным примером использования опыта работы с учетом человеческого фактора в области атомной энергетики служит бельгийская АЭС «Тианж». Сутью действующего там подхода является последовательное внедрение на предприятии политики «не наказания» за допущенную ошибку. А главной целью — постепенное создание атмосферы открытости, способствующей передаче информации, важной для безопасности. Информация, которой делится персонал, не испытывающий страха наказания, дает возможность провести всесторонний анализ события, позволяющий выявить максимум явных и скрытых отклонений, найти их исчерпывающие объяснения и предложить адекватные корректирующие мероприятия для предотвращения подобных ошибок в будущем.
С 2004 года такой проект развивается и на Южно-Украинской станции. В его рабочую группу входят психологи, инструкторы учебно-тренировочного центра и технические специалисты АЭС. Южно-украинские эксперты прошли обучение на «Тианж», освоили методику анализа событий, связанных с ошибками персонала, и адаптировали ее для использования на отечественных атомных станциях. «Выводы, сделанные по результатам анализа событий, не только предлагаются руководству подразделений для информирования и извлечения уроков, но и используются в обучении персонала. Это максимально приближает содержание учебных занятий к реальному опыту обучаемых. Именно за счет такой обратной связи можно действительно обеспечить приверженность персонала культуре безопасности. Проект, о котором идет речь, — один из инструментов ее воспитания, — уверена руководитель ЛППО Раиса Боровицкая.
Человек — главный барьер безопасности
Так что же такое культура безопасности, которая так часто упоминается сегодня? Этот термин появился более двух десятилетий назад после горького урока Чернобыля, когда атомщики всего мира основополагающим и неоспоримым приоритетом своей деятельности признали безопасность. Уходя от правильной, но сложной формулировки, можно сказать, что культура безопасности — это такая система взаимоотношений работников при выполнении своих обязанностей, при которой человек оказывается просто неспособным совершить какой-либо шаг в ущерб безопасности. Три кита в основе данного понятия — критическое и осмысленное отношение к своему делу и поставленным задачам, четкое соблюдение установленных требований, осторожность и внимательность при выполнении работ, а также своевременное и полное информирование о своих действиях.
Но объявить о безусловном приоритете безопасности над любыми другими интересами — это еще далеко не все. Гораздо важнее, а главное, сложнее сделать так, чтобы основополагающие принципы культуры безопасности были не просто поняты и приняты персоналом, но и стали жизненными постулатами каждого из 7 тысяч работников Южно-Украинского энергокомплекса. В выполнении этой задачи принимают участие и психологи ЛППО.
* * *
Для изучения отношения работников АЭС к вопросам культуры безопасности, их оценки состояния психологического климата в коллективах подразделений используются анонимные анкетные опросы. Обобщенное мнение персонала представляется руководству для анализа и принятия управленческих решений.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.204Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |